Дальний Восток всегда был особенной территорией для России, отличающейся невероятной красотой и богатством природы, а также протяженностью, климатической контрастностью и своей спецификой транспортной доступности. Но на протяжении последних десятилетий дальневосточным регионам удается получать поддержку от федерального центра. Во многом благодаря успешной работе полпредства. 

В 2015 г. в одном из интервью заместитель председателя правительства – полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявлял о необходимости выровнять условия с европейской частью России. «Никто из жителей Дальнего Востока не виноват, что на огромных пространствах строилось мало энергетических сетей, мало генерирующих мощностей, что тарифы на транспортировку электрической энергии за счёт расстояний огромны», – говорил Юрий Трутнев. В 2015 г. он открыто заявлял о невозможности экономического развития дальневосточных территорий, если тарифы будут выше в 5 раз общероссийских. «А у нас есть территории, где они выше и в 5, и в 6, и в 12 раз», –  признавался тогда полпред.

Потребовалось несколько лет целенаправленной работы, чтобы на уровне правительства и президента решить вопрос с регулированием цен на энергию на Дальнем Востоке. С 2017 г. заработал механизм снижения энерготарифов до базового уровня. Цены на электричество декларативно снизили до 4 рублей за киловатт в час. Сразу сократилась стоимость электроэнергии на Чукотке – на 68,6% и в Якутии – 47,4%, в Камчатском крае и Магаданской области тариф упал на 33 %, на Сахалине – на 30,5 %. Выравнивать энерготарифы планировали до 2021 г., но указом президента действие механизма продлили до 2028 года. Установление данной энергетической стабильности дало дальневосточникам 13 лет на реализацию инфраструктурных проектов.

БАМ 2.0

В июле в рамках проекта модернизации и развития БАМа и Транссиба завершилось строительство нового Байкальского туннеля, благодаря чему существенно увеличилась пропускная способность участка, соединяющего Бурятию с Иркутской областью. Это было одним из самых узких мест БАМ. Встречным поездам приходилось ездить по очереди, пропуская друг друга. С открытием второго прохода по участку станут возить уже не по 13, а по 32 миллиона тонн грузов в год. Поэтому только экспорт кузбасского угля в Китай может вырасти на треть.

Большой проект модернизации магистралей президент Владимир Путин одобрил в 2012 г., отметив, что по результатам строительства Россия закрепит за собой статус мощной транспортной державы. Модернизация предусматривает строительство 1300 километров путей, десятки станций и разъездов. Первый этап проекта уже завершают в срок, второй закончат к 2024 г. В дальнейшем актуальность БАМа будет возрастать параллельно с развитием Якутской железной дороги, которая протянется от Нижнего Бестяха через Якутск в направлении Берингова пролива. Реализация данного проекта должна способствовать развитию Колымы и Чукотки, включению Магадана и Камчатки в общую сеть.

Развитие судостроения

Для поддержки судостроения на Дальнем Востоке с ноября 2019 г. запустили механизм выделения квот в обмен на инвестиции – государство выделяет компаниям квоты на добычу водных биоресурсов в обмен на развитие добычи (строительство флота) или переработки (строительство заводов).

Как сообщил в начале декабря вице-премьер и полпред в ДФО Юрий Трутнев, по этой программе на дальневосточных верфях строится 16 судов-краболовов. В этом году на воду уже было спущено первое судно с символичным названием «Охотск». Этот поселок стал первым на Дальнем Востоке портом, а краболов стал первым, построенным на дальневосточных судостроительных предприятиях.

Более того, к середине 2022 г. планируется разработать техническое задание на проектирование и строительство четырех ледоколов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ). Об этом в начале октября в Совете Федерации заявлял полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Планируется, что ввести в эксплуатацию их смогут к 2026 г., а к 2027 г. в воды Северного Ледовитого океана выйдет первый ледокол проекта «Лидер» с названием «Россия». Такое гордое имя решили присвоить судну за его уникальность – это не имеющий аналогов атомный танкер с исключительными техническими характеристиками, которые позволят ему гарантированно обеспечить круглогодичные проводки в восточном районе Арктики.

Габариты ледокола впечатляют: длина – 209 м, ширина – 47,7. По чистой воде «Лидер» должен развивать скорость до 22 узлов. Его предельная стоимость – 127,5 млрд рублей. Важно, что собирают этого «арктического богатыря» в Приморье – на судостроительном комплексе «Звезда».

«Необходимо помнить, для чего мы это делаем. Наша первоочередная задача – создать комфортные условия для жизни и работы людей в Арктике. В силу суровых климатических условий, низкой плотности транспортной инфраструктуры, недостаточной протяжённости железных дорог, автомобильных дорог с твёрдым покрытием морские и речные перевозки часто становятся безальтернативным вариантом доставки грузов в отдалённые северные регионы, осуществления северного завоза, вывоза добытых в Арктической зоне ресурсов», – отметил Юрий Трутнев на совещании о развитии инфраструктуры Севморпути в марте.

Газ развития

Еще одно достижения дальневосточников в этом году – запуск Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ). В истории российской газовой отрасли этот масштабный проект в области переработки не имеет аналогов. Амурский ГПЗ стал одним из крупнейших в мире и является важным звеном цепочки поставок природного газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири». Сейчас многокомпонентный газ поступает на завод из Чаяндинского месторождения (Якутия), в дальнейшем источником сырья также станет Ковыктинское месторождение (Иркутская область). Пропускная способность Амурского завода — более 40 млрд кубов в год. С 2025 г. предприятие выйдет на проектную мощность. Производить на нем будут не только пропан, бутан, но еще и гелий — «солнечный газ», который востребован в высоких технологиях, и когда-нибудь станет основой будущей энергетики. По проекту ежегодно здесь будут производить до 60 млн тонн гелия — такие объемы в мире не производит никто. С помощью Амурского завода Россия обеспечит гелием не только себя, но и займет заметную часть международного рынка.

Якутия уверенно развивается как один из основных российских производителей природного газа. С декабря 2016 года на территории железнодорожной станции «Нижний Бестях», расположенной на правобережье реки Лены, была запущена первая установка по производству СПГ. Половин её мощностей хватило, чтобы обеспечить сжиженным газом все железнодорожные объекты. Теперь идет активная работа по выходу на крупнотоннажное производство. В этом регионе в ближайшие годы появится «Якутский газовый проект (СПГ)», который предполагает выпуск до 18 млн тонн СПГ в год. Ввод в эксплуатацию первой очереди СПГ-завода запланирован на 2025 год. Также проект предполагает строительство 1 400 км магистрального газопровода из п. Кысыл-Сыр в Якутии до п. Аян Хабаровского края. Это позволит газифицировать 14 населенных пунктов, где в условиях Крайнего Севера проживает около 20 тыс. якутян. Попутно это поддержит развитие газозаправочной инфраструктуры, что положительно скажется на сельском хозяйстве. Будет создано более 1 тыс. новых высокооплачиваемых рабочих мест, а уровень добычи газа возрастет до 28 млрд кубометров в год. С таким проектом газа хватит всем.

Поэтому когда в этом году Камчатка столкнулась с падающим объемом собственной добычи, дальневосточный полпред Юрий Трутнев напомнил о возможностях использования СПГ. В качестве одного из возможных вариантов развития газификации сейчас рассматривается вариант снабжения региона СПГ с применением плавучего регазификационного терминала. Трутнев поручил Минэнерго провести оценку справедливого тарифа для Камчатки на генерацию термальной энергии, СПГ и природного газа для привлечения инвестиций в регион, а также провести аудит энергоэффективности края, чтобы определить уровень потерь в магистральных и распределительных сетях.