Доказанная неэффективность. Счетная палата раскритиковала работу правительства Медведева

Причиной отставки Дмитрия Медведева мог стать отчет Счетной палаты РФ, где аудиторы проанализировали стратегические планы федеральных ведомств (ФОИВ) на 2019-2024 годы. Было обнаружено, что ни один из них не соответствует установленным требованиям. Среди недостатков работы правительства при Медведеве назвали низкий уровень контроля и исполнительской дисциплины.

Аудит проводился с 5 февраля по 10 декабря прошлого года и охватывал периоды с 2017 по 2018 год, а также первые девять месяцев 2019-го. Окончательно утвердили отчет 10 декабря, следовательно, у президента было достаточно времени, чтобы ознакомиться с результатами проверки.

Анализ показал, что нормативные правовые акты, регулирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), не формируют завершенную систему стратегического планирования. Они не согласованы между собой и не актуализированы в соответствии с документами, определяющими национальные цели и стратегические задачи социально- экономического развития страны. В преамбуле к отчету сообщается, что в планы деятельности ФОИВ включено только 26% показателей госпрограмм и подпрограмм, за которые они отвечают. Из показателей национальных и федеральных проектов в планах учтено 55%. Также были выявлены проблемы в организации контроля, открытости и доступности информации.

В ходе проверки Счетная палата пришла к выводу, что в таком состоянии федеральные органы исполнительной власти не в состоянии обеспечить достижение национальных целей. Не включенными в деятельность оказалось 74% показателей госпрограмм и подпрограмм, 45% показателей нацпроектов. В 2017 и 2018 гг.  не был достигнут каждый пятый показатель деятельность ФОИВ.

Что такое ФОИВ? 

Руководит всей структурой ФОИВ российское правительство. К примеру, из 17 федеральных министерств 9 имеют 15 подведомственных федеральных служб и 14 федеральных агентств. ФОИВ направляют отчеты об эффективности своей работы в Минэкономразвития, которое затем предоставляет эти данные правительству. Деятельность ФОИВ должна быть направлена на социально-экономическое развитие страны. И от эффективности работы этих учреждений зависит достижение национальных целей, определенных президентом.

На 1 января 2019 года в стране насчитывалось 53 ФОИВ, с общим штатом в 368 173 человек. Расходы федерального бюджета на работу этой огромной структуры за 2018 год составили 9 510,1 млрд рублей. Уровень достижения плановых значений показателей деятельности, который можно охарактеризовать как высокий, в 2018 году отметился в Роспотребнадзоре (94,7 %), Минфине (84,8 %), Минкультуры (83 %). Годом ранее в плане исполнения лидировали Минтранс (94,6 %), Роспотребнадзор (89,5 %), Минсельхоз (83,7 %).

Безответственность и свобода 

Из аудиторского отчета стало понятно, что при премьере Дмитрии Медведеве и министре экономического развития Максиме Орешкине органы федеральной исполнительной власти уклонялись от предоставления полной информации, необходимой для оценки работы ФОИВ. В свою очередь, Минэкономразвития не принимал должных мер по сбору полного объема данных для формирования своих докладов. Более того, в своих отчетах экономическое министерство давало недостоверную информацию. Так, в докладе за 2018 год почему-то не сообщается о пяти недостигнутых Минкавказом показателях, ничего не написано о  двух показателях Минспорта, которые также оказались нереализованными. 

Аудиторы выявили также ряд технических ошибок в докладах Минэкономики, из чего сделали вывод о формальном подходе к работе. “Такие доклады не являются инструментом принятия управленческих решений”, — сделали вывод аудиторы.

Никакой дисциплинарной ответственности не понесли также те ФОИВ, которые просто отказались предоставлять Минэкономики полную отчетность. Например, Минпромторг не представил доклады о реализации плана деятельности за 2017 и 2018 годы, а Минприроды – за 2018 год.

Отсутствие системы управления рисками — один из факторов, повлиявших на недостижение плановых значений показателей деятельности ФОИВ. Некоторые из них не провели оценку рисков, связанных с реализацией национальных проектов (программ) и федеральных проектов. Так, согласно информации, представленной в отчетах 7 органов федеральной исполнительной власти о ходе реализации 6 нацпроектов и 25 федпроектов, по состоянию на 1 июля 2019 года проблем и рисков не выявлено. Хотя сроки реализации мероприятий на тот момент нарушались.

Аудиторы установили, что горизонты планирования в федеральных министерствах и в подведомственных им федеральных службах и федеральных агентствах не совпадают, отсутствует увязка между стратегическим и текущим планированием. В 2017 и 2018 годах не оценивалась деятельности ФОИВ по фактически достигнутым значениям показателей, а также социальной значимости полученных результатов. Резюме: правительство при Медведеве никак не заботилось о достижении озвученных президентом национальных целей. Минэкономики шло на поводу у подведомственных и прочих органов федеральной власти, не требуя от них предоставления полных данных и оценки качества. Более того, само правительство почему-то не считало нужным анализировать эффективность работы всех органов исполнительной власти и не оценивало социально-экономических эффект от бюджетных трат на ФОИВ.