Дмитрий Панов: «Сейчас нужна платформа, которая позволит взаимодействовать бизнесу из разных регионов»

Депутат, председатель профильной комиссии по инвестициям Законодательного собрания Санкт-Петербурга и председатель петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов считает, что санкционное давление и сложности с комплектующими из-за отказа западных компаний работать с Россией позволили бизнесу оценить предложение и возможности соседних регионов. В интервью «Регионам России» на полях Форума стратегов депутат обозначил, что в настоящий момент назрела острая необходимость создания некой общей универсальной платформы, которая позволит предпринимателям из разных регионов взаимодействовать между собой без посредников.

– Дмитрий Вячеславович, как глобальные события отразились на межрегиональной кооперации? Можно ли сказать, что регионы объединили свои усилия в решении стратегических, в частности инфраструктурных задач?

– Происходящие события позволили регионам нашей страны оглянуться вокруг. Нередко представители бизнеса двух близлежащих регионов не знают об актуальных запросах друг друга. Поэтому «Деловая Россия» выступила с предложением создать платформу, где будут обозначены не только запросы различных субъектов Российской Федерации, но и их возможности по удовлетворению спроса на определенную продукцию, оборудование и т.д. Например, автомобильная корпорация КАМАЗ, когда возникли сложности с удовлетворением позиций по деталям и отдельным комплектующим, привлекла внимание предпринимателей к корпоративному порталу закупок. Именно он позволил всем регионам страны увидеть, на что у предприятия есть спрос, и удовлетворить потребности крупнейшей автомобильной корпорации России. Сейчас нам необходимо сделать то же самое, но во всех отраслях экономики. Это поможет закрыть потребности, особенно с точки зрения критически важного импортозамещения, а самое главное – простимулирует регионы к ещё большей кооперации.

«Деловая Россия» сейчас координирует предпринимателей в регионах с предприятиями, которые заинтересованы в сотрудничестве. У нас уже сложилась такая практика, что при посещении разных субъектов Федерации – это, как правило, бизнес-миссии длительностью не более трех дней, – часть предпринимателей направляется на одни предприятия, часть – на другие, в соответствии с их интересами и специализацией. Раньше формат этих поездок выглядел так: собрали всех и повезли, например, на кондитерское производство. Но чем посещение подобных предприятий поможет промышленникам, которые занимаются ОПК, например? Поэтому сегодня особую целесообразность приобретают не формальные бизнес-миссии, а чётко сформулированные, выверенные маршруты, сопровождающиеся поддержкой со стороны властей регионов.

Санкт-Петербург – один из крупнейших промышленных центров страны, который может активно потреблять комплектующие и компоненты из других регионов. Но наша задача — дать понять производителям и предпринимателям, на что именно здесь есть запрос. Поэтому сейчас необходимо создать универсальную платформу, которая позволит всем входить в эту кооперацию без посредников и, конечно, при поддержке органов власти.

– Какие регионы в ближайшее время станут для Санкт-Петербурга пилотными? 

– Давайте посмотрим с точки зрения туризма — это вообще уникальная сфера, которая позволяет развиваться практически всем направлениям экономики. Так вот, можно считать перспективным сотрудничество с Великим Новгородом, Псковом и Карелией. Это те регионы, которые находятся в ближайшей доступности, и которые интересны партнерам из «дружественных» стран, в частности Китая, для инвестиций в объекты инфраструктуры. Грубо говоря, для властей региона такой инвестиционный стимул может стать очень серьёзным подспорьем для развития, в том числе для создания новых рабочих мест. Безусловно, сейчас этим надо пользоваться.

Мы сейчас особенно фокусируемся на Азии, и в частности Китае. Вместе с этим у России есть ещё много дружественных государств — это Арабский мир, включая Марокко и Египет, а также Индия. Сегодня по этим трем внешним направлениям мы можем выстроить такое взаимодействие, которое нашим бывшим партнерам из Европы даже не снилось.

– Какие сейчас есть крупные кооперационные проекты Санкт-Петербурга с другими регионами? 

– Есть проекты по созданию двух крупных хабов, где будут презентованы достижения китайской промышленности. Один создается в Ленинградской области, другой – в Санкт-Петербурге. Часть из них будет в виде шоу-рума, часть в виде склада. Если наконец наши владельцы торговых центров вместе с Российским экспортным центром (РЭЦ) смогут привлечь производителей лёгкой промышленности из Китая, российские покупатели быстро забудут про европейские бренды, ушедшие с отечественного рынка. В наших торговых центрах на сегодняшний день представлены в основном китайские товары бюджетной категории, но ведь в КНР производят и товары среднего уровня, знакомство с которыми изменит нашу парадигму в сознании о низком качестве китайской продукции.

Беседовала Ксения Ширяева