
Согласно исследованиям ВЦИОМ, 90% россиян не знакомы с понятием метавселенной, а 37% граждан считают, что от их создания будет больше вреда, чем пользы. О том, что такое метамир, какие возможности он открывает перед человечеством и почему IT-гиганты так заинтересованы в развитии AR и VR технологий, в колонке для «Регионов России» рассказал профессионал в финансовой и банковской сферах, автор книги «Формула Бога» и основатель уникальных для России стартапов Александр Плющенко.
Термин метавселенной появился недавно, однако в 2021 г. эту тему активно начали освещать СМИ, эксперты в сфере IT, аналитики и поставщики разнообразного оборудования для технологий дополненной и виртуальной реальности. Технологический прорыв в использовании VR и AR в индустрии игр способствовал развитию идей о том, что можно создать некое виртуальное пространство, которое отчасти заменит людям оффлайн жизнь.
Сторонники развития метавселенных считают, что в будущем все активности человека перейдут в метамир в игровой форме: кредитование, строительство недвижимости, общение с друзьями, политическая жизнь, романтические встречи в ресторанах. Большинство россиян пока не сталкивались ни с чем подобным, поэтому неудивительно, что они не понимают масштаб грядущих изменений и даже опасаются их.
Есть два глобальных тренда, которые предрекают популярность метавселенных:
- Человек уже сейчас стремится создать вокруг себя максимально комфортные условия, но это не всегда возможно. К сожалению, мы не можем изменить температуру на улице или за секунду переместиться на какой-нибудь курорт. Метавселенные же говорят, что это новая реальность, в которой будет доступно все.
- Согласно теории эволюции Юваля Ноя Харари, в будущем homo sapiens трансформируется в homo deus, а всю привычную современному обществу работу будут выполнять роботы и искусственный интеллект. Чем же тогда займется человек? Возможно, люди нового типа сбегут от скуки в онлайн, для них будет непонятно, чем офлайн лучше метавселенной.
Основной вопрос, который задают себе аналитики, – какие компании индустрии победят в борьбе за внимание пользователей. На сегодняшний день на рынке уже есть крупные игроки: крипто-мир Decentraland, Metaverse Марка Цукерберга, китайская виртуальная экосистема от Baidu и ряд прочих разработок. Вероятнее всего, эти и многие другие площадки будут вынуждены объединиться, чтобы создать единую мультивселенную.
Изначально площадки мультивселенной своим устройством будут напоминать реальный мир. В них пользователи смогут оплачивать товары и услуги как фиатными [выпускаемые государствами. – Прим. ред.] деньгами, так и криптовалютой. Но со временем блокчейн-валюты вытеснят привычные рубли и доллары. Этого боятся некоторые государства, так как при таких условиях большой объем денежных средств выйдет из-под контроля властей.
В любом случае процесс развития технологий невозможно остановить. Сотни компаний по всему миру разрабатывают VR-очки, костюмы, всевозможные капсулы, линзы дополнительной и виртуальной реальности. В метавселенных уже сегодня заключаются серьезные сделки. По данным аналитических фирм, продажи недвижимости превысили 500 миллионов долларов в прошлом году, на данный момент созданием предметов для аватаров занимаются крупнейшие компании (Adidas, Gucci и многие другие). Все это говорит о том, что всего через пару лет нахождение в метамире будет таким же привычным делом, как общение в мессенджерах или чтение новостной ленты.