«Академический»: район будущего или «гетто-муравейник»?

Крупнейшим застройщиком Екатеринбурга по вводу жилья в 2019 году признана компания «РСГ-Академическое» (ГК «Кортрос»). За минувший год она построила и сдала в эксплуатацию 144, 2 тыс. кв м (17 многоквартирных домов в районе «Академический»).

Комплексное освоение территории компания «РСГ-Академическое» начала более 10 лет назад. Что удалось сделать? Каковы плюсы и минусы реализации одного из крупнейших не только в стране, но и в Европе комплексных градостроительных проектов?

Реализация проекта

Первые три дома на ул. Краснолесья были сданы в июне 2009, в сентябре они начали заселяться. Сегодня в «Академическом» проживает около 80 тыс. человек, построено более 100 высотных домов, построено более 1 миллиона кв м недвижимости, строительство продлится до 2025 года. На площади 1,3 тыс. га будут проживать более 325 тыс. жителей. В декабре 2019 Заксобрание Свердловской области одобрило решении о создании нового района «Академический», седьмого по счету в Екатеринбурге. Окончательно он будет сформирован к 2023-25 году.

Преимущества

Академический – новый, современный, технологичный район на Юго-Западе Екатеринбурга. Расположен в окружении двух лесопарков, площадью по 600 га каждый. В его строительстве используется комплексный подход к созданию комфортной среды для жизни.

В районе много свободного пространства для отдыха и прогулок: дворы, аллеи, оборудованные велодорожки, площадки для спорта и отдыха, продуманы системы тепло- и энергоснабжения, проложены новые инженерные коммуникации и внедрены энергосберегающие решения. Современное жилье, комфортные условия для жизни и отдыха привлекают в район людей, которым близки семейные ценности, философия здорового образа жизни и культура общения. Дома переменной этажности и витражное остекление первых этажей придают пространству легкость и соразмерность, а уникальные арт-объекты добавляют облику района индивидуальности. Всё это отмечают как сами жители района, так и его гости.  

Социальная инфраструктура постепенно развивается, строятся новые объекты, действуют даже два православных храма. Регулярно проводятся общерайонные праздники и другие мероприятия. Близость лесопарков делает доступным отдых на природе.

Недостатки

Построенный практически в чистом поле, на удалении от жилой застройки, с остальным городом он связан всего двумя магистралями, это улицы Амундсена и Вильгельма Де Геннина. Острый дефицит мест в детсадах и школах и отсутствие работы внутри района привели к маятниковой миграции. Утром район едет в центр города, вечером – обратно, неизбежно создавая огромные пробки. По отзывам местных жителей, в пиковое время (утром и вечером) в пробках они проводят час на въезде и час на выезде (это не считая собственно времени в пути).

«Академическое» гетто?

С такими плакатами жители района проводили митинги протеста, собирали подписи под петициями за решение транспортной проблемы – и многое для решения проблем делается. Летом прошлого года дорожники спрямили улицу Вильгельма де Генина (ВДГ), перенесли остановку общественного транспорта, что заметно увеличили пропускную способность улицы. В перспективе обещают построить развязку на кольце Серафимы Дерябиной и Объездной дороги, чтобы развести автопотоки на разные урони. Вводятся в строй новые школы и детсады, на сегодня действуют уже 11 детсадов и три средних школы (одна из них – крупнейшая в области).

Но проблема в том, что объекты инфраструктуры не поспевают за темпами строительства жилья. Каждый год вводятся более ста тысяч кв метров (кроме «РСГ Академическое», в новом районе возводят дома и другие крупные девелоперы). Радикальное решение проблемы – строительство линии скоростного трамвая до центра города, которая решит транспортную проблему раз и навсегда. Разговоры о строительстве линии ведутся со времен проектирования района, но до реализации не доходит, поскольку проект этот очень затратный.

Анатолий Токарев (интернет-форум AkademEkb): «Главный недостаток Академа в том, что стройку жилье согласовывают без учёта инфраструктуры. Нет рабочих мест, больниц как таковых тоже нет, школы перегружены более чем вдвое (не хватает мест даже при учебе в две смены)… Народ из многоэтажных кварталов-муравейников пытается выехать на личном авто – пробки…

Жертва АвтоВАЗа (форум AkademEkb, ник): «Шесть лет выезд-въезд из района выглядел так: три полосы туда, и три обратно. Соглашаясь на это, я и купил здесь жильё. Теперь одна из трех полос отдана под общественный транспорт, пропускная способность снизилась, а народу прибавилось. Осталось еще только прочертить и велосипедные дорожки. У нас что, земли мало? Концепцию общественного транспорта надо развивать перманентно, а не как паразитарную. Плохо, когда проектированием дорожного строительства занимаются любители велосипедов и собак. Жителям сейчас и здесь нужны автодороги! Здесь же огромные кварталы с недостаточными проездами и выездами! Попробуйте заехать утром, скажем, в двор 33 дома утром со стороны Де Геннина. Не получится. Машины выезжают сплошным потоком. Об этом и о многих других вещах надо думать заранее».

Еще одна проблема – очень плотная застройка района, припарковать машину на надземной парковке у дома проблематично также, как в центре Екатеринбурга. Подземные автопаркинги в районе есть, но далеко не всем они по карману, особенно тем, покупает жилье в ипотеку.

Многие жители жалуются на слабую звукоизоляцию на низкое качество строительства жилья эконом-класса, строительные дефекты. Увы, высокие темпы строительства очевидно отражаются на качестве объектов (в этом – в нашем следующем материале).

Гладко было на бумаге…

Грань между районом будущего и гетто очень тонка. Транспортная изоляция одного района от остального городского организма сразу же порождают массу проблем для жителей и настроения социального протеста. При возведении подобных мега-районов транспортные магистрали надо планировать сразу с запасом, «на вырост», с учетом растущей автомобилизации населения. Очень важно также заранее озаботиться созданием рабочих мест в самом районе – офисных, производственных, логистических центров – в рамках единой градостроительной политики Екатеринбурга. Пока ее просто не проглядывается: темпы ввода жилья заметно опережают темпы ввода объектов соцкультбыта. Работа поблизости от места жительства и скоростной трамвай заметно снизят и маятниковую миграцию, и градус социальной напряженности.

Компания «РСГ-Академическое» активно реализует жилье в двух новых кварталах района, один из них почти построен, второй еще только возводится.

«Преображенский квартал»

Расположен вдоль улицы Академика Сахарова, с обратной стороны квартала – Преображенский парки река Патрушиха. Максимальная этажность домов – 16, на каждой лестничной площадке в среднем по четыре квартиры. В каждом холле и лифте установлены камеры видеонаблюдения, подключенные к пункту круглосуточной охраны. Между пятым и шестым домами запланирован детсад на 300 мест. На нижних этажах будут размещены коммерческие помещения с магазинами, кафе. Подземный паркинг около 700 мест. Через дорогу – коттеджный поселок «Европейский».

Квартал «Близкий»

Этот квартал — флагман Академического, расположен вдоль набережной, недалеко от парка. Концепция закрытого двора без машин, внутри – игровые развивающие комплексы и велодорожки с безопасным покрытием. Особое внимание уделяется созданию рельефа, ландшафтному дизайну и озеленению, благодаря чему квартал будет стильным и современным. Дома переменной этажности от 5 до 24 этажей; чистовая отделка и панорамное остекление. Снаружи автопаркинги, наземные и подземные. Светодиодное освещение дворовой территории и входных групп. Уникальное предложение – двухуровневые квартиры с отдельным входом.