Как управлять большой страной. Почему в Китае регионы развиваются, а в России деградируют?

Часто в оправдание неудач в управлении нашей страной говорят о том, что страна огромная и управлять ей тяжело. Конечно, в этом есть доля правды

Колонка главного редактора Комментировать

Однако мы не единственная большая страна в мире. Есть еще США, где жителей в 3 раза больше чем в России и вполне успешно существует федеративное управление и штаты (регионы) имеют очень большую самостоятельность. На это могут сказать, мол Америка создавалась снизу и демократия и самостоятельность у них в крови.

 

Си Цзиньпин Фото: Humanosphere.org

 

Может быть... Но есть еще Китай, который никогда не отличался демократизмом и с 1949 года был сугубо централизованным государством. А население страны и вовсе самое большое в мире 1 миллиард 400 миллионов. В состав унитарного государства входят - 22 провинции, при этом правительство КНР считает Тайвань своей 23-й провинцией. Кроме этого- 5 автономных районов, где проживают национальные меньшинства Китая; 4 муниципальных образования, соответствующих городам центрального подчинения, и 2 специальных административных района.
 

Так как же справляется Китай с управлением огромной территорией, будучи авторитарным по сути государством?

 

Дэн Сяопин Фото: Newspolitics.ru

 

Самое интересное, что специфика взаимодействия центра и регионов в Китае сложилось в ходе реализации знаменитых реформ Дэн Сяопина в начале 80-х годов. Напомним, именно эти реформы стали основой для экономического рывка страны и создали Китай таким, каким он является сейчас.

 

В пору реформ провинции (регионы) Китая были по сути, генераторами новых идей и подходов к управлению в условиях рынка и центральное руководство не мешало этому. Более того, в 90-е годы возникла региональная конкуренция. То, отчего Россия пытается избавиться всеми силами.

Региональная конкуренция в 1990-х и в последующие годы являлась мощнейшим двигателем рыночных преобразований в Китае.

— Рональд Коуз в своей книге "Как Китай стал капиталистическим"

Исследователи уделяют особое внимание тесной взаимосвязи между децентрализованной политической системой Китая и острой региональной конкуренцией. Поскольку местные чиновники назначаются Пекином, который в своей кадровой политике исходит из региональных экономических показателей, местные власти во многом управляют вверенной им территорией – провинцией, городом, уездом, волостью или поселком – как бизнес-корпорацией.

 

Наиболее важный вклад в развитие региональной конкуренции местные власти внесли благодаря умению извлечь выгоду из гигантских размеров и внутреннего разнообразия Китая. Их усилиями территориальные преимущества Китая преобразовались в высочайшие темпы индустриализации. Когда каждая из множества местных администраций (включая 32 администрации провинциального уровня, 282 – муниципального, 2862 – уездного, 19 522 – волостного и 14 677 – поселкового) пробует отыскать свой путь развития местной экономики, они одновременно ставят множество различных экспериментов, соревнуясь между собой.

 

Время, потраченное на коллективное обучение методом проб и ошибок, значительно сокращается. Распространение успешных методов происходит легко и быстро. Регионы соревнуются между собой не только на рынке факторов производства (капитал и трудовые резервы становятся все более мобильными начиная с середины 1990-х годов), но и в предоставлении общественных благ на местах, структурировании отношений между бизнесом и государственными органами и в организации местного производства.

 

Повторные и дублирующие инвестиции неизбежны и являются важной частью процесса. Они привели к ослаблению эффекта масштаба из-за недоиспользования капитала, но значительно ускорили и распространили индустриализацию по всей стране, превратив Китай в общемировой производственный цех менее чем за 30 лет.
 

Фото: Youtube

Естественно, что эффективность руководителей регионов Китая связана с неотвратимостью наказания за низкие показатели развития, вплоть до тюремного срока. Не говоря уже о том, что провинившийся чиновник никогда уже не получит возможность вернуться во власть. Более того, сознание китайской элиты так воспитано, что они сами "посыпают голову пеплом" и считают себя достойными сурового наказания за совершенные проступки. "Регионы России" писали недавно о том, как расправляются с провинившимися чиновниками в Китае. Читайте об этом у нас.

 

Фото: Ридус.ру

Стоит также упомянуть о том, что система продвижения чиновников по карьерной лестнице строго регламентирована и стимулирует к хорошей работе. Он должен в течение 5 лет показать себя на одном месте, и лишь в случае выдающихся успехов продвигается выше. Итак до 65 лет. Лишь в этом возрасте у китайского политика есть шанс занять высокую должность. К этому времени он накопит и опыт и знания. Должность главы региона считается одной из высших и выскочкам туда не попасть. Читайте подробнее тут.

А что в России? В России все наоборот.

Похоже Владимир Путин и его товарищ Си по разному смотрят на развитие регионов Фото: pri.org

 

В отличие от западных демократических стран в России выборы не являются методом реальной кооптации кадров во власть. Это когда побеждают лучшие и наиболее упорные, и граждане отдают предпочтения на несколько лет кандидатам от той или иной партии.

 

Нет в России и системы воспитания кадров, их роста, стимулирования за успехи и наказания за провалы, как в Китае (эта система была в СССР И Китай во многом ее скопировал). По сути, на Западе не оправдавший ожидания избирателей кандидат просто не будет избран, а в Китае будет наказан партией.
 

А в России, увы, царит полная коллективная безответственность. Наши избранные или назначенные политики не несут никакой ответственности за результат своей деятельности! Ни перед народом, ни перед президентом.
 

Более того, с одного места, где они провалили все, что можно, передвигаются на другое. Где и продолжают работу на благо. Свое естественно. Кадры на высокие должности возникают ниоткуда, раньше о них никто и не слышал. Мы это наблюдаем сейчас, когда идет спешная смена губернаторского корпуса.


Увы, в России сложилась самая неэффективная и самая антинародная система подбора кадров во власть - клановая.

 

Это когда ряд политико-экономических групп борются между собой, чтобы поставить на ту или иную должность своего человека. Понятное дело, чтобы решать свои корпоративные задачи. Интересы населения регионов идут здесь по остаточному принципу. А зачем стараться, если все равно никто не накажет и не спросит?
 

В любом случае, долго так продолжаться не может и Президент должен будет решить эту проблему, иначе сверхусилия Кремля по получению нужных результатов на выборах в регионах могут обернуться окончательным подрывом доверия к власти.
 

  • Как вы относитесь к законопроекту об автономном интернете?

    Всего проголосовало: 443

    Смотреть все опросы
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.