Александр Давыдов: идеальный русский экзамен «уехать или остаться?»

Материал выражает мнение автора, редакция может не разделять эту позицию

Если перед человеком встал реальный выбор  – «уехать жить за границу, или остаться в России», то это идеальный русский экзамен. В России этот экзамен сдают во все времена. Результаты этого экзамена, например, обсуждали бежавший на запад воевода Курбский и Иван Грозный. 400 лет прошло, а суть не изменилась.

Текст затрагивает целый пласт мировоззрения, поэтому большой и трудный для неверующих. Трудный не потому что сложный, нет не сложный. А потому что мифы мешают, трудно мириться с ломкой привычного. Поэтому желаю терпения.

Практический выбор

Есть большой слой людей, которые на практике сдают русский экзамен. Квалифицированные ИТ-шники в дефиците, им поступают предложения работать за границей. Зарплату предлагают во много раз больше. Как поступить?

Можно ли поработать и вернуться? Одиноким — сложно, но можно. Семейным – это практически билет в один конец. Дети-американцы, дом в ипотеке, опционы на акции, как вернешься? Несколько сот тысяч уехало, из них пара сотен тысяч только в Кремниевой долине. Выбор «уехать» или «остаться» – делают тысячи ИТ-шников, для которых это не абстрактный вопрос.

Формальная логика и арифметика денег требует – «уезжать». Когда формальная логика преобладает, то решения часто неверные. Помните, Раскольников у Достоевского убил женщину, исходя из совершенно логичных рассуждений, которые привели к краху жизни. ИТ-шники тоже в зоне риска, потому что по уши сидят в машинной логике, пишут программы для машин.

Но решение «уехать» не предопределено. Отток кадров уменьшился, в России тоже есть работа и задачи. Людей еще держат друзья, родные, привычки, лень. Находятся способы работать удаленно, живя в России. То есть хотят «остаться», вопреки формальной логике.

Основание, чтобы жить в России

Как спорить с логикой денег, которая говорит «уехать»? Есть ли аргументы «остаться»? Многим задавал вопрос: «Приведите серьезную причину-основание, чтобы «остаться в России», если тебя зовут на хорошую зарплату за границу». Никто еще не привел.

Ответ есть, он прост, хотя многим не понравится. И мне бы раньше не понравился, а теперь очевиден. Единственное надежная причина-основание для жизни в России — это «вера в Бога».

При том, что сама Вера – иррациональна, – ее последствия логичны и рациональны — верующий «останется». Оказалось, что оба решения – «остаться в России» и «поверить в Бога» – связаны и синергичны. Если уже «поверил», то останешься (вернешься). Есть связь и в обратную сторону. Если прошел экзамен и решил «остаться», то станет проще укрепиться в вере, воцерковиться.

Вот обратное действие – как раз мой случай. Когда я решил не уезжать из России, и еще не решался воцерковиться, то поворот судьбы заставил. В Бога я верил, но в какого-то неизвестного. Решение «остаться» заставило начать путь именно к Христу, придало решимости воцерковиться. Я решил узнать и поверить именно в Христа. Умом, волей решил, а вовсе не поверил разом чудесным образом. В России за несколько лет мне это удалось. За границей я точно не смог бы пройти тот многолетний марафон самоизменения, «обращения», которое называется «воцерковлением». Так что «остаться» ↔ «поверить» работает в обе стороны.

Теперь попробую объяснить, почему только у верующих есть глубокий смысл жить в России.

Миф про единую цивилизацию и про прогресс

Не важно, когда возник миф про «цивилизацию» и «прогресс». Важно что в 20-м веке он стал всеобщим, потому что был выгоден обеим мировым системам – и капитализму и коммунизму. Под «прогрессом» понималось однотипное развитие всех стран и народов. Типа все народы идут по одной лестнице прогресса, одни впереди повыше, другие пониже, третьи еще ниже.

Капиталисты говорили, что это лестница технического развития и развития демократии, а коммунисты упирали на социальное развитие. Обе системы рассчитывали победить и получить весь шар, поэтому обе соглашались в главном, что есть единое «человечество» и общий путь одной «цивилизации». Запад победил СССР и миф остался в западной интерпретации. Китай на него не купился, а Россия купилась (еще при Никите Хрущеве).

Но это лишь миф. Еще в 20-м веке западные исторические исследования обнаружили, что единой цивилизации нет. Что цивилизаций в мире с десяток, и у них свои законы развития. Технический «прогресс» приносит материальные блага, но не унифицирует разные цивилизации. Каждая цивилизация сохраняют свои приоритеты ценностей, они разные. Нет общего человечества. Ключевую роль в формировании сообществ (народов) в цивилизации играют религии.

Россия — отдельная цивилизация. Отдельная от западной, восточной (китайской), от двух исламских (сунниты, шииты) и других. Основную роль в становлении и развитии русской цивилизации сыграло православие.

Ни Западу, ни СССР такие истины были крайне не выгодны. Поэтому знание не получило освещения, печати и не вошло в учебники. И сейчас общепринятым в массах остался ненаучный миф о «прогрессе» и о передовой единственной западной цивилизации.

Россия — православная цивилизация

Теперь про историю России и роль православия. Все авторы сходятся в том, что Россия – православная цивилизация. Русская цивилизация родилась в 10-м веке, во времена государственного выбора религии князем Владимиром. Единая вера помогла объединить племена в народ, в единое государство. Без православия не было бы русского государства и русского народа. Племена не могут стать единым большим народом без единого общего Бога. Иначе они разбредутся по разным богам.

До крещения Руси и не было русского народа, были племена без общего имени с разными любимыми богами. Православием эти племена сначала стали русским народом и государством, потом – царством, империей и наследницей восточного Рима. Советское государство окунуло страну обратно в языческие культы, давило православие, но церковь выжила. Теперь православие в Россию возвращается.

А.Ужанков сделал важное наблюдение об отличии русской цивилизация от других европейских. Европейские ветви вышли из язычества (Рим, Греция), прошли христианство (римское католичество, греческое православие), и последние века лихо вернулись в язычество. Они могут себе позволить вернуться в язычество, и при этом не исчезнуть, они в нем родились. А генезис русской цивилизации – христианский, и остаться в язычестве ей не удастся, она рискует исчезнуть. Распад языческого государства СССР в 91-м году это наглядно показал. Необходимо вернуться в свою естественную веру — в православие.

Почувствуйте разницу, у них опция, они МОГУТ вернуться в христианство, а мы ДОЛЖНЫ вернуться в православное христианство.

Поняв генезис русской цивилизации, можно ответить на вопрос, почему православному верующему естественно и необходимо жить именно в России. Страна за тысячелетие была соткана и объединена православием. Православному естественно жить в православной цивилизации.

Россия, будучи самым мощным православным царством, наследовала линию православной империи от Восточного Рима при падении Константинополя в 15-м веке. Наследовала право быть единственной империей, которых не может быть две. А вот государственное устройство и территорию Россия получила-завоевала из другого источника – от наследников империи чингизидов. Защита всех конфессий — часть государственных генов от империи Чингисхана (хотя могу ошибаться, что не от Византии).

Поэтому верующим всех конфессий, не только православным, естественно и нормально жить в русском государстве. Вера для верующих – главное сокровище жизни, которое хотят передать детям и внукам. Верующий любой конфессии ценит русское государство, как защитника своей веры, и поэтому будет защищать государство, которое позволит ему продолжать веру в детях.

Верующий – автоматически патриот России. Независимо от конфессии, вера в Бога питает любовь к предкам, к своей земле, к Родине. У всех наших конфессий общая Родина – Россия.

Православному Россия важней всего, потому что Россия – единственная страна, способная защитить православную церковь. Нам некуда бежать к единоверцам. Трюки Варфоломея и раскольников на Украине, показывают, как важно сильное государство для защиты церкви от внешних и внутренних врагов. Греция не защитила свою греческую церковь, и все другие греческие церкви от американского Госдепа, раскалывающего православную церковь. С Грецией все печально. Греция — а) государство слабое, поэтому не может защитить, и б) находится под управлением язычников (типа Ципраса), поэтому и не хочет защищать церковь, а скорее помогает на нее нападать. Видя греческую немощь и предательство, по другому ценишь наше государство.

Россия — в главном течении всемирной истории

Миф о единственной западной цивилизации ведет к искаженному пониманию нерва мировой истории. Типа, главная нить истории идет через «прогрессивные» страны, там где совершается материальный «прогресс».

И здесь есть развилка между верующими и неверующими. Для неверующего человека важнее материя. Для верующего важнее Бог и для верующих совершенно другая всемирная история, история развития отношений человека и Бога. То есть история сынов Божьих, история церкви, от Адама до наших дней. Причем Церковь в любой момент истории — ОДНА. Такое понимание истории я увидел у Е.Авдеенко.

История прошла последовательно – через Ноя, Авраама, Моисея, через иудейский народ, через Христа и апостолов, через Павла и Рим, через Константинополь и православную церковь.

Потом история перешла в Россию и прошла через Московское царство и русскую православную церковь. Прошла через народ Петровской империи и беспатриаршей, очиновниченной, но живой церкви. История прошла через многомученический народ Советского Союза, его задавленную, но живую и патриаршью церковь.

Во времена Византии от церкви откололись католики, затем от католиков – протестанты. И попали на обочину всемирной истории. Большевики в России тоже совершили попытку построить царство Божие на земле, подобно католикам и протестантам. Если бы коммунистам удалось задушить церковь, то мы бы тоже оказались на обочине истории вместе с Европой, приблизив апокалипсис.

Теперь же Россия возвращается на главную дорогу всемирной истории вместе с возвращением православия. Какие признаки этого? Как сказал Е.Авдеенко, – Бог жив в народе России. И потому народ был жестоко наказан миллионами жертв за отступничество, за то, что не защитил царство и священство в 1917г. Так же жестоко Бог наказывал иудейский народ за отступничество в дохристианские времена.

Кара Божья русского народа с миллионами жертв террора и отечественной войны, говорит о том, что Бог не оставил народ, надеется. Конечно смущает, что не заметно народного раскаяния за отступничество. Смущает борьба против храма в Екатеринбурге, в городе, где убили царскую семью. Как будто миллионы жертв не вразумили. Сколько еще надо жертв?

Верующий в России

Православному естественно жить там, где Бог жив, – в русском народе. И наоборот, противоестественно убегать от живого Бога, эмигрировать на периферию истории, туда где Бог не нужен, и поэтому его там нет. Православный не поведется на логику денег при вопросе «уехать-остаться», ему нет смысла продавать благодать за комфорт и деньги.

В России много народов с их религиями сплели свои судьбы с русскими, с православием, всем здесь есть место. Здесь хорошо верующим всех конфессий. Государство защитит их от внешней силы. А православная церковь, защищая себя, прикроет все конфессии от врагов внутренних, от их законодательного насилия, от извращений либерализма и безбожия. Конфессии это знают и поддерживают верховенство православной конфессии.  Понимают, что если православие не выдержит давления чуждой силы, то эта же сила их раздавит.

Неверующий в России

Если верующему правильно жить именно в России, то отсюда вовсе не следует, что неверующему в России — плохо. Может и хорошо. Но это «хорошо» не имеет твердого внутреннего основания и, следовательно, —  нестойко к испытаниям. Налетят «злые ветры» и тогда «хорошо в России» может смениться на желание уехать.

Если слышишь: «власть плохая-несменяемая, климат холодный, люди невежливые, рабская психология, грязно-некомфортно», то понимаешь – это неверующий мучается в России. Даже если он называет себя православным, это не так. Неверующий беспокоится, мятется и одновременно ищет причины, – кто виноват в его смятении.

Неверующему бы в Европу, там хорошо, там Бог не нужен. А у него денег не хватает. Это не его вина, денег мало, потому что профессия не та. Родители не ту профессию посоветовали, не те у него родители. И в его городе зарплаты маленькие, не тот город. Все виноваты, – не он. А причина простая, – он не верит в Бога. И потому мир видит искаженно.

А если неверующий обеспечен и может уехать? Тоже тяжело. Переехать может, но деньги зарабатываются в России, бросить денежный источник жалко. И жить тут не нравится, мучение, не французская ривеьера. Уедешь, – источник денег иссякнет, а дорогие привычки — куда девать? Плохо быть бедным за границей. Вот человек и мечется. Семью за границу перевез, летает туда, а семья от него отрывается, связь исчезает. Все неладно.

Для богатых еще есть выход-искушение. Создать сословие, живущее отдельной от народа жизнью. Свое образование, медицина, клубы, тусовки, свои поселки. Такое уже проходили, закончилось в 1917-м ненавистью и гражданской войной. Не надо богатым отрываться от народа. А надо иметь с народом одну веру, в Бога верить.

Заметил, что люди умные и ищущие истину, – неизбежно приходят к Богу в церковь. Такой кайф неожиданно понять, что Истина есть и выбросить свое вечное недоверие.

Полураспад или строительство

Современный человек живет в страшном состоянии постоянного полураспада, когда нет ничего твердого, не распадающегося. У него все «полу». Полу-правда, полу-ложь, полу-жена, полу-семья, полу-страна, полу-работа. Он сам «полу». Полу-мужчина, полу-женщина. Полу-личность, полу-человек, полу-животное (верит что он от обезьяны).

Современный человек, как Понтий Пилат, – не верит что истина существует. Не полу-истина, не полу-правда, а просто Истина и Правда. Современный человек все время себя теряет, распадается, и одновременно пытается собрать себя. Как жонглер, он старается подобрать выпадающие из души кирпичики, заделать дырки от потерь личности. Заделывает их йогой, тренингами, коучингом, Латыниной, Акуниным, и прочим. Современные люди заполняют многотысячные залы на сверхдорогих лекциях зарубежных гастролеров. Любовь к жене, детям, к Родине, к соседям – все куда-то потихоньку распадается, уходит. Накапливается усталость, хочется все бросить и уехать, навсегда.

Верующий – в противоположном процессе. Он как муравей, каждый день, неделю за неделей, с каждой утренней-вечерней молитвой, с каждой исповедью и причастием, с каждой литургией ищет, находит и кладет маленький кирпичик в здание души.

У него есть твердая Истина-Бог, который — железобетонное основание, неразрушимое атомным взрывом. Ему не надо бояться, что оно изменится, треснет, исчезнет. Его вектор – в другую сторону, он не полураспадается, а потихоньку собирается. Вычищает грязь души и на ее место кладет кирпичики. Не быстро. Неделю за неделей, год за годом.  Все «полу» постепенно становится целее. Целее личность, целее жена, целее семья, работа, дом, страна. Все становится устойчивей на твердом основании Истины.

Когда у тебя все «полу», то  их легко оставить: полу-жену, полу-семью, полу-страну, полу-работу, полу-друзей. Был распавшимся наполовину, распадешься еще наполовину. Было «полу» в одной стране, появится «полу» в другой. Легко. Попробуй бросить целые — жену, семью, страну. Останется одна большая дыра вместо души.

Вот вроде и все, что хотел сказать про главный русский экзамен.

 Приложение 1. Про цивилизации, что в школе не проходят

Как обычно понимают «цивилизацию»? Прежде всего под «цивилизацией» понимают распространение материальных благ (интернет, электричество, ватерклозет и т.п.). Их называют «блага цивилизации». Большинство благ распространяло западное сообщество, поэтому их назвали «цивилизованные» страны. Или просто «цивилизацией». Западное сообщество считает себя ядром «мировой цивилизации», остальные области — периферией. Процесс «цивилизования» варваров идет непрерывно со времен первого Рима, с перерывом на темные века.

Материальные блага это главная приманка, но на деле лишь повод навязать западную идеологию. Идеология всегда была. С XI века продвигали католицизм, власть папы римского, глобализм средних веков. Применяли силу, сначала крестовые походы, потом — просто завоевание (колонизацию).

От христианства Запад постепенно вернулся в язычество и сейчас продвигает культы. Суть любого культа — абсолютизация (полная приоритизация) выбранного символа. Проще говоря, культ — поклонение идолам. Идолов у Запада много: «права человека», «права сексуальных меньшинств», «феминизм», «свобода», «демократия». Всех не упомнишь. Культы опираются на базовый культ «зеленых денег», который очень силен, потому что арифметически жестко связан с материальными благами. Сложно сопротивляться культу денег. А если найдется такой, типа Саддам Х., то быстро узнает, что такое культ «силы».

Цель Запада — привести остальной мир в западную «цивилизацию». Запад не допускает возможности жизни на иных основаниях. Главная встроенная и неустранимая «фича» Запад считает себя ЕДИНСТВЕННОЙ цивилизацией. Он в этом убежден абсолютно, а главная его задача — убедить в этом людей из других цивилизаций. Тогда другой цивилизации уже не станет, а ее люди остаются одни в западной цивилизации. Это такой способ экспансии Запада для России, которую силой ломать слишком дорого. Можно не чаще, чем раз в сто лет.

Историки и философы слово «цивилизация» используют совершенно в другом смысле. Они давно заметили, что одинаковые закономерности (исторические, политические, культурные) группируются не по странам, а по мировым сообществам, которые они назвали «цивилизациями». Страны меняются, могут за сотню лет исчезнуть-появиться-переместиться. А цивилизации устойчивы, существуют тысячи лет.

Таких цивилизаций в истории известно больше сорока, осталось с десяток. В разных цивилизациях похожие явления имеют совершенно разный смысл, разную внутреннюю логику. Например, мало общего в монархии, феодализме, рабстве в цивилизациях Китая, Запада, Индии, арабо-исламского мира, России, персидско-исламского мира, Японии.

Есть ли эти «цивилизации» вообще? Ведь в наших учебниках их не было. Наибольший вред западной пропаганде одной «цивилизации» нанес в середине XX века английский историк А. Тойнби. Его много (и справедливо) критиковали за универсализм. У него масса неясного и темного. Н. Данилевский описывал цивилизацию на порядок ясней и точней. Но Тойнби первый назвал все основные цивилизации. Именно их перечисление оказалось необратимым. После него никто не подвергал сомнению множественность цивилизаций и их религиозные основания. Эпоха европоцентричности в науке ушла.

А мы в Союзе не узнали эту теорию, потому что она антимарксистская, противоречит теории социального прогресса. Коммунисты не могли допустить, что религии занимают ключевое место в цивилизациях. Так мы до сих пор и живем в западном и марксистском мифе единственности цивилизации, который еще одновременно и миф «прогресса». Миф «прогресса» тоже главный миф в головах сразу и советских стариков, и капиталистической молодежи.

Существование цивилизаций давно проверено на практике. Практика неудачные попытки Запада провести экспансию на Россию, Китай, Индию, шиитский мир, суннитский мир. Даже при успешном физическом захвате Западу не удалось унифицировать и «цивилизовать» эти народы. Сопротивляются не государства, а цивилизации, или государства-цивилизации, типа России, Китая. Даже при физической оккупации не удается насадить западные культы. Религия, язык, культура, главные образующие цивилизации, защищают от чужих культов и идеологии, от перекодирования народа. Материальные блага не срабатывают. Самый яркий пример Афганистан.

Конечно, Россия — другая, отдельная цивилизация. От – дельная от западной, восточной (китайской), исламских, индуистской и других цивилизаций. Термин «цивилизация» достаточно условен, его применяют А. Тойнби, С. Хантингтон, Си Цзиньпин, иногда В. Путин. Н. Данилевский ввел более точное понятие «культурно-исторический тип». Д. Куликов и Т. Сергейцев говорят «цивилизационная ветвь», подчеркивая приоритет генезиса цивилизации. М. Хазин добавляет к «цивилизации» ее вариативное состояние — Глобальный Проект. Цивилизация может участвовать в одном или сразу в нескольких глобальных проектах (Католический, Красный, Капиталистический, Западный —финансовый проекты). Что не отменяет наличие самого цивилизационного сообщества (цивилизации) в котором эти проекты разворачиваются.

Термины могут быть разными. Важно зафиксировать то, с чем не спорят: а) Цивилизация не единственна. Устойчивых сообществ, цивилизаций несколько.

 б) Нет единственного пути их развития, врут западные теории, включая марксизм. У каждой цивилизации свой уникальный способ ответа на вызовы. Каждая цивилизация имеет свой код, индивидуальную внутреннюю логику жизни.

в) Религии и верования ключевой фактор образования и устойчивости цивилизации. Именно религия и верования содержат важнейшие части логики жизни. Я не говорю нигде про язык, он, конечно, первичен, но часто неразрывен с религией, типа арабского в Коране, латинского в католицизме и т.д. Ликбез закончил.

Александр Давыдов