«Денег никогда нет. Деньги всегда есть»: Светлана Шемякина о финансовом подходе к бизнесу и жизни

Светлана Шемякина более 19 лет работает финансовым директором в Корпорации «Пумори», занимающейся инжиниринговыми решениями для металлообрабатывающих производств. За это время мир пережил несколько крупных кризисов, а промышленность — цифровую революцию. Однако «Пумори» остается лидером рынка инжиниринговых решений. О том, как нужно строить бизнес в России, распоряжаться деньгами и относиться к людям, — в интервью «Регионам России».

— Как вы стали финансистом?

Моя мама работала бухгалтером, а папа — заместителем директора машиностроительного завода. Школу я окончила с серебряной медалью, поступила в Новосибирский университет на факультет экономики. Получила красный диплом — и за работу.

По российскому законодательству я аттестованный бухгалтер, а в международной системе существует три уровня; я сертифицирована по высшему — Advanced Accountant.

Первое место работы, где я была финансовым директором, — «Уралвестком». Именно на этом российско-американском предприятии я освоила международный стандарт бухгалтерского учета GAAP, и это мне очень пригодилось.

После этого я работала финансовым директором уральского филиала «Ростелекома». И вот из «Ростелекома» пришла в «Пумори».

— Из связи в металлообработку? Как это получилось?

В «Пумори» меня взял Илья Абович Колка, основатель корпорации, у которого я, кстати, многому научилась в плане жизненных позиций.

Когда я пришла сюда, то удивилась прежде всего социальной политике. Такой атмосферы, как в «Пумори», вы не встретите нигде. Отношения работников с руководством очень теплые, доверительные, но без панибратства конечно. И поэтому люди работают с охотой, и еще, конечно же, потому, что они всегда вознаграждаются за свой труд. Зарплата в «Пумори», кстати, выше, чем в среднем по рынку. Я являюсь председателем ревизионной комиссии Свердловского регионального отделения СоюзМаша России, так что говорю со знанием вопроса.

— От чего и от кого зависит такая атмосфера?

Ее формировали в первую очередь руководители корпорации: Илья Абович Колка и Александр Иванович Баландин, генеральный директор. Кроме того, у нас есть преемственность поколений. Смотрите, с одной стороны, у нас много молодежи. С другой, возьмем опять же Илью Абовича или Емельяна Якубовича Зицера: оба были давно на пенсии, могли себе позволить отдыхать, но желание сделать что-то еще не давало им покоя, и они работали — прекрасно работали. У нас и сейчас работают ветераны, такие как наш главный инженер Владимир Леонидович Тарантов. Трудятся, пользуются уважением в коллективе. Вы не представляете, как важно молодым хотя бы краем глаза увидеть, как работают представители старой школы. А ведь такая возможность существует далеко не во всех организациях.

— А как сложились отношения в вашей финансовой службе?

Тоже отлично. У нас в финансовом департаменте доверительные отношения, мы как семья. Я очень тщательно подбирала себе сотрудников, а теперь каждый из них работает у нас по 10-15 лет и более. Мы делимся друг с другом проблемами, устраиваем совместный отдых, например, ездим покататься на лыжах.

— Придя на «Пумори», какие финансовые новшества вы привнесли?

Мы одни из первых в Екатеринбурге организовали бухгалтерский учет и по российской системе, и по системе GAAP. Учет по российскому стандарту необходим для налоговой отчетности, а GAAP — для IPO. Международный стандарт позволяет мне всегда четко понимать, какие именно средства останутся у собственников после расчетов с работниками, банками, налоговыми органами. Это реальные цифры, позволяющие представлять, чем мы располагаем для поддержания дальнейшей жизни, для развития.

Что нужно для того, чтобы построить такой солидный бизнес?

Много элементов. Но что в «Пумори» вызывает мою особую гордость, так это порядочность. В крупном бизнесе без порядочности не выжить, это я говорю как финансист с 25-летним стажем. Порядочность с банками и персоналом, с окружением и поставщиками. Именно поэтому мы тридцать второй год на рынке – для российского бизнеса это очень много.

Что еще важно? Чтобы в коллективе были представлены все четыре категории людей, о которых говорит выдающийся бизнес-консультант Ицхак Адизес, у которого я имела честь поучиться. Это P, А, Е, I.

P — производительность. Это люди-делатели: бухгалтеры, операторы станков, управленцы — кто угодно, но для них важно четко заниматься своим делом.

Очень важная функция А — администрирование. Это человек, который пишет протоколы, положения. Эту функцию у нас очень хорошо выполняет коммерческий директор. Такой администратор всё систематизирует и приводит в порядок.

Есть Е — интегратор идей, предприниматель. Вот, например, что такое настоящий маркетинг? Это когда ты смотришь не на нынешний рынок, а на рынок через 5 лет. Такие люди генерируют идеи, которые могут «выстрелить» потом.

А последняя, и она же первая, функция I — формирование эмоционального интеллекта, духа компании. Это человек, который стремится сплотить команду и минимизировать трения. По словам коллег, я — чистый I.

— А есть у Вас такая же формула для финансов? Какие-то несколько простых правил?

Да, конечно. В первую очередь опять-таки порядочность. Именно благодаря нашей порядочности и ответственности самые серьезные банки нам доверяют и охотно сотрудничают.

Второе, что я хочу отметить, — это фраза, которую я часто повторяю: «Денег всегда нет. Деньги всегда есть». То есть на что-то денег всегда у нас нет, а на что-то мы хоть последнее, но найдем. Иными словами, речь идет о правильной расстановке приоритетов.

Также для финансовой системы очень важно уважение. Например, богатейшая страна мира, где добывает алмазы, — ЮАР. А большинство людей там бедствует. А вот две страны, в которых нет никаких ископаемых: это Япония и Швейцария. Там население живет совсем на другом финансовом уровне. В чем причина? В уважении и доверии к людям, понимаете? При этом стоит помнить, что нельзя уважать компанию, а можно уважать людей. Это третий тезис финансовой системы. Иначе хорошие деньги никогда не заработать.

— Эти принципы помогли выстоять в коронавирусный год?

Когда Владимир Путин объявил, что все могут сидеть дома, а работодатель должен выплачивать зарплату, Баландин пришел ко мне, принес свои дивиденды и поручил раздать их на зарплату, притом что с них он заплатил налоги. Я спрашиваю: «Зачем?». А Александр Иванович отвечает: «Так у людей дети, ипотеки, кредиты». Представляете? Где вы такое увидите?

Поэтому, возвращаясь к фразе «Денег всегда нет. Деньги всегда есть», очевидно, что для сотрудников деньги у нас всегда находятся. Например, в разгар пандемии выделили деньги на премию. Вот так и выстояли.

— Посоветуйте, что сделать человеку, чтобы хорошо зарабатывать.

Богатство человека всегда зависит от его подхода к деньгам. Человек может зарабатывать хоть сколько, но если он не умеет грамотно деньгами распоряжаться, не умеет откладывать и не имеет чувства меры в тратах, он никогда не накопит. Хоть пятьдесят тысяч он зарабатывает, хоть миллион — можно быстро всё потратить и остаться ни с чем.

Если вы получаете мало, нужно откладывать по 10 процентов. Когда накопится сумма побольше, следует подумать, куда вкладывать.

Инвестировать нужно в первую очередь в себя. Самое лучшее, когда человек знает: «Я мечтаю заниматься тем-то, чтобы это было моей профессией». Нужно найти свою нишу. А она всегда есть, потому что каждый человек в чем-то талантлив: кто-то умеет воду искать, кто-то — лечить, кто-то — букеты складывать. И если вы сумеете реализоваться в любимом деле как профессионал, то и доход у вас будет.



http://mirziamov.ru