Производство российских средств индивидуальной защиты: поддержка нужна не на словах, а на деле!

Журнал Онлайн Комментировать

Производство российских средств индивидуальной защиты: поддержка нужна не на словах, а на деле!

Юридические и бюрократические проволочки мешают отечественным предприятиям выходить на рынок со своей уникальной продукцией.

Стартовавший еще в 2014 году проект импортозамещения дал надежду отечественным производителям быть нужными родному государству. В некоторых областях такие предприятия и вовсе являются единственным кормильцем для местных жителей. Ни для кого не секрет,  что ситуация с рабочими местами в стране нелегкая. Положительных примеров, когда отечественные компании развиваются и поддерживают экономику регионов, не так много.

Например, завод «Фильтр». Это предприятие основано в 1988 году. Его продукция —  средства индивидуальной защиты органов дыхания, под торговой маркой «Росток», класса защиты FFP1, FFP2, FFP3 — широко известна на территории России, Белоруссии, Казахстана. Производственная площадка находится в г. Воронеж, Воронежской области. С момента основания руководство предприятия вкладывало собственные средства в расширение производства, реконструкцию производственных зданий, разработку новых средств защиты.

Компания является настоящим драйвером высококвалифицированного производства. Проведены 3 научно-исследовательские работы с последующим созданием производства новых средств защиты: отечественный нетканый фильтрующий полипропиленовый материал по технологии Мelt Blown, отечественный пылегазозащитный респиратор «Тополь», защитные приспособления для коленных суставов (ЗПКС).

Все эти годы предприятие успешно развивается. Одно из подразделений с 2005 года занимается разработкой и внедрением новых видов средств индивидуальной защиты органов дыхания, научных проектов и передовых технологий, для того, чтобы соответствовать принципам современных стандартов охраны труда, быть на шаг впереди конкурентов.

Продукция предприятия прошла сертификацию на соответствие требованиям технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 019/2011 о безопасности средств индивидуальной защиты (Российская Федерация). Высококвалифицированные сотрудники технического отдела предприятия, в состав которых входят кандидаты технических наук, разрабатывают и внедряют современные средства индивидуальной защиты органов дыхания, которые не уступают образцам ведущих зарубежных и отечественных изготовителей, а по отдельным характеристикам даже превосходят их. Предприятие не просто дает рабочие места жителям города, но и регулярно пополняет бюджет региона.

Казалось бы, что государство должно быть заинтересовано в таких добросовестных представителях бизнеса. Однако на самом деле предприятие сталкивается с трудностями вовсе не производственного характера. Дабы поставить свою продукцию, заводу приходится преодолевать законотворческие преграды в виде сложной структуры тендерных закупок, которые нивелируют принципы честной конкуренции. Дело в том, что государственные закупки (лоты) в 90% случаях представляют собой неделимый лот, где указывается полный перечень средств индивидуальной защиты, в т.ч. комбинезоны, сапоги, защитные средства для глаз, каски, крема и прочее. В данных лотах доля средств индивидуальной защиты органов дыхания составляет менее 0,1% от общего объема лота. Таким образом, предприятие которое занимается производством противоаэрозольных респираторов, не имеет возможности принять участие в конкурсной процедуре на общих основаниях. Завод «Фильтр» при этом выпускает не типичную продукцию этого сектора, фильтрующий материал, производимый на предприятии,  успешно прошёл испытания на соответствие требованиям евростандартов в Институте союза предпринимателей по вопросам безопасности труда (г. Санкт-Августин, Германия). Собственный фильтрующий материал является основой и гарантией качества средств индивидуальной защиты органов дыхания. Но из-за формального подхода людей,  которые организуют подобные тендеры,  рынок средств защиты теряет уникальную продукцию, а за этим идет целая цепочка последствий. Предприятие теряет прибыль, люди могут лишиться рабочих мест, под угрозой стабильность выплаты заработной платы. Стоит задуматься, сколько подобного высокотехнологического производства в глубинках нашей родины.

При этом на рынке существуют монополисты, чьи товары не могут похвастаться особой уникальностью.

К сожалению, в нашей практике, производители достаточно редко участвуют в закупочных процедурах, т.к. им легче и привычнее работать с торговыми сетями. В этом случае применение формулы «1 лот = 1 позиция» не решит ситуацию. Кроме того, решение о формировании объекта закупки принимает заказчик и он должен соблюдать требования законодательства, в том числе и антимонопольного, и не создавать преимущества кому-либо. Безусловно, сейчас после перевода торгов в электронную форму и введения КТРУ можно будет посмотреть, какая практика складывается у заказчиков и уже точечно решать вопрос.

— Антон Гетта, депутат Государственной Думы, координатор проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки»

Договоренности между дилерами средств индивидуальной защиты и монополистами рынка не обеспечивают условий для честной состязательности между производителями средств индивидуальной защиты и не позволяют эффективно использовать средства заказчика, создают прецедент информационного вакуума, сознательно продвигая отдельных производителей и отдельные наименования товара.

Любые торги по сводным лотам экономически невыгодны и изначально ущербны для производителя! Сейчас идёт обсуждение темы «1 лот = 1 позиция» (пример Казань). Но существует другая опасность: сделать торги удобными только для производителя, а ведь у многих существуют дистрибьюторские сети. Здесь главное — не выплеснуть с водой ребёнка. Без торговли умрёт и производство. Наверное, стоит на законодательном уровне определить группы позиций, которые могут торговаться по системе «1лот = 1 позиция». А основной первопричиной является минимальная цена контракта. И это нужно решать на уровне Правительства и Государственной Думы.

Игорь Скляр, председатель Комитета ТПП РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства

Существуют также еще и юридические преграды, из-за которых уникальная продукция так и не доходит до заказчиков. При определении поставщиков в государственных закупках, предпочтение отдается компаниям, которые имеют опыт исполнения государственных заказов. При этом качество и ценовая политика подобных компаний не являются конкурентными, но при общей оценке и расчете критериев  их деловая репутация имеет большой удельный вес. Как же в таком случае быть предприятиям, которые производят уникальную продукцию, но не входят в систему производственников приближенных к заказчику?

Порой только средства массовой информации могут заострить внимание на таких уникальных производственных площадках как завод «Фильтр», а также многие другие. Если в небольших городах не будет подобных предприятий,  то как воплощать национальные проекты в сфере высококвалифицированного производства,  обеспечения рабочими местами и, в конце концов, демографическую программу? Причем именно такого рода предприятия не требуют привлечения государственного финансирования, а всего лишь устранения бюрократических и юридических преград для развития отечественного производственного потенциала.

Дмитрий Киселев

Arctic™
  • К чему на ваш взгляд приведет ситуация с журналистом Иваном Голуновым?

    Всего проголосовало: 175

    Смотреть все опросы

Журнал Онлайн

Калашников: Человек-легенда
Силовики вышли за рамки закона
Жертвы кривого закона или Измельчавшие капиталисты
Искусственный интеллект городов или «поумневшие» центры России
Быть бизнесменом в России — уже подвиг
Основная задача Роспрофреставрации – обеспечить достойную заработную плату и защиту трудовых прав работников реставрационной сферы
Производство российских средств индивидуальной защиты: поддержка нужна не на словах, а на деле!
Гульназ Кадырова: Традиции мастерства и креативности — «Культурный код» российских территорий
Уникальные традиции регионов. История родного края оживет в руках мастеров волховской и шугозерской росписи
Возрождается сегмент «креативной экономики». Интервью губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко
Еще Журнал Онлайн
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.