Сохранение исторической памяти, по словам Владимира Путина, — задача государственной важности. Для этого в России перепроверяют учебники по истории, создают межведомственную комиссию по историческому просвещению и вписывают в Конституцию поправку о том, что страна защищает историческую правду.

Однако история не в книгах, она за окном, на бескрайних просторах страны, в лесах и полях, реках и озёрах. Одним из уникальных историко-культурных феноменов является «Государева дорога».

«Государева дорога» — одно из главных явлений эпохи Великих географических открытий (XVI-XVIII веков). Это первая сухопутная дорога и основная транспортно-таможенная магистраль из Московии в зарождающуюся Российскую империю.

Она начиналась в Москве, проходила через десяток городов (в том числе Ярославль, Великий Устюг, Соликамск, Тюмень), а заканчивалась в столице Сибири того времени — Тобольске. Благодаря этому пути за сравнительно короткий, столетний, исторический период была заселена Сибирь и Дальний Восток, установилась торговля с Китаем и Индией и началось освоение Русского Севера и Америки.

Самый труднопреодолимый участок этого пути — «Бабиновская» дорога. Она идёт от Соликамска до Верхотурья через Уральский хребет и считается первым сухопутным «мостом», который надёжно связал Европу и Азию.

Сейчас путь утратил свой первоначальный вид и находится в запущенном состоянии. Общественное движение Государева дорога «Бабиновская» вместе с коллективом исследователей провели несколько экспедиций и нашли вдоль участка ветхие и заброшенные дома и срубленный лес.

Председатель движения Юрий Трунов говорит, что дорогу необходимо восстанавливать, но общественники не могут сделать это самостоятельно. За содействием организация обратилась к Свердловскому региональному отделению «Партии Дела». Такой кооператив, по словам Юрия Трунова, позволит встать на путь развития на длительное время и восстановить не только какие-то отдельные точки, а весь путь.

Член свердловского отделения партии Юрий Кочнев подтвердил, что этот путь имеет неоценимое историческое значение, отражает становление России и показывает силу народа.

«Мы забыли, что Россия — это деревня, это сельское население, которое само себя кормило, само себя одевало. Это были здоровые, смышлёные работящие люди, умеющие делать всё и вся. У людей не было вертолётов и другой техники, но они пробили дорогу и соединили Европу с Азией. И тогда Россия пошла в Азию. Не было Сибирского тракта, магистралей — была вот эта Бабиновская дорога. Её развитие стало важным историческим шагом, после которого начался захват Сибири и Дальнего Востока. Люди пошли туда, через эту дорогу, через уральский хребет», — говорит Кочнев.

Но рассматривать вопрос, по его мнению, нужно глубже — не только с исторической стороны, но и с практической. Кочнев уверен, что «Бабиновская» дорога — это хороший туристический объект и модельная территория для сельской урбанизации, развитие которого приведёт к развитию села, и, возможно, самый короткий путь Урала и Сибири к Северному морскому пути, а значит, возвращение дороги сегодня имеет большое значение.

Про дорогу как туристический объект говорит и председатель движения Государева дорога «Бабиновская» Юрий Трунов. По его словам, кооператив с государством действительно может привести к созданию отличного экскурсионного маршрута. Причём общественники думают не только про Урал, но про путь от Москвы до Тобольска, частью которого он является. «Если смотреть по времени, то это может быть двухдневный маршрут в одном месте, может быть недельный, может быть месячный. Вариантов много, их нужно прорабатывать», — уверяет Юрий Трутнев.

Но даже совместные усилия общественников и Свердловского отделения «Партии Дела» не приведут к восстановлению «Бабиновской» дороги, потому что для этого нужны большие финансовые ресурсы.

«Партия Дела» хочет продвигать эту идею и разрабатывает план действий. Для масштабных работ, по словам Юрия Кочнева, нужно привлечь туристические и железнодорожные общества, а также найти путь взаимодействия с центральной властью и теми, кто мог бы рассмотреть вопрос на высоком уровне. Без всего этого восстановление Государевой дороги невозможно.

«Самое главное, что восстановить дорогу — можно, потому что часть её сохранила свой первоначальный вид. К тому же Владимир Путин призвал развивать внутренний туризм не только на Западе, но и на Востоке. Так вот давайте соединим Европу и Азию с помощью „Бабиновской“ дороги. Там будут деревни, туристические базы — это и есть развитие. Да, это не копеечное дело, это государственное дело, к которому нужно привлекать большие силы. Сделать дорогу просто для того, чтобы на ней можно было проехать, — это бесполезно, нужно изучать вопрос глубже»
    говорит Юрий Кочнев.
Дорога отвечает сразу нескольким тенденциям — это и возвращение исторической памяти, и развитие внутреннего туризма, и своего рода улучшение связи внутри большой страны, и её объединение. Общественники убеждены, что за развитием этой дороги может последовать развитие сельской местности, деревень, а значит, и страны.