
Нурсултан Абишевич Назарбаев вошел в историю как человек, ставший олицетворением целой эпохи, в первую очередь для жителей Казахстана, а также всего постсоветского пространства. Человек, который встал у руля власти ещё при Казахской Советской Социалистической Республике в 1984 году. В свои 44 года он стал самым молодым руководителем правительства союзной республики. Во время своей политической карьеры Нурсултан Назарбаев возглавлял свою страну в различных формах – был президентом Казахстана, председателем Совете безопасности республики. Без малого 38 лет Назарбаев лично влиял на настоящие и будущее, приведя свою страну к тем успехам, которые сегодня хорошо заметны каждому гостю страны. Однако путь и итог его правления вызывает противоречивую оценку как у современников, так и у потомков.
Путь и становление лидера
Нурсултан Назарбаев пошел по политической лестнице вверх ещё во времена СССР. В 1984 года он стал самым молодым руководителем союзной республики, а уже через 5 лет – в 1989 году возглавил Казахскую ССР, где по 1991 год был первым секретарем ЦК Компартии Казахстана. Тем не менее, как только Верховный совет Казахской ССР принял закон об учреждении должности президента, уже 24 апреля 1990 года Назарбаев вступил в новый статус.
Авторитет Нурсултана Назарбаева был так велик, что во времена СССР он позволял ему в любых ситуациях находить компромисс между центральной властью и интересами республики. В 1986 году жители Казахской ССР протестовали против избрания на пост Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Геннадия Колбина, который даже не проживал в республике и был абсолютно далёк от проблем местного населения. Тогда страной смог бы стабильно руководить только казахский деятель, который будет уважать права и свободы многочисленной русской диаспоры в стране, защищая при этом интересы всего Казахстана.
В 1991 году Нурсултан активно участвовал в переговорах о будущем большой страны – существования в той или иной форме единого пространства государств, входивших в СССР. Считается, что именно он должен был возглавить правительство Союза Суверенных Государств (СНГ), но после Августовского путча в Москве от этой идеи решено было отказаться. После «Беловежских соглашений», в подписании которых Казахстан не участвовал, страна получила независимость, и Назарбаев автоматически стал первым президентом суверенной республики.
Эпоха Нурсултана
Во внешней политике Елбасы всегда умел найти компромисс между Востоком и Западом, сделав свою страну одним из наиболее авторитетных политических акторов не только среди стран бывшего СССР, но и на всем пространстве Большой Евразии. С одной стороны, речь президента более двух десятилетий активно изобиловала смыслами о необходимости развивать инновационную экономику совместно с ближайшими соседями по СНГ, включая Россию. Кроме того, он признавал важность сохранения русского языка в Казахстане.
С другой стороны, Нурсултан Назарбаев активно развивал отношения с США, Францией, Великобританией и другими странами ЕС, где и сейчас продолжает храниться значительная часть финансовых и бизнес-активов казахского происхождения. Также активно происходила интеграция с Турцией, хотя инициатором этого сближения уже была Анкара, используя свои приемы «мягкой силы», проникнув через бизнес инвестиции, совместные инфраструктурные проекты и образование в казахстанское общество. Китай также стал неотъемлемой часть экономики и политики Казахстана, в рамках своих интеграционных проектов по типу «Один пояс – Один путь».
В течение всего своего правления Нурсултан Назарбаев продолжал удерживать хрупкое равновесие между всеми партнерами и соседями, регулярно подчеркивая нейтральный статус Казахстана. Однако в одном он оставался принципиальным – в соблюдении Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), который, кстати, в начале 2022 года позволил спасти государственность республики. Однако такая политика в результате сделала его заложником компромиссов, заставив удерживать нейтральность любой ценой, вызывая иногда недовольство у партнёров из той или иной страны.
Во внутренней политике Назарбаев за свои пять сроков на президентском посту смог создать стабильную и развивающуюся государственную систему. Вместе с единомышленниками он с нуля создавал правила игры для политический партий и общественных движений, старался сделать из Казахстана социальное и правовое государство, провозглашая, как саму цель человека, а не политику. В какой-то степени заслугой Назарбаева можно считать сохранение многонационального казахстанского общества, где молодое поколение обучалось на разных языках, что позволяло студентам из Казахстана продолжать обучение как в России, так и на Западе.
Конфессиональное и национальное равновесие на пространстве СНГ также стало одним из преимуществ Казахстана при Назарбаеве. Но при проявлении в последние годы редких всплесков национализма и радикального фундаментализма остается под вопросом, насколько государство готово пойти на меры по устранению данной девиации, перестав заигрывать с радикализмом.
Несмотря на это, Назарбаев и его приемник Токаев продолжают сохранять русский язык и даже декларируют инициативы, связанные с его продвижением внутри казахстанского общества. Такой подход позволяет сохранять стабильность с многочисленной русскоязычной диаспорой и важнейшим северным соседом в лице России.
Одним из главных успешных проектов Назарбаева стал перенос столицы республики с юга на север – из Алма-Аты в Акмолу, которая позднее была переименована в Астану. Позднее в честь первого президента Казахстана город на короткий срок переименовали в Нур-Султан, который после беспорядков 2022 года вернул себе историческое название. Тем не менее, именно при Назарбаеве новый политический и экономический центр Казахстана избавился от всех минусов старой столицы, с ее коррупцией и конфликтами оседлых клановых политических элит. Почти с нуля был построен новый мегаполис, который и сейчас продолжает радовать глаз своей архитектурой, привлекая инвестиции со всего мира.
Одним из достижений правления Нурсултана Назарбаева стало введение национальной валюты – тенге. Это позволило создать собственную финансовую систему и обеспечить независимую денежно-кредитную политику. По сути, Нурсултану пришлось формировать государственность со всеми её атрибутами, необходимыми в современном мире. Первый президент успешно справился с этой задачей.
Кроме того, реализация стратегии развития страны «Казахстан-2050» продолжает и дальше положительно влиять на качество жизни в республике. За счёт модернизации политической, общественной и экономической сфер страна поставила себе цель войти в топ-30 самых развитых стран мира. И основы этого пути были заложены как раз при Назарбаеве.
При нем произошёл ренессанс национальной культуры. Государство начало масштабную кампанию поддержки исторических эпосов в кино и музыке. Ряд из этих проектов смог показать то, о чем многие просто не знали. Благодаря такой «мягкой силе» колорит Казахстана был отмечен на мировом уровне. Но страна пока не смогла до конца сформировать свой имидж, так как пока не сформировано единое понимание исторического прошлого казахского народа.
Итоги правления
После почти 30 лет правления Назарбаев первым попытался безболезненно для страны передать свою власть, запустив процесс транзита власти, сделав своим преемником Камым-Жомарта Токаева, который был одним из верных соратников Елбасы, хотя и до того момента не особо выделялся в публичном пространстве.
В 2019 году Нурсулатан Назарбаев добровольно сложил с себя полномочия президента, но остался де-факто первым среди равных во главе страны. Он до 2022 года оставался председателем правящей партии «Нур Отан», председательствовал в Совете безопасности Казахстана, поэтому никакие фундаментальные для страны решения не могли пройти мимо него.
Однако хотя казахстанский транзит власти был плавным, он всё равно вызвал недовольство, особенно в среде либерально настроенной молодёжи. Титул Елбасы – отца нации, – полученный им в 2010 году, позволил ему уйти формально, но фактически остаться в руководстве страны. Это стало уникальным политическим феноменом в СНГ. В какой-то степени Назарбаев пошел по пути китайского лидера реформ Дэн Сяопина, который отказался от власти, но остался гарантом сохранения заложенного им самим импульса для развития Китая.
Если опираться только на цифры, то при Назарбаеве экономика Казахстана с 1990 года выросла почти в 6 раз. С 1992 года страна по показателю ВВП на душу населения поднялась со 157 места в мире на 75. При этом к концу своего правления уровень безработицы в республике стабильно падал. Также прошел значительный демографический рост, особенно среди казахского населения.
Конечно, за такой долгий срок пребывания у власти было бы сложно не дать повода для критики. Часть экспертов сходится в том, что олигополия в стране привела к колоссальному расслоению общества – в Казахстане один из самых высоких на постсоветском пространстве разрыв между богатыми и бедными. При Нурсултане Назарбаеве кадровые назначения во всех сферах общества стали основываться на родоплеменной принадлежности и родственных связях, особенно в отношении его семьи. Именно поэтому до 2022 года даже после его ухода значительная часть бизнеса, предприятий и рычагов власти оставались в руках родственников или соратников Елбасы. Что немаловажно, произошло разрушение морального облика семьи первого президента, прежде всего за счет регулярных скандалов, в которые постоянно попадали молодые члены его семьи. Они то и дело становились героями скандалов о коррупции или употреблении запрещенных веществ.
Клановость свойственна значительной части азиатских стран постсоветского пространства. Но именно Казахстан при его росте развития смог стать примером того, так страна может одновременно экономически развиваться, и параллельно терпеть убытки от вывода средств за рубеж.
Забвение и перспективы
Вышеуказанные минусы стали почвой для трагических событий в Казахстане в январе 2022 года. Спусковым крючком для беспорядков послужило повышения цен на сжиженный газ с 1 января в связи с переходом на рыночный механизм ценообразования. По всей стране начались демонстрации, которые постепенно переросли в штурмы правительственных зданий, сопровождаемыми атаками на правоохранителей, неконтролируемыми актами насилия и грабежа.
Очагом хаоса стала старая столица, город Алматы, который на какое-то время был буквально захвачен представителями бандформирований. Вооруженные люди грабили магазины и торговые центры, сносили памятники и даже захватили аэропорт. Силовики отвечали огнем на поражение. Но в итоге в результате контртеррористической операции старую столицу удалось освободить.
Опасность угрожала не только самой государственности Казахстана, но и жизни действующего президента. Ситуацию удалось стабилизировать благодаря успешной миротворческой миссии Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), где основной контингент представляли российские военнослужащие. Миротворцы взяли под охрану стратегические государственные объекты, но они не участвовали в столкновениях с боевиками и демонстрантами, дав возможность силовым структурам Казахстана сосредоточится на нивелировании прямой террористической угрозы. В этот период по запросу казахской стороны Россия смогла спасти будущее Казахстана. Однако по итогу это не особо повлияло на усиление публичных актов дружбы со стороны сохранившего свой пост казахского лидера.
До сих пор доподлинно неизвестно, кто стоял за организацией беспорядков. Версии колеблются от попыток внешнего вмешательства до желания перехватить власть представителями старых политических элит. Так или иначе, но значительная часть родственников Назарбаева покинула посты во власти, а его многолетний соратник Карим Масимов, бывший председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (КНБ РК), был помещён под стражу в следственный изолятор временного содержания по обвинению в госизмене. Токаев в результате смог консолидировать власть после столь значительных потрясений.
После внесения изменений в Конституцию Казахстана в 2022 году первый президент страны Нурсултан Назарбаев лишился большинства персональных привилегий, положенных ему по конституционному закону о первом президенте страны. Он потерял все полномочия и стал исполнять в какой-то степени церемониальные функции по открытию памятных мест и сооружений общественного значения. Столицу Нур-Султан переименовали обратно в Астану несмотря на то, что именно Токаев был инициатором такого рода увековечения. Хотя Назарбаев и продолжает встречи с зарубежными политиками и лидерами, степень его власти оценить на сегодняшний день сложно.
Новому и действующему президенту Касым-Жомарту Токаеву было необходимо продолжить прежний курс на развитие, но то, как государство преодолевало новые вызовы, показало, какие сильные государственные устои были заложены первым президентом Казахстана. Это дало всем понять, что перемены во внутренней политике неизбежны. Казахстан перестраивается, и, возможно, Токаев не будет держаться за власть, посвятив себя реформам по развитию широкого гражданского общества и строительству открытой госсистемы. Эти цели он озвучил, переизбравшись на внеочередных выборах главы государства в 2022 году. В любом случае Токаеву придется держать баланс во внешней политике между Китаем, Россией, Турцией, США и Европой, который заложил Назарбаев. Казахстан остается срединным степным государством, в котором пересекаются большие империи XXI века. Несмотря ни на что Нурсултан Абишевич Назарбаев стал человеком, который воплощает целую историческую эпоху в отдельно взятом государстве. Он смог создать современный Казахстан при всех его плюсах и минусах. Личность самого первого президента достойна его увековечения в истории. А что касается его критиков, то великих людей всегда есть за что осудить, тем более, если они правят страной в течении десятилетий. Консолидация нации и формирование Казахстана как актора мировой политики – это то, что каждый из нас может наблюдать после правления Елбысы и «Золотого человека».
Фото: sputnik.kz