Андрианов Александр: «Если бы российские компании использовали PR по-максимуму, именно они правили бы миром, а не Google и Amazon»

Что обычно представляют люди, когда задумываются о PR? Как правило – хвалебную статью в деловом издании, рассказывающую про низкие цены, высокое качество товаров и мудрое руководство. Пиар-технолог Андрианов Александр утверждает, что это всего лишь 10% от тех возможностей, на которые в действительности способен PR. Он убежден: если бы российские компании использовали PR по-максимуму, именно они правили бы миром, а не Google и Amazon.

«В умелых руках пиар открывает поистине уникальные возможности для бизнеса, — рассказывает Андрианов. – Например, с его помощью можно создавать новые товары и услуги, которых нет не то, что в России, а нигде в мире. Однажды мы с коллегами участвовали в создании зубной пасты со вкусом алкоголя и успешно запустили ее на рынок. Нечто подобное можно провернуть в любой нише: умная дверь, которая ругается матом при попытках ее взломать или ручка для подписания важных договоров, позволяющая писать кровью ее владельца.

PR позволяет создавать хайп из всего, что угодно, тем самым привлекая внимание даже к самой обычной продукции и значительно повышая ее продажи. Когда у меня вышла новая книга, я подговорил свою подругу подать на меня в суд за то, что, прочитав ее, она впала в глубокую депрессию и тратит огромные деньги на врачей. Теперь она требует запретить и мое произведение, и всю депрессивную литературу вообще. После того, как эта информация была вброшена в прессу, продажи книги взлетели в разы! Всем сразу стало интересно, что же это за книга такая!

Более того, некоторые товары и услуги можно рекламировать исключительно с помощью пиара и никак иначе – все остальные способы запрещены законом. Это касается казино, букмекеров, табачной и алкогольной продукции. Вы вряд ли увидите в СМИ хоть какие-то упоминания о них. Однако если на минутку представить, что в центре крупного города «случайно» столкнулись пять брендированных фур, перевозящих водку определенной марки, часть продукции высыпалась на землю, а вокруг образовалась толпа людей, которая принялась распихивать по карманам все это добро и даже драться за него….так это практически событие федерального масштаба. Приедет и телевидение, и пишущая пресса, и представители телеграмм-каналов, и вот ваш бренд засвечен везде, где только можно. А владельцы компании вроде как и не при чем – ну авария, со всеми бывает».  

PR – это отличный способ для поиска инвесторов, партнеров, развития франшизы. Есть такая компания «ЕбиДоеби», которая занимается доставкой суши. Веселые ребята, как вы уже поняли из названия. Что они только не делали: судились с ФАС, придумывали дерзкие нападки на конкурентов, шокировали свою аудиторию провокационными названиями блюд и многое другое. И что вы думаете – им поступали десятки просьб об открытии франшизы в других городах, причем в тот момент, когда подобного предложения на их сайте даже еще не было. А лучшие сотрудники с рынка регулярно отправляли им свои резюме. Просто потому, что все хотят быть рядом с веселыми, драйвовыми, энергичными и креативными ребятами, а не унылыми серыми мышами, которые боятся сделать лишний шаг в сторону.

С помощью пиара можно решать любые социальные проблемы. Однажды мои коллеги были в славном городе Н, где вот уже двадцать лет прямо среди дороги находилась огромная яма. Жалобы и обращения в государственные органы не давали никакого результата, и пиарщики приняли решение отметить день рождение ямы: созвали толпу народа, принесли к яме цветы, шарики, шампанское. Произносили тосты, смеялись, не забывая снимать все это на фото и видео. А после завершения торжества – забросили свои материалы в местные паблики ВК и СМИ. И что вы думаете? – через два дня ямы не стало. Закопали. А до этого двадцать лет не могли».

По мнению Андрианова Александра, нет лучшего инструмента чем PR для того, чтобы отбиться от рейдеров, давить на нерадивых чиновников; коррупционеров; представителей правоохранительных органов, вымогающих взятки или пытающихся возбудить заведомо незаконное уголовное дело. Всем памятна история журналиста Ивана Голунова, которого спасли от длительного тюремного заключения, просто придав это дело огласке. Точно также благодаря пиар-технологиям отменяют постройку мусоросжигательных заводов в зеленых районах; добиваются справедливости в судах, помогают бывшим женам получить свою долю имущества при разводе, хотя влиятельные мужья задействуют все свои связи, чтобы пустить их по миру.  И многое другое.

«Разумеется, пиар может быть использован и для того, чтобы творить зло, — делает оговорку Александр. – С его помощью можно обрушить акции какой-нибудь компании и скупить их по бросовой цене; дискредитировать конкурента, чтобы занять его место на рынке; убедить жителей района, что современный ТЦ принесет им гораздо больше благ, чем парк под окнами. Но, как бы банально это ни звучало: пиар — это как нож, с его помощью можно нарезать хлеб, а можно и убить. Тут уже все зависит от того, в чьих руках оказался этот инструмент. Важно другое: сейчас большинство компаний не то, что недооценивают, а в целом не умеют пользоваться таким инструментом как PR. Использовать его исключительно для публикации позитивных статей о своем бизнесе – это как жарить яичницу в адронном коллайдере – странно, непродуктивно и даже смешно».