Самарская область на протяжении нескольких лет входит в тройку лидеров по реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Региональный центр – Самара – один из показательных примеров эффективного обновления дорог местного значения. Глава городского округа Елена Лапушкина рассказала, что это стало возможно благодаря грамотной стратегии при подготовке дорожно-строительных кампаний и тактике, рассчитанной на опережение темпов работ.

– В последние годы дорожная тема остаётся среди основных вопросов городской повестки. Как Самара выполняет ремонт дорог и решает застарелые проблемы дорожного движения?

– В Самаре темпы и объемы дорожных работ не снижаются на протяжении последних нескольких лет. Администрация города старается включать улицы в план ремонта так, чтобы охватить все внутригородские районы, в том числе отдаленные. Например, прошлым летом больше десятка объектов привели в порядок в поселке Мехзавод. В целом итогом дорожно-строительного сезона-2020 стали более 54 км обновленных городских дорог, из которых 41,5 км отремонтированы по нацпроекту, инициированному президентом России Владимиром Путиным, – на это направили более 1 миллиарда рублей.

Все больше дорог получается обновлять комплексно: говоря языком специалистов, в границах «красных линий», то есть от фасада до фасада. Причем в работу стараемся брать ту или иную улицу целиком – на всем её протяжении.

– Какие улицы преобразились наиболее заметно?

– В 2020 году самые масштабные работы провели на пяти дорогах местного значения. Это улицы Стара-Загора, Победы, Мичурина, а также несколько участков улиц Арцыбушевской и Ленинской – на них работы продолжатся и в 2021 году. После ремонта дороги стали комфортными и безопасными. Конструктив проезжей части, где нужно, усилили. Автодороги стали отличаться большей устойчивостью к эксплуатационным нагрузкам – это важно, поскольку данные транспортные артерии являются одними из самых востребованных. Прочности добавили и современные материалы: щебеночно-мастичный асфальтобетон на полимерно-битумном вяжущем. Тротуары стали выглядеть более эстетично за счет использования плитки, которую при необходимости можно в кратчайшие сроки заменить в отдельных местах. Причем плитка выдержит как морозы, так и частые температурные переходы через нулевую отметку. И благодаря строгому соблюдению многослойной технологии влага не будет задерживаться на поверхности и разрушать покрытие.

По просьбам горожан вместо асфальтобетона плитка появилась в общественных местах: возле парков, скверов, храмов, культурно-образовательных учреждений, банков и других социально значимых объектов. К тому же при устройстве плиточного покрытия обязательно наличие плитки с тактильными элементами для удобства слабовидящих граждан. Для другого маломобильного населения создают пандусы у пешеходных переходов. Для повышения безопасности движения появились так называемые островки безопасности на разделительной полосе проезжей части дорог, чтобы пешеходы, не успевшие перейти дорогу, могли спокойно дождаться следующего разрешающего сигнала светофора на таком островке.

Одна из основных задач – повышение пропускной способности дорог. Она решается в том числе за счет расширения проезжей части вблизи самых загруженных перекрёстков – дополнительные поворотные полосы позволяют автомобилистам совершать манёвр, не создавая пробок. Например, на улице Стара-Загора поворотные полосы теперь есть на пересечениях с улицами Советской Армии, Димитрова, Ново-Вокзальной.

Кроме того, в Самаре появились «карманы» для подъезда общественного транспорта к остановкам. Отремонтированы имеющиеся парковки, созданы новые парковочные пространства, например, несколько сотен машиномест появилось на улице Победы. Сейчас в городе восстанавливают трамвайное межпутье, инженерные коммуникации – их приводят в порядок до укладки асфальтобетона. Администрация Самары включает в перечень видов дорожных работ благоустройство газонов и придорожной территории, чтобы защитить проезжую часть от «сползания» грунта.

Большое внимание город уделяет организации движения. Новые дорожные знаки, современные светофоры, пешеходные направляющие ограждения, свежая разметка с применением износоустойчивых материалов с высокой светоотражающей способностью – всё это положительно сказывается на обеспечении безопасности.

– Как пандемия коронавируса повлияла на темпы реализации нацпроекта?

– Подрядчики столкнулись с необходимостью минимизировать риски распространения коронавируса. Дорожные рабочие получали защитные средства, спецтехнику периодически обрабатывали дезинфекторами, специалисты работали на объектах, соблюдая безопасную дистанцию. Но на темпах работ эти меры не сказались, поскольку подрядчики смогли подготовиться к дорожно-строительному сезону заранее благодаря заблаговременному проведению торгов. Я ещё в 2019 году поставила задачу заключить контракты на выполнение ремонтных работ на объектах 2020 года. С ней профильный департамент и ремонтно-строительные организации справились. Предусмотрели все необходимое – мощности, строительные материалы. Закупки были сделаны вовремя. И уже в начале апреля, не теряя ни одного дня, приступили к дорожным работам по нацпроекту.

– Как следят за состоянием построенных и отремонтированных дорог после сдачи в эксплуатацию?

– Подрядные организации несут гарантийные обязательства на покрытие дорог от двух до пяти лет. В этот период подрядчики устраняют недостатки, расходуя только свои бюджеты. Работы контролируют правоохранительные органы, профильный департамент городской администрации и его подведомственное учреждение – МБУ «Дорожное хозяйство». Выездные проверки проводят и днем, и ночью. Если у специалистов возникнут замечания, на их устранение, как правило, дается всего несколько дней.

Когда ответственность за обслуживание дорог ложится на плечи того же подрядчика, который их ремонтировал, это априори повышает качество всех видов работ. Мы исходим из разных параметров оценки: уборка должна быть выполнена не только качественно и своевременно, но и бережно, чтобы элементы благоустройства улично-дорожной сети не были повреждены и прослужили горожанам как можно дольше. Такие контракты были внедрены в Самаре в 2019 году благодаря нацпроекту: контракты жизненного цикла распространяются на улицы Побелы и Старазагора.

– Совсем недолго осталось до наступления нового дорожно-строительного сезона-2021. Каковы планы дальнейшего обновления дорог местного значения?

– Задача города – помочь Самарско-Тольяттинской агломерации достичь или даже превысить целевой показатель протяженности дорожной сети в нормативном состоянии. В текущем году он составляет 60,9%. В 2021 году администрация Самары продолжит выполнение нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Запланировано обновить 32 участка. Есть намерение большими «картами» отремонтировать 25 участков, в их числе, например, Ракитовское шоссе. Завершим комплексное благоустройство улиц Арцыбушевской и Ленинской и так же комплексно будем ремонтировать улицу Луначарского, проспекты Кирова и Масленникова. Еще более глобальные работы по капитальному ремонту предстоят на Пятой просеке и улице Егорова. Совокупная протяженность даже больше того, что привели в порядок в 2020 году.



http://mirziamov.ru