
Российские власти уже долгие годы говорят о том, что стране необходимо активнее развивать автомобильную промышленность. В этом году эту тему вновь поднял и Владимир Путин.

16 июля он провел совещание, в ходе которого обозначил две основные задачи, стоящие сегодня перед отраслью: первая — обеспечить работу автомобильных заводов в России, их снабжение необходимыми компонентами, вторая — поставить на рынок достаточное количество легковых автомобилей российского производства. О том, как правительство планирует реализовать поручения президента — в этом тексте «Регионов России».
А есть ли проблема?
По данным агентства «Автостат», еще 1 января 2022 год в России было около 45,5 млн легковых автомобилей. Самыми популярными марками машин у россиян были:
- LADA (Россия) — 13,5 млн легковых автомобилей;
- Toyota (Япония) — 4,1 млн штук;
- Hyundai (Корея) — 2,5 млн штук;
- Kia (Корея) — 2,5 млн штук;
- Nissan (Япония) — 2,2 млн штук;
- Renault (Франция) — 2,2 млн штук:
- Volkswagen (Германия) —1,8 млн штук;
- Chevrolet (США) —1,7 млн штук;
- Ford (США) — 1,4 млн шт.;
- Mitsubishi (Япония) —1,3 млн шт.;
- Skoda (Чехия) — 1,1 млн штук.
Однако, после введения санкций против России ввоз импорт автомобилей в страну заметно сократился, а освободившийся рынок машин из Европы и США заняли китайские производители. Во втором 2022 года квартале доля импорта из Китая возросла до 80,6%, из Южной Кореи — до 7%.
При этом перебои в поставках и затянувшаяся неопределенность на рынке привели к росту спроса на подержанные иностранные автомобили. По словам главного редактора портала 110km.ru, запасы новых машин у дилеров заканчиваются, а свежие поставки пока что исключены.
Однако проблемы возникли и у российских производителей. Ряд контрагентов отечественных автозаводов находились за рубежом, они разорвали контракты с Россией на поставку материалов, комплектующих и технологий. Спрос на российские автомобили на внутреннем рынке также упал на 55% в первом полугодии. В связи с этим, по словам Владимира Путина, в марте объемы выпуска российских автомобилей сократились в три раза (по сравнению с показателями марта 2021 года), а в апреле — в пять раз.
Как стабилизировать ситуацию?
18 августа Минпромторг представил стратегию развития российского автопрома до 2035 года. Ее основными целями стали — обеспечение технологического суверенитета отрасли и локализация автомобилей не менее чем на 80%.
Технологический суверенитет обеспечит разработка и производство российских малых дизельных двигателей, автоматических коробок передач, антиблокировочной системы, электронной системы стабилизации и подушек безопасности.
Необходимый объем инвестиций на период 2023-2035 годы, согласно подсчетам ведомства:
- Всего — 2,7 трлн рублей;
- На стимулирование спроса и программы обновления парка — 500-600 млрд рублей;
- На стимулирование экспорта автомобилей — 500-600 млрд рублей;
- На производство автокомпонентов — 190 млрд рублей.
При этом Минпромторг рассчитывает, что Россия заметно увеличит экспорт легковых автомобилей в страны Евразийского Экономического Союза, страны Африки, Азии и Латинской Америки. Целевые доли экспорта составляют: 2025 год – 4%, 2030 год – 15%, 2035 год – 25%. Для этого ведомство предлагает:
- обеспечить создание зон свободной торговли с основными перспективными экспортными рынками;
- софинансировать проекты российских автопроизводителей по созданию производств полного цикла на территориях Турции, Вьетнама, Египта, Саудовской Аравии и Бразилии:
- Создать программу развития портовой инфраструктуры, чтобы расширить сообщение со странами Юго-Восточной и Южной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки;
- Запустить независимую от SWIFT систему взаиморасчетов.
Минпромторг действительно считает, что это сработает?
Ведомство предполагает, что российский автопром может развиваться по трем сценариям:
- При базовом сценарии, если макроэкономические условия в стране будут на уровне 2016-2021 годов, в этом году будет продано 0,8 млн автомобилей, к 2026 году показатель достигнет 1,6–1,7 млн, а к 2035 году — 1,9 млн.
- При пессимистичном сценарии (стагнация ВВП, низкий уровень покупательского спроса) рынок предполагается на уровне 1,3 млн автомобилей
- В оптимистичном сценарии (рост спроса до уровня 2012–2013 годов за счет роста экономики страны) рынок до 2025 года соответствует базовому сценарию, далее предполагается постепенный рост до 2,8–3,0 млн автомобилей к 2030–2032 году.