Развитие транспортного комплекса Дагестана стало актуальной и стратегически важной задачей не только для республики и Северо-Кавказского региона, но и для страны в целом. В условиях санкционного воздействия со стороны ряда европейских и западных стран грузооборот портов Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов, автомобильных и железнодорожных подходов к ним резко сокращается. На этом фоне происходит переориентация грузопотоков на восточный и азиатский товарные рынки, где международный транспортный коридор «Север – Юг» имеет ключевое значение. Причем из всех прикаспийских регионов России именно Дагестан обладает наибольшим потенциалом для многократного увеличения экспорта через свою территорию.

Дагестан расположен на западном побережье Каспия, что позволяет ему активно участвовать в формировании и развитии международных грузопотоков МТК «Север – Юг» и «Восток – Запад». Внешние вызовы, связанные с экономическими санкциями и глобальными изменениями транспортно-логистических схем во внешнеэкономической деятельности на южном направлении, дают республике уникальный шанс совершить прорыв в развитии экспорта транспортных услуг. Как прокомментировали «Регионам России» в правительстве республики, у Дагестана сейчас есть уникальная возможность выхода транспортно-логистической отрасли на один уровень с традиционно опорными для региона отраслями – сельским хозяйством, туризмом и промышленностью.

«В Махачкале работает единственный российский порт на Каспии, который, несмотря на жесткие антироссийские санкции, наращивает объемы экспорта. Он расширяет как номенклатуру идущих на экспорт товаров, так и географию сотрудничества. В текущем году порт впервые начнет перевалку муки. Она транзитом через Иран пойдет в арабские страны», – рассказал «Регионам России» председатель Правительства РД Абдулмуслим Абдулмуслимов.

Глава правительства республики сообщил, что в пробной партии будет около 2,2 тыс. т. А после налаживания технологического процесса из Махачкалы уйдут еще несколько судовых партий – каждая по 3–5 тыс. т муки. Махачкалинский морской торговый порт (ММТП) за долгие годы сотрудничества с Исламской Республикой научился на должном уровне оказывать услуги по перевалке, хранению и транспортно- экспедиторскому обслуживанию практически всех видов грузов. Уже отлажен экспорт в Иран зерновых культур и импорт строительных материалов.

«Махачкалинский порт – основной элемент транспортно-логистического кластера Дагестана и одна из основных составляющих крупного транспортного узла на южных рубежах России, связывающая нашу страну с государствами Средней Азии, Закавказья, Ираном, Индией, др. странами региона», – подчеркнул глава правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов.

Общий грузооборот АО «ММТП» со странами Каспийского региона в 2021 году составил 4,151 млн т. Когда только мощности сухогрузной гавани составляют 3,1 млн т в год, а нефтеналивная гавань способна ежегодно отгружать до 7,9 млн т. Кроме того, резерв пропускной способности главных железнодорожных путей, примыкающих к порту, доходит до 10 млн т грузов в год. Поэтому на данном направлении нет существенных препятствий для увеличения российского экспорта.

Иран: работа на рост оборота

Продолжается работа по увеличению через порт Махачкалы грузопотока из Ирана скоропортящихся грузов до 192 тыс. т в год. Подготовлена площадка под рефрижераторные контейнеры с возможностью одновременного подключения к электричеству более 200 единиц 40-футовых контейнеров. Также на территории порта строится морской пункт пропуска через границу, который позволит сканировать грузы, не выгружая товар, – скорость прохождения таможенных процедур значительно возрастет.

Актуальным для Махачкалинского порта стало восстановление паромных перевозок, на что толкает современное состояние и планы развития инфраструктуры паромных комплексов сопредельных с Россией стран Каспийского бассейна. В порту Дагестана есть два специализированных причала общей мощностью 1,63 млн т в год для приема железнодорожных и автомобильных паромов. В прошлые годы паромная переправа успешно функционировала и обеспечивала перевозку грузов до 350 тыс. т в год, где основными направлениями были Казахстан и Туркменистан. В Правительстве РД уверены, что возобновление паромных перевозок позволит в дальнейшем развивать перевалку контейнерных грузов, в том числе на специализированных терминалах. Но для этого необходимо привести в рабочее состояние причальное хозяйство, потому что из-за падения уровня воды в море возобновление сообщения пока невозможно.

Также с учетом ожидаемого открытия участка МТК «Север – Юг» перспективы развития межгосударственного железнодорожного сообщения впечатляют. Пограничные переходы Самур – Ялама (железнодорожный пункт пропуска «Дербент») и Решт – Астара будут служить связующим звеном для железных дорог России, Азербайджана и Ирана. И здесь ключевым станет развитие мультимодального маршрута от Индии до России в целях организации на реryлярной основе перевозок грузов, в том числе контейнерных. Также на повестку дня выйдет проработка условий реализации проекта строительства и эксплуатации железнодорожной линии Решт – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан), части западной ветви международного транспортного коридора «Север – Юг».

Азербайджан: самый активный партнер

Дагестан – естественный транзитный коридор, обеспечивающий товарооборот между Россией и Азербайджаном, куда в 2022 году уже поставлено 140 т риса, 126З т рыбы, 1,6 тыс. голов крупного и 13,2 тыс. голов мелкого рогатого скота, а также 170 т кишечного сырья. Из-за переориентации логистических маршрутов на МТК «Север – Юг» резко возросла интенсивность транзита через автомобильные пропускные пункты на российско-азербайджанской границе. В отдельные дни в марте – апреле на границе скапливалось от 1500 до 2300 автомобилей. Однако совместная работа федеральных и республиканских государственных органов позволила оперативно организовать грузовое движение через пункт пропуска Тагиркент – Казмаляр с вводом в эксплуатацию участка дороги в обход села, а также движение порожнего транспорта через пункт Ново-Филя. Принятые меры сняли напряженность и выправили ситуацию. Но власти региона ожидают рост грузопотока в данном направлении и рассматривают возможности расширения пропускной способности данного участка.

Завершается реконструкция пунктов пропуска Яраг – Казмаляр, готовятся проекты реконструкции Тагир – Казмаляр и Ново-Филя с доведением совокупной пропускной способности до 2,2 тыс. автомашин в сутки.

Что касается развития железнодорожной инфраструктуры, то в краткосрочной перспективе РЖД планирует строительство станции Самур-II близ российско-азербайджанской границы с расположением в ней пункта пропуска Дербент, который будет оснащен современным оборудованием, отвечающим всем международным стандартам. Реализация проекта позволит гарантировать пропуск грузовых перевозок железнодорожным транспортом через сухопутный пограничный переход Самур – Ялама в годовом объеме до 7 млн т к 2025 году.