Последние полтора года пандемии приучили нас внимательнее относиться к здоровью. У организма должен быть защитный ресурс, чтобы противостоять COVID-19. Фундаментом крепкого иммунитета являются полиненасыщенные жирные кислоты, важнейшими из них являются Омега-3 жирные кислоты. Современные исследования показывают, что от достаточного количества этих веществ в организме зависит нормальное состояние всех клеток организма. Чтобы разобраться в том, что такое Омега-3, чем она отличается от «рыбьего жира» и как правильно выбрать источник полиненасыщенных жирных кислот, мы поговорили с представителями Тымлатского рыбокомбината, одного из ведущих производителей добавок Омега-3 в России.
– Расскажите, как Омега кислоты оказываются в организме человека? Мы получаем их с пищей или наш организм способен их синтезировать?
Юлия Двойченко, заведующая лабораторией: Важно понимать, что Омега-3 не вырабатывается в организме. Если другие жирные кислоты могут синтезироваться и образовываться одна из другой, то полиненасыщенные жирные кислоты самостоятельно не вырабатываются, они поступают только с пищей или с биологической добавкой. Нехватка этих жирных кислот ведёт к определённым последствиям: нарушается синтез и обмен веществ, возникают проблемы в работе желудочно-кишечного тракта, ухудшается память, снижается иммунитет, возникают проблемы с сердцем и суставами. Это очень важный для нашего организма элемент.
– Сегодня на рынке очень много различных добавок с полиненасыщенными жирными кислотами. Есть советское понятие – «рыбий жир», который многим давали в детстве. В последнее время чаще можно встретить понятие – Омега-3, -6, -9. Кажется, что это одно и то же. Есть ли между ними разница или это только маркетинговый ход?
Юлия Двойченко: Тут важно различать такие понятия, как «рыбий» и «рыбный» жир. Эти добавки содержат ненасыщенные (мононенасыщенные и полиненасыщенные) жирные кислоты и производятся из рыбы, только для каждого вида в качестве сырья используются разные части туши. Рыбный жир производится из мышечной ткани, хряща и подкожного жира. Рыбий – из рыбных внутренностей, например, печени и кишок. Омега-3 входит в состав и рыбьего, и рыбного жира. Вопрос только в качестве используемого сырья.
Омега-6, -9 являются полиненасыщенными и мононенасыщенными жирными кислотами растительного происхождения. Содержатся в орехах: миндале, грецких, арахисе и растительных маслах: оливковом, сафлоровом, льняном и др.
Если вернуться к советскому опыту, тогда всем детям в детских садах и школах давали рыбий жир. К сожалению, сегодня эта практика прекратилась. Я уверена, что, если бы в России вернули профилактический приём качественной Омеги-3, здоровых взрослых и детей было бы гораздо больше.
– Что для организма важнее? Омега-3 или Омега-6 и -9?
Юлия Двойченко: В приоритете всегда то, что организм недополучает, а недополучает он в основном Омега-3. Как правило, Омега-6 у всех даже в избытке, потому что мы так или иначе употребляем растительное масло: в выпечке, семечках, орешках. А Омега-3 можно получить из морской рыбы, из морских млекопитающих. К сожалению, с морским рыбным рационом проблема во многих регионах нашей страны, да и приготовить ещё нужно правильно рыбу, чтобы сохранить в ней Омега-3.
– В последние годы все говорят о трёх видах кислот, которые содержатся в Омега-3: ALA, EPA, DHA. Какое должно быть содержание этих кислот, чтобы добавка помогала организму?
Юлия Двойченко: В Омега-3 самые главные жирные кислоты – это альфа-линоленовая (ALA), эйкозапентаеновая (EPA) и докозагексаеновая (DHA). Самое правильное соотношение в добавке такое, какое содержится в натуральной рыбе, т. е. то, что нагуляла сама рыба, а не внесено в неё. Для нашей красной рыбы – от 3 до 4% альфа-линоленовой, 10-11% эйкозапентаеновой, 12-14% докозагексаеновой жирных кислот. Более того, у альфа-линоленовой кислоты есть уникальное свойство: попадая в организм, она преобразуется в эйкозапентаеновую и докозагексаеновую жирные кислоты.
– Сегодня на рынке можно найти огромное количество российской и зарубежной Омега-3. В чём преимущество добавки, которую производите вы?
Олег Сукноваленко, исполнительный директор: Большинство стран, та же Канада, Норвегия, выращивают рыбу, а не добывают в естественной среде. Поэтому, как она питается, какими антибиотиками её кормят, какой будет результат – неизвестно. Наш рыбокомбинат сочетает использование высоких технологий и экологичности производства. Мы являемся рыбодобывающей компанией, имеем свои заводы в районах чистого промысла, которые получили международный сертификат экологической безопасности MSC. Дикий лосось вылавливается на севере Камчатки – чем севернее рыба, тем она чище, в ней меньше паразитов.
В производстве используем только голову лосося. У коренных народов Камчатки эта часть рыбы всегда считалась самой ценной и деликатесной. Голову рыбы предлагали самому дорогому гостю. Так и мы предлагаем нашим потребителям самое ценное и качественное.
– Расскажите подробнее, каким образом вы получаете рыбный жир?
Олег Сукноваленко: Есть специальные жиромучные установки. Для более доступного понимания, это большие ёмкости, в которых варятся рыбьи головы. В результате мы получаем жирный бульон. С бульона снимается жир, фильтруется и отбивается центрифугами. Затем следует этап рафинации, где мы очищаем жир, после чего упаковываем в натуральную желатиновую оболочку. Остальная масса (осадок) прессуется, сушится, перемалывается и превращается в рыбную муку. Она тоже идёт на реализацию. То есть это максимально целостный процесс.
– Сейчас фармацевтическая отрасль активно обсуждает соблюдение стандартов GMP (Надлежащая производственная практика (англ. – good manufacturing practice. – Прим. ред.). Как они влияют на производство?
Юлия Двойченко: GMP – это в первую очередь безопасность самого производства и качество всего технологического продукта. Наш завод изначально строился по принципам GMP, где можно делать хороший, высококачественный продукт.
Олег Сукноваленко: На предприятии у нас действует HACCP (Анализ рисков и критические контрольные точки (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points). – Прим. ред.) – система качества пищевого производства. Наше производство, не побоюсь такого предположения, одно из немногих в мире, где все этапы выполняются на одном предприятии.
Юлия Двойченко: Мы контролируем наши жирные кислоты в каждой партии. Всё входящее сырье, которое используется в производстве, проходит визуальный, первичный контроль, проверяется на наличие сопроводительных документов. Затем контроль качества на всех стадиях технологического процесса. На каждой из которых отбираются пробы, проверяются показатели, которые нас интересуют: гидролитической и окислительной порчи, органолептика. Каждую стадию проверяет лаборатория. С помощью высокотехнологичного оборудования специалисты-химики следят за процессом капсулирования, проверяют стенки капсул, наполняемость согласно общей фармакопейной статье, чтобы содержимое строго соответствовало тем характеристикам, которые мы заявляем. Для контроля жирно-кислотного состава мы используем газовый хроматограф, что позволяет точно определить и подтвердить состав и количество жирных кислот в готовом продукте.
– Бывает, что после приёма некоторых добавок Омега-3 остаётся специфический запах рыбы. С чем это связано?
Юлия Двойченко: Это связано с некачественной очисткой. Есть заводы с неполным циклом рафинации, где отсутствует процесс удаления запаха – вакуумная дистилляция, в процессе которой происходит удаление перекисных соединений. Некоторые упускают этот этап, делают только обесцвечивание и фильтрацию. На нашем производстве мы используем систему полной рафинации, с процессом вымораживания – кристаллизации и дополнительной очисткой – финальной реакции с активированным углем, с сорбентами, фильтрацией через мембранные фильтры.
– На что нужно обращать внимание при выборе добавки с Омегой-3?
Юлия Двойченко: Нужно внимательно смотреть на состав. Очень часто некоторые производители не указывают, что использовано в качестве сырья. Рыбный жир может быть разный. Может быть из недорогих, доступных сортов рыб, допустим, из белорыбицы, из разных млекопитающих, сардины, крили, анчоусов. А может быть изготовлен из красной рыбы. Также важно обращать внимание на состав оболочки – натуральная она или искусственная. Однако не нужно пугаться, когда в составе используются природные антиоксиданты, антиокислители, – это нормально, они предотвращают окислительный процесс и жир сохранит полезные свойства весь срок хранения.
– Правда ли, что упаковка не должна быть прозрачной, потому что солнечный свет может повлиять на качество рыбного жира (готового продукта)?
Юлия Двойченко: Да, у рыбного и рыбьего жира, как и у любых других жиров и масел, есть показатели гидролитической и окислительной порчи. Это показатели кислотного и перекисного числа. Кислотное указывает на степень очистки. Перекисное число – на процесс окисления. Это доступ кислорода, солнечного света, неправильные условия хранения. Попадание прямых солнечных лучей и неправильная температура хранения могут испортить продукт.
Владимир Солодов, губернатор Камчатского края:
Рыбохозяйственный комплекс Камчатского края занимает одно из важнейших мест в рыбном хозяйстве Дальнего Востока и России в целом (его удельный вес в уловах Дальневосточного бассейна – 42%, России – 31%). Ведущую роль рыбная отрасль играет и в экономике региона, на её долю приходится 62% объёмов промышленного производства и более 90% экспортного потенциала края, при численности занятых в отрасли более 16 тыс. человек.
Рыбопромышленный комплекс является основным звеном в хозяйственной структуре Камчатского края, имеет сложный состав и многоотраслевую структуру. Кроме рыбодобычи, рыбопереработки, изучения, охраны и воспроизводства рыбных ресурсов, она включает в себя целый ряд вспомогательных и обслуживающих отраслей, а также институты производственной и социальной инфраструктуры. Наиболее важными из них являются судоремонт, строительство, транспорт, тарное и сетеснастное производство.
В 2020 году в рыбной отрасли Камчатского края объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по основным видам деятельности составил 126,9 млрд руб., сальдированный финансовый результат предприятий (без субъектов малого предпринимательства) сложился в объёме 30,3 млрд руб.
В настоящее время в Камчатском крае функционируют порядка 800 рыбохозяйственных организаций (по данным государственной регистрации), более 200 из которых осуществляют вылов водных биологических ресурсов.
ООО «Тымлатский рыбокомбинат» является крупной рыбохозяйственной организацией Камчатского края и входит в число крупнейших налогоплательщиков региона. По итогам работы 2019 года объём вылова составил более 70 тыс. тонн водных биологических ресурсов.
ООО «Тымлатский рыбокомбинат» имеет статус градо- и посёлкообразующей рыбохозяйственной организации Камчатского края национального корякского села Тымлат Карагинского района. С первого дня работы руководство комбината не остаётся равнодушным к проблемам населения Тымлата.
Кроме приоритетного предоставления рабочих мест жителям посёлка, ТРК ежегодно вкладывает значительные финансовые средства в развитие населённого пункта. Деньги выделялись на приобретение топлива, проведение текущих и капитальных ремонтов школы, интерната, больницы, детсада. Ежедневно завод выпекает хлеб для посёлка. Предприятие за счёт собственных средств провело капитальный ремонт водопровода в посёлке, строило жилые дома, оказывало помощь дорогостоящим оборудованием и лекарствами районной и поселковой больницам, поддерживало оленеводческие хозяйства, активно участвовало в рыбоохранных мероприятиях, направленных на сохранение биоресурсов автономии, оказывая оперативным бригадам материальную и техническую поддержку.
Организация активно инвестирует средства в экономику Камчатского края. В период с 2009 по 2021 год ООО «Тымлатский рыбокомбинат» успешно реализованы следующие инвестиционные проекты:
– «Строительство современного перерабатывающего комплекса с холодильником» (2009 год),
– «Приобретение судна МРС-263 пр. 1338К» (2010 год),
– «Приобретение холодильного оборудования» (2013 год),
– «Рыбоперерабатывающий завод в районе бывшего с. Красное Карагинского района Камчатского края» (2018 год),
– «Строительство и эксплуатация зданий рыбокомбината в селе Тымлат Карагинского района» (2019 год),
– «Строительство объекта «Производственно-техническая база для хранения, изготовления Омега-3 в г. Петропавловске-Камчатском» (2020 год).
– Строительство Ледового катка «Вулкан» в г. Петропавловске-Камчатском (2021 год).
БАД. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ