Партнёрский материал

12 ноября посольство США в Кыргызстане объявило о намерении американского правительства оказать финансовую помощь в проведении предстоящих президентских и парламентских выборов.

В заявлении отмечалось, что денежные средства Агентства США по международному развитию (USAID) будут направлены «на поддержку Кыргызской Республике по усилению ее приверженности проведению инклюзивных, основанных на общепринятых правилах избирательных реформ и общественного контроля».

Точная дата проведения парламентских выборов остается неизвестной. Ранее 14 ноября Садыр Жапаров во время сложения полномочий и.о. президента и премьер-министра для участия в президентской гонке заявил, что выборы в Жогорку Кенеш планируется провести весной 2021 года после завершения конституционной реформы.

Президентские выборы состоятся 10 января. Соперниками Садыра Жапарова в президентской кампании станут 62 человека, большинство из которых являются самовыдвиженцами.

То есть, в республике с шестимиллионным населением на высший государственный пост баллотируются 63 человека (на момент выхода материала, количество участников гонки сократилось до 40 человек – ред.)! Столь большое число кандидатов и отсутствие более-менее влиятельных политических альянсов рискуют превратить агитационный период в период ожесточенной борьбы между разрозненными группировками.

Экспертное сообщество в большинстве своем скептически высказалось о попытке вмешательства извне, интерпретируя это тем, что «активность» отдельных иностранных государств во внутренние дела Киргизии может только усугубить ситуацию и привести к плачевным итогам, вплоть до потери суверенитета.

Поэтому, к любой внешней помощи, оказываемой в предвыборный период, стоит относиться настороженно. Посольство США еще не раскрыло размер предполагаемой финансовой помощи. На парламентских выборах в октябре 2020 года она составила 2,5 миллиона долларов. Тогда некоторые эксперты посчитали, что за «поддержкой демократии в Киргизии» стоит вмешательство США во внутриполитические дела республики.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин в своем интервью с телеканалом Russia Today заявил: «Не приходится сомневаться, что эти средства пойдут на поддержку проамериканских кандидатов и информационное сопровождение в их пользу». 

В Киргизии, которую с подачи прозападных сил называют «островком демократии Центральной Азии, существует многочисленное множество НПО, и многие из них существуют на американском финансировании. Вследствие чего становится очевидно, что если Вашингтон захочет повлиять на внутреннюю ситуацию в Киргизии, то, скорее всего, приходится ожидать столкновение сторон, так сказать, с  идеологической точки зрения.

Поскольку в республике были, есть и усиливаются  антизападные настроения.

Так какие же цели помимо «распространения демократических ценностей» могут преследовать США в Киргизии? Для того чтобы ответить на этот вопрос стоит обратиться к Стратегии национальной безопасности США в Центральной Азии, опубликованной в феврале текущего года. Основной целью стратегии является, конечно же, построение «стабильной и процветающей Центральной Азии». Однако по мнению ряда экспертов за красивыми словами стоят, в первую очередь, геополитические интересы Вашингтона, который желает сместить на второй план своих главных соперников – Китай и Россию.

В этом контексте политически нестабильная Киргизия может стать плацдармом для распространения американского влияния во всем регионе. Более того, вмешательство США в выборы других государств ведет свою историю с 1947 года. Тогда новообразованное ЦРУ активно участвовало в парламентских выборах в Италии с целью недопущения избрания членов коммунистических партий в парламент. В целом, в период Холодной войны вмешательство во внутренние дела суверенных государств для американского правительства считалось обыденном делом. Вся эта кампания проводилась под лозунгом «недопущения коммунистической угрозы».

В новейшей истории также имеются примеры американского вмешательства в выборы. Для президента США Джорджа Буша-мл. было делом чести провести чистые прозрачные парламентские выборы в Ираке в 2005 году. После интервенции 2003 года, свержения режима Саддама Хуссейна, унесших жизни сотни тысячей иракских граждан не обнаружение в Ираке оружия массового поражения американцы стали ответственными за будущее страны, поэтому американцы и не скрывали своего прямого участия в тех выборах.

Примерно в то же самое время в странах бывшего СССР цепной реакцией последовали «цветные революции» – Украина, Грузия, Киргизия, Молдова. После распада СССР из четырех стран только Киргизия сумела сохранить свою территориальную целостность. То есть структуры американской демократии активно задействованы в странах с изначально существующими территориальными и этническими конфликтами. То есть, в странах, где хорошо срабатывает принцип «разделяй и властвуй».

Напомним, что Киргизия имеет ряд приграничных проблем со своими соседями. Кроме того, стоит вопрос межнациональной напряженности. Неопределенность киргизско-таджикской границы зачастую выливается в вооруженные конфликты между пограничниками, нередко происходят столкновения между киргизами и узбекскими анклавами на Юге страны. Все это делает республику уязвимой для иностранного вмешательства.

На предстоящих президентских выборах в январе все многочисленные внутренние проблемы Киргизии могут быть сыграны на руку внешним игрокам. Речь в данном случае не о Китае или России. В частности, в некоторые субъекты последней также просочились и «мутят воду» приверженцы «геополитической демократии», а лишний раздражитель около границ на фоне «раскачки ситуации» никому не нужен. Поэтому, они всеми силами будут выступать за сохранение стабильности.

А вот Штатам, которые имеют богатый опыт в «подстрекательстве улиц», может быть выгоден хаос в Киргизии. Нестабильная республика сможет превратить весь регион в пороховую бочку, и в подобном случае американцы с легкостью смогут изменить геополитическую конъектуру в Центральной Азии в свою пользу. Но для относительно маленькой Киргизии новая «Большая игра» обернется очень большими потерями – лишение территории в лучшем случае и суверенитета – в худшем.

Поэтому, жизненно необходимо обеспечить стабильность в период выборов и не допустить в них участия внешних сил. В противном случае Киргизия станет площадкой для опосредованных войн крупных держав.   

Наталья Назарова