Бизнес и культура. Культурный код российского предпринимательства. Как и зачем развивать культурные проекты?

28 августа в пространстве Onegog center в рамках первого маркета вакансий «Люди в культуре» и в рамках проекта «Наследие нации» прошел круглый стол, посвященный культурному коду отечественного предпринимателя, являвшемуся неотъемлемой частью его делового и общественного имиджа в императорской России и начинающемуся активно возрождаться в наши дни.

Модераторами мероприятия выступили основатели проекта «Наследие нации» Валерий Лоскутов, вице-президент Евразийского делового клуба и Татьяна Львова, общественный деятель, юрист, организатор дискуссионно-музыкального салона.

В работе круглого стола приняли участие представители проекта «Наследие нации», а также широкий круг приглашенных.

Сообщения участников круглого стола отличались оригинальностью и стилем подачи информации.

Депутат Московской городской думы Елена Николаева рассказала о роли бизнеса в развитии  благотворительности.

Она отметила, что сегодня мы с благодарностью и особенным уважением вспоминаем славные деяния купцов Щукина и Морозова, братьев  Третьяковых, князя Строганова, заводчика Мамонтова и многих других  благотворителей, которые  позволили сохранить для нас и будущих поколений россиян бесчисленные культурные сокровища, созданные отечественными и зарубежными художниками, скульпторами, мастерами прикладного искусства.

Не менее значимой была и поддержка российскими предпринимателями и купечеством  научных изысканий, благодаря чему в к. ХIХ – нач. ХХ веков в России культивировались самые передовые научные идеи  и совершались открытия мирового уровня.

Например, по инициативе вологодского купца первой гильдии Христофора Леденцова в стране было создано «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений», оказывающее финансовую помощь талантливым ученым, нацеленным на реализацию новаторских идей и в сфере науки и промышленного производства. Важно, что материальную поддержку изобретатель получал в ходе работы над осуществлением идеи, а не постфактум в виде премии или награды (в том числе, Нобелевской премии).  

Общество просуществовало всего 9 лет и закрылось в 1918 году.  

За это время на деньги Общества были построены и оборудованы лаборатории И. П. Павлова в Петербурге, Н. Е. Жуковского при Московском университете, Д.И. Менделеева, профинансированы исследования в области аэродинамики и теории воздухоплавания К.Э. Циолковского, а также Н. Д. Зелинского, В. И. Вернадского, И. И. Мечникова.

Созданная на средства общества физическая лаборатория Петра Лебедева стала впоследствии знаменитым Физическим институтом имени П.Н. Лебедева РАН.

Член правления НБФ “Наследие” и  координационного совета Союза историко-просветительских обществ “Наследие Империи” Василий Вячеславович Зыбин  рассказал о жизненном пути своего предка Николая Тимофеевича Каштанова – крупного российского предпринимателя, учредителя и председателя Всероссийского общества суконных фабрикантов, общественного  деятеля и благотворителя.

Докладчик особо отметил увлечение Николая Каштанова наукой и искусством, что, на взгляд выступающего, было характерно для большинства российских предпринимателей того времени.

Они не ограничивали свое мировоззрение, свое жизненное кредо и увлечения только бизнесом. У них был большой круг интересов, связанных как с искусством, наукой и культурой, так и с активной деятельностью в качестве меценатов.

В те времена бизнес и культура – были, по сути, двумя  сторонами одной медали.

Каштановы участвовали в комплектации фондов и реставрации экспонатов Третьяковской галереи. Особенным увлечением Николая Тимофеевича была древняя иконопись. 

Докладчик предположил, что экономический успех династии Каштановых, наряду с их предпринимательскими способностями и благоприятной экономической политикой в России того времени, определялся высочайшим уровнем культуры, носителями которой они являлись.

Зыбин В.В. рассказал, что ему удалось разыскать ранее неизвестные  воспоминания Николая Каштанова, где он дает оценку историческим событиям в России, рассказывает о том, что ему удалось пережить, и свидетелем чего он был.

Публикация книги воспоминаний Николая Каштанова стала делом чести  докладчика.

Зыбин В.В. вручил Евразийскому деловому клубу памятный подарок – рекламную открытку фабрики братьев Каштановых в Серпухове. Этот дар стал для участников мероприятия символом духа того времени.

Директор центра социальных исследований Российского клуба православных меценатов,  Андрей Юрьевич Салмин, рассказал о важности вопроса формирования национальной идентичности, основанной на российских ценностях, в том числе, в предпринимательской сфере.

Он подчеркнул, что самая главная на сегодня задача – сформулировать идентичность и жизненное кредо российского предпринимателя будущего.

По мнению выступающего производственная  деятельность предпринимателей в протестантских странах отличается от таковой  в России. Если для западного человека главное в жизни – удовлетворение личных потребностей, а морально-нравственные идеалы вторичны, то в ментальности русского человека именно последние занимают  первое место. 

Проблема сегодняшнего дня заключается  во многом в том, что мы стали копировать формы внутрикорпоративной этики и культуры, которые существуют на Западе, а они противоречат российской внутренней культурной матрице. Нам не свойственно получение прибыли ради самой прибыли.

В сознании русского человека, в том числе,  предпринимателя присутствует сверхзадача – его деятельность должна привести к общему успеху. Сегодня необходимо организовать масштабный социальный проект, задачей которого станет сохранение национальных ценностей и формирование национальной идентичности.

В рамках решения этой задачи  необходимо разрабатывать русские альтернативы коуч-моделям, бизнес – тренингам и формам внутрикорпоративной организации.

Генеральный директор АО «Всероссийский научно-исследовательский институт организации, управления и экономики нефтегазовой промышленности» и председатель делового клуба Софийско-Троицкого Благотворительного Фонда, Юрий Олегович Аганов акцентировал внимание участников мероприятия на том, что сегодня российскому деловому сообществу необходимо формировать свою повестку дня, отличную от той повестки, которая нам навязывается в рамках концепции западной цивилизации.

Российские предприниматели должны предложить государству именно российские национальные ценности, формирующие национальную культуру близкую российской ментальности, в том числе, связанную с  восстановлением храмов и других культурных объектов, благоустройством общественных пространств.

По мнению докладчика на сегодняшний день предпринимательству необходимо решить две задачи: восстановление собственных культурных объектов  и генерация вокруг них  такой деловой среды, которая позволила бы им в дальнейшем перейти  на самообеспечение.

 В качестве примера Юрий Олегович привел проект Софийско-Троицкого Благотворительного Фонда по восстановлению Троицкой церкви в селе Кой.

После восстановительных работ в этом году в храме спустя 70 лет состоялась первая божественная литургия.

В дальнейшем Софийско-Троицкий Благотворительный Фонд видит своей задачей создание в селе Кой инфраструктуры для местного малого бизнеса, занимающегося реализацией проектов в сфере  сельского хозяйства.

В своем выступлении Аганов отметил необходимость совершенствования и внедрения правовых механизмов, связанных с деятельностью  семейных и наследственных фондов.

Руководитель ООО «ПСК СТРОЙСИЛА», руководитель ПССПК «КУЗЬМИЧ КОРПОРЕЙШН», Коткин Андрей Александрович, рассказал о проекте своей компании, направленном на возрождение российской деревни.

Проблема вымирания российской деревни является одной из самых острых социально-экономических проблем современной России.

Проект ПССПК «КУЗЬМИЧ КОРПОРЕЙШН» предлагает решения по развитию деревень и сел, созданию в них рабочих мест, возрождению объектов культурного наследия, развитию внутреннего туризма.

В рамках данного проекта в деревне Комаровка Московской области был создан коливинг –  центр для привлечения молодежи из регионов.

Благодаря коливинг-центру  созданы рабочие места для молодежи, что позволяет им работать, жить и отдыхать в одном месте.

Эти рабочие места не связаны с сельским хозяйством, так как эта ниша уже занята агрохолдингами.

Молодежь в коливинг -центре  занимается проектированием, дизайном, программированием, IT и т. д.

 Подобный проект реализуется также в селе Никольском Должанского района, Орловской области.  

Там также сформирован коливинг и организуются рабочие площадки для молодежи и взрослых, где они могут работать маркетологами, менеджерами по продажам и т. д.

Создание рабочих мест непосредственно в селах и деревнях  позволит сократить число желающих покинуть родные места.

Генеральный директор Многопрофильной компании «Арт-Центр Плюс», основатель и генеральный директор Информационного агентства и издания «Музыкальный Клондайк», Лащенко Елена Виленовна рассказала об опыте своей компании в создании уникальных проектов поддержки культуры, музыкального искусства и  дополнительного творческого образования,

В 2002 году Компания «Арт-Центр» создала частное СМИ – газету «Музыкальный Клондайк».  

За 19 лет проект с одноименным названием развился и трансформировался в разные форматы и сейчас это – издание, информационное агентство, сайт, группы в социальных сетях и канал на Яндекс Дзен. В рамки ежедневного  информационного блока включаются новости мира культуры, музыкального искусства, публикация афиш, анонсов, интервью, статей, создание  на интернет каналах видео-интервью.

Важно, что «Музыкальный Клондайк» выступает партнером хорошо зарекомендовавших себя профильных фондов и организаций. 

Например, в Белгороде существует Фонд развития классического музыкального искусства. Его цели и задачи стали созвучны духовным устремлениям более чем 30 меценатов – местных предпринимателей, представителей власти, духовенства, общественных деятелей. В активе этого фонда, в том числе, поддержка в организации и проведении Международного фестиваля «Belgorodmusicfest – Борислав Струлёв и друзья».

Новым этапом в деятельности белгородского Фонда  стало создание в 2017 году совместного с «Музыкальным Клондайком» форума «Media + Music».  Все спикеры форума являются признанными экспертами в области музыкальной культуры, медиа, образования. Трансляции выступлений спикеров форума на доступных каналах социальных сетей посмотрели уже более 40 000 человек.

В 2019 году совместно компаниями «Росфнефть» и «BP»  был создан Фестивальный  международный  оркестр Бриттена – Шостаковича, артистическим директором которого стал известный дирижер Ян Латам-Кёниг.

Молодые музыканты из российских и британских консерваторий, академий музыки, колледжей проходят отбор для участия в этом оркестре.

Оркестр исполняет музыку Бриттена, Рахманинова, Шостаковича, Воан-Уильямса и т.д., причем, каждый год программа выступлений оркестра расширяется и совершенствуется.

Гастрольные турне оркестра проводятся по городам России и Великобритании.

В период пандемии  вместо гастролей были организованы мастер-классы для молодых музыкантов.

Лащенко Е.В. отметила, что разработка и внедрение новых проектов  в области социальной среды, культуры, образования, которой компания  занимается  с 1995 года, являются главной основой ее устойчивости при постоянно изменяющихся внешних условиях, что позволяет преодолевать многие сложности.

Итоги круглого стола позволили сформулировать его основные выводы. 

1) Сегодня наступает новый этап развития предпринимательства, характеризующийся появлением спроса на реализацию культурно-предпринимательских проектов, как со стороны предпринимателей, так и со стороны потребителей.

2) Многие предприниматели уже сегодня заинтересованы в том, чтобы выражать свою аутентичность в формировании собственного культурного  кода, то есть, выработки способов сочетания предпринимательской  активности с активной деятельностью в сфере реализации культурных инициатив, меценатства, общенациональных социальных программ.

Однако,  какими будут смыслы и ценности, транслируемые бизнесом?

В каком направлении будет развиваться культурный код российского предпринимательства?

На эти вопросы предпринимателям и экспертам еще предстоит ответить.