30 лет «Колтек»: инновации, которые позволяют строить в России «немецкие» дороги, сохранять экологию и развивать производство

Не каждой компании везет пройти путь от идеи до инновационного производства. Еще реже получается обогнать в своих разработках весь мир. Группа компаний «Колтек» смогла пройти путь через смутные девяностые, надежные нулевые и санкционные «десятые», чтобы войти в новое время одним из лидеров рынка. Рассказываем историю создания и развития российской компании, инновации которой сделали ее известной на весь мир.

30 лет на рынке

Сегодня «Колтек» – это группа научно-исследовательских, производственных, торговых и сервисных компаний, которые занимаются разработкой, производством на собственных заводах и применением малотоннажной химии на предприятиях нефтегазовой отрасли в России и за рубежом. Таких промышленных и географических охватов «Колтек» добился не сразу – когда-то компания начинала практически с нуля, год за годом охватывая новые рынки.

История «Колтека» берет начало в 1991 году – время, когда на рынках снабжения царил хаос, а каналы международной торговли отсутствовали как таковые. Удовлетворением именно этих потребностей компания занялась в первую очередь, успешно поставляя импортные продукты на заводы. И постепенно перед «Колтеком» стали вставать новые задачи, охватить которые помогли высококлассные специалисты. К работе в компании присоединились эксперты из бывшего министерства химической промышленности, что позволило начать специализироваться на продуктах химической технологии, которых в Советском Союзе никогда не производили, закупая за границей.

За несколько лет «Колтек» стал широко известен как в России, так и за ее пределами. Надежных контактов и специалистов в штате становилось все больше, и в какой-то момент руководство компании решило налаживать собственное производство. Старт был непростым – были и ошибки, и внезапно возникающие проблемы. Но это не помешало компании стать пионером в разработке новых рецептур и создать собственные марки продукции, расширяя спектр применения каждый год. 

В 2004 году «Колтек» стал владельцем своего нового химического завода. Был куплен заброшенный цех под Смоленском, в проект были вложены огромные средства и силы. И уже через полгода завод выпустил первую партию собственной продукции.

Сейчас, спустя 16 лет с того момента, этот же завод выпускает около 20 тысяч тонн продукции, половина которой идет на экспорт. Предприятие имеет аттестации от Роснефти, Газпромнефти, Лукойла и других крупнейших нефтяных компаний, работающих в России, Казахстане, Африке и в Азии.

Надежная группа компаний

К своим почти 30 годам с момента основания «Колтек» обзавелся несколькими «дочками», каждая из которых в рамках группы компаний выполняет собственные задачи.

«Колтек-Спецреагенты» производит высокоэффективные реагенты и присадки для использования при добыче, транспортировке и переработке нефти и газа, для применения на водооборотных циклах предприятий различного профиля (от металлургической до пищевой промышленности), для модификации асфальтобетонов и нефтяных битумов.

«Колтек-Композит» является единственным в России независимым дистрибьютором международного химического концерна и осуществляет прямые поставки на российский рынок оригинальных красок Dulux. Также компания представляет в России канадского производителя защитных покрытий на основе полимочевины.

«Колтек-Кама» – единственная в России комплексная компания, которая занимается шинопереработкой и выпуском резино-полимерных материалов. Разработки компании позволяют значительно улучшить качество дорожных покрытий в стране.

«Колтек-ЭкоХим» разрабатывает технологии и производит специальные реагенты, присадки, материалы, композиции, модификаторы и технологии, а также осуществляет инженерно-сервисное сопровождение их применения на заводах нефте- и газодобывающей отрасли, в перерабатывающей, химической, энергетической, строительной и других областях промышленности.

  • В нефтегазовой отрасли «Колтек-ЭкоХим» сотрудничает с нефтеперерабатывающими предприятиями России и стран СНГ. Компания обеспечивает постоянный и безаварийный процесс добычи, сбора и транспорта сырья, решая задачи обеспечения работы технологического оборудования. Также «ЭкоХим» создает и поставляет реагенты для подготовки нефти к переработке и для защиты оборудования от коррозии, специализируется на защите технологического и трубопроводного оборудования в нефтегазовой отрасли.

Компания реализует комплексные программы защиты оборудования от коррозии. «ЭкоХим» специализируется на водооборотных системах в различных отраслях промышленности, производит различные присадки, повышающие конечные характеристики топлива, а также поглотителей сероводорода и меркаптанов.

  • В энергетической отрасли компания специализируется на водооборотных системах в различных отраслях промышленности. «ЭкоХим» производит необходимые реагенты для долгосрочной и надежной эксплуатации систем и оборудования и ведет инженерное сопровождение. 
  • В металлургической отрасли компания занимается защитой оборудования водооборотных систем, что позволяет эффективно эксплуатировать контактное оборудование, применяющееся в металлургической промышленности.
  • В строительной области «ЭкоХим» участвует в создании современных строительных материалов – это один из ключевых векторов современной стратегии развития компании. В ее рамках «Колтек» занимается созданием адгезионных присадок и вспомогательных реагентов для дорожного строительства.

Инновация, опередившая всех

Экология занимает важную часть в работе «Колтека». В 2013 году компания представила Агентству стратегических инициатив новаторский проект – производство высокотехнологичных, композиционных полимерных материалов с использованием продуктов рециклинга. В качестве таковых продуктов «Колтек» предложил использовать автомобильные покрышки, отслужившие свой век, – это около миллиона тонн сырья в год и более 30 миллионов тонн, скопившихся на свалках.

На первый взгляд проблема не очевидна. Однако в действительности отслужившая свой век резина – это бытовые отходы наивысшего класса опасности. Она не подвергается биологическому разложению, огнеопасна, а в случае возгорания погасить её достаточно сложно. При долгом контакте с солнечными лучами, воздухом и водой старые покрышки выделяют химические агенты в почву и воздух.

Некоторые заводы в России занимаются сжиганием старых покрышек. При этом процессе в окружающую среду попадают сера, бензопирен, фуран, диоксины и ряд других канцерогенных соединений, которые создают угрозу и для окружающей среды, и для здоровья человека. Логичнее было бы заниматься переработкой материала, за что и взялся «Колтек». Компания нашла технологию, которая начала бурно развиваться и на Западе, и на Востоке – утилизация старых шин для производства асфальтобетонов.

Почти 5 лет упорной работы, 4 патента на изобретение, сертификация в Минтрансе и Автодоре, пройдя путь проб и ошибок, «Колтек» подошел к стадии создания промышленной установки. Инновационное производство было решено расположить в Республике Татарстан как самого передового региона в химической промышленности и открытого для всего нового и нужного стране. Сейчас это предприятие позволяет ежегодно перерабатывать до 10 тыс. тонн в год отработанных автомобильных шин. Результатом этой переработки является ценное вторичное сырье – резиновая крошка и порошки, которые имеют широкий спектр применения в строительстве и выпуске различных материалов. Но главное, является сырьем для производства модификатора асфальтобетона. 

Обычное дорожное полотно при постоянной транспортной нагрузке испытывает изгибающее напряжение. Под давлением битумные пленки разрываются и образуют пустоты в покрытии. В непогоду это свободное пространство занимает вода, которая в дальнейшем замерзает, увеличивается в объеме и разрушительно действует на асфальтобетон. Весной он еще сильнее насыщается водой, что способствует повышению прогибов покрытия. Итог – всем знакомые трещины на, казалось бы, свежем покрытии дорог.

Модификатор «КМА КОЛТЕК», который производится на заводе «Колтек-Кама» в Татарстане, уже в составе асфальтобетона становится не только центром релаксации нагрузок, снимающим внутреннее напряжение, но и за счет своей химической природы улучшает основные свойства асфальта:

  • Водонасыщение асфальтобетона снижается на 20-30%.
  • Водостойкость вырастает в 1,2 раза.
  • Морозостойкость увеличивается на 12-17%.
  • Глубина колеи в покрытии снижается на 65%.
  • Срок эксплуатации дороги с таким покрытием вырастает в 2 раза, до 12 лет и более.
  • Снижается шумность при движении на 30-40%%.
  • Не образуется устойчивая водная пленка, предотвращает гололед на дороге.

Дороги как в Европе

Деятельность «Колтека» и его инновационная разработка резинового модификатора отвечает сразу двум задачам, которые президент Владимир Путин указывал как основные приоритеты на ближайшее будущее – это защита экологии и дорожное строительство. Однако, несмотря на сотрудничество компании с Агентством стратегических инициатив, прорыва на российских дорогах с 2013 года так и не произошло.

Как рассказывает один из учредителей «Колтека» Владимир Колеров, к моменту сотрудничества с АСИ компания уже потратила на проект 10 миллионов долларов и надеялась при помощи государственных инструментов создать крупное производство, которое можно принимать как модель для создания заводов в других регионах. Однако из-за санкций все пошло не так, как планировалось. Тем не менее, благодаря упорству всего коллектива «Колтека» в России все же появилась первая в стране и мире полномасштабная линия по производству инновационного дорожного модификатора. Но за годы, пока она готовилась к запуску, дорожники не потеряли интерес к этой теме, наоборот, с приходом нового руководства началось позитивное движение – и согласование СТО, и включение в список «наилучших технологий», однако масштабного применения пока так и не случилось. Наш рынок ограничивается всего 5-7 тыс. тонн в год, а при правильном и государственном подходе он составлял бы не менее 200 тыс. тонн в год модификаторов на основе отработанной резины. Особенно если учесть, что сейчас все дорожники заняты подгонкой своих проектов под американские стандарты.

«Проблема в том, что государство, с одной стороны, должно проявлять поддержку и интерес к развитию инфраструктур страны. Потому что это – государственное дело. С другой стороны, если уж что-то развивается, то давайте помогать ему, а не вставлять палки в колеса. После того, как несколько китайских компаний познакомились с нашей работой, они за это время уже сделали огромный скачок в этом направлении. А если говорить о США, то там перерабатывается 120% шин, а у нас только 20%. То есть они перерабатывают не только то, что вновь образовывается, но и то, что было накоплено до этого годами. Вот как надо развиваться. Наш глобальный проект предусматривал 50% переработки того, что сейчас образуется, чтобы не было проблем с ФАС», – рассказывает Владимир Колеров. 

Проблемы во взаимопонимании с российскими чиновниками Корпорации «МСП» за 2019-2020 гг. практически остановили работу предприятия, однако это никак не влияет на востребованность технологий «Колтека». Инновационными материалами постоянно интересуются страны с высокой среднегодовой температурой – Казахстан, Туркмения, арабские государства. Для них важна стойкость асфальтного покрытия при высоких, + 50 и выше градусов, температурах. И российская компания готова удовлетворить эти потребности, и опытные работы в этих регионах уже доказали правомерность этого направления развития. Даже Банк «БРИКС», рассмотрев наш проект, готов был финансировать развитие производства, и не только в России.

«Колтек» при разработке использует научно-исследовательский опыт ведущих российских и иностранных ученых, в собственных лабораториях успешно синтезирует новые, более эффективные композиции. Структура инженерно-сервисного сопровождения позволяет оперативно реагировать на особые задачи, возникающие в процессе применения продукции, вносить коррективы и дорабатывать рецептуры для более эффективного применения продуктов. На 2021 год компания занимает одну из ведущих позиций на рынке и успешно конкурирует с российскими и зарубежными предприятиями. Как заявил генеральный директор и учредитель компании Колеров В.С., Группа «Колтек» всегда открыта к честному сотрудничеству и партнерским отношениям.



http://mirziamov.ru