Москва — лучший город. Любовь без взаимности манящая

Журнал Онлайн Комментировать

Москва — лучший город. Любовь без взаимности манящая

Шпили сталинских высоток, царапающие небо советскими звездами или шпили Кремлевских башен с золочеными крыльями двуглавых орлов. Еле заметное украшение первых небоскребов, чьи фасады усыпаны крапинкой мелких окон. Собор Василия Блаженного — визитная карточка всех сувенирных открыток. Тут же бронзовые фигуры двух героев народного ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.

Эти виды многим знакомы с детства и позволяют моментально угадывать место своего пребывания. Пройди выше по Моховой улице, и ты уже напротив одного из лучших образцов русской классической архитектуры — Большого театра, с крыши которого несется колесница Аполлона, запряженная четырьмя лошадьми. Это та Москва, увидеть которую стремятся туристы со всего мира. Образы ее домов и улиц кочуют из одного фильма в другой. И сравнивая старое кино с новым, чувствуешь, как менялась наша столица. От советской строгости к современному глянцу, от столичного гостеприимства — к напыщенному снобизму.      

Кадр из к/ф “Покровские ворота”

Удар в покосившееся от времени окно. За ним дребезжание моторов строительной техники. Внутри — сваленные в кучу деревяшки, обои, строительный мусор вперемешку с остатками вещей бывших хозяев приговоренного к сносу дома. Вершина этой нераспознанной горы чужих воспоминаний — потертый патефон, пластинка которого не утихает. По-своему символичным стал фильм режиссера Михаила Козакова “Покровские ворота” (1982 год), который как бы подтвердил фразу из звучащей здесь песни Булата Окуджавы: ”Пусть начнется, что еще не началось”. Этот фильм как предчувствие совсем другой Москвы, про которую будут рассказывать уже совсем другие режиссеры.

Москва как большая коммунальная квартира со своей романтикой общей жизни, где даже скверные характеры находят поводы для заботы о ближнем. Примером такого общего дома стала квартира на Петровском бульваре,13. Артист Мосэстрады, переводчики, тетушка, приютившая племянника-аспиранта — все эти соседи уживаются на одной площади, внося не только суету и хаос в жизнь друг друга, но также веселье и уверенность в борьбе за личное счастье. Они мягко защищают свои личные границы, но в момент, когда гиперопекаемый своей бывшей женой Хоботов попадает в больницу, все его соседи приезжают к нему оказать фруктово-эмоциональную помощь первой необходимости. Дышать атмосферой 50-х на катке Чистых прудов или спасаться от жары в тени деревьев парка Центра спортивной медицины, где артист эстрады переоделся в пижаму больного, спасая соседа от излишней заботы бывшей жены — вот какая столица осталась на экране “Покровских ворот”.

Роль некого модератора, арпиранта-историка Костика в “Покровских воротах” стала ярким стартом для будущей актерской карьеры Олега Менщикова, которого многие по-прежнему любят за эту роль

Эх, Москва российской интеллигенции...этот флер высшего общества ощутим в другой советской ленте 1974 года, снятой умелой рукой советского комедиографа Алексея Коренева, оставившего после себя памятник в виде всем известной “Большой перемены”. Его “Три дня в Москве” — это анекдотичная командировка молодого и усердного милиционера из сибирской провинции Ивана Федотова, которому никак не удается выбраться из казусных ситуаций. Наш герой искренен и наивен, он вовремя разоблачает своего куда более прагматичного земляка, охотившегося за московской пропиской. Спасает и одновременно влюбляется в очаровательную коллегу, роль которой исполняет восхитительная Наталья Варлей — властительница мыслей всех советских мужчин. Она играет на фортепиано и поет, ее отец трудится на заводе, а живут они в трехкомнатной квартире. Девушка даже готова выйти замуж за жениха из Сибири, но неприятная правда вовремя останавливает ее от этого шага. Легкий рассказ на грустную тему с прогулкой по Москве. И снова мы видим легкую и полную воздуха и света Москву с ее улицами, домами, станциями метро. Утренняя прогулка по еще полупустому и дышащему свежестью городу. Молодость главного героя и молодой дух растущей советской столицы. Иван Федотов идет по пустой, вымощенной булыжником Красной площади на руках, утопая в желтом зареве нового дня. Столько в этом романтики, которую российский кинематограф уже не унаследовал от своего советского предшественника. В кинокритике фильмов этого периода принято говорить, что Москва – еще один главный герой этих кинокартин. Но город – это не столько улицы и здания, сколько люди… И со временем эта атмосфера начинает меняться.

Кадр из к/ф “Москва, я терплю тебя”

Апогеем московской ненависти к понаехавшей лимите стала первая и, вероятно, на данный момент последняя работа молодого российского режиссера Сергея Аксенова — “Москва, я терплю тебя” (2016 год). Здесь уже нет влюбляющей в себя с первого взгляда москвички в исполнении Натальи Варлей. Нет, роль подруги главного героя исполняет особа с надутыми губами и нарощенными рыжими волосами, которая всем своим видом, вздохами и закатыванием глаз дает с первых минут понять, что ей безразлично все, кроме нее самой. Она задумала купить новые шторы и не готова жертвовать своими планами ради короткой встречи своего жениха с другом детства. Ей все равно на приехавшего на один день из Гомеля одноклассника своего молодого человека, которого московская беготня за красивой жизнью доводит до полной потери самоидентификации. Художник Александр, мечтая о собственной выставке, готов женится на дочери владельца галереи, готов терпеть капризы избалованной дамы, оправдываясь: “Это временный вариант”. Он бы так и продолжал бегать, как белка по кругу, если бы приехавший из Гомеля друг не заставил его взглянуть на свою жизнь другими глазами. Возникает ощущение, что московская жизнь портит людей, но где-то там в провинции еще остаются «нормальные люди». Но теперь в Москве – все провинциалы, а значит критерий «нормальности» должен быть какой-то другой…

Это кино нельзя назвать массовым, поэтому понравится оно не всем. Но точно подойдет тем, кому надоели типичные истории о том, как провинциалы легко и честно добиваются оглушительного успеха в столице, благодаря одному таланту. Нет здесь и тени былого советского романтизма... - сплошной реализм, иногда затянутый, но в целом гармоничный и сбалансированный без обиженных и виноватых. Зато видеоряд впечатляет. Панорамные виды на современную Москву, где в пять полос текут реки из дорогих иномарок и внедорожников.

Кадр из к/ф “Я шагаю по Москве”

Больше полувека назад в аналогичных кадрах кинофильма “Я шагаю по Москве” (1963 год) друг за другом шли лишь черно-белые запорожцы — признаки усредненной трудовой жизни без роскоши. Появляется излюбленное место московской молодежи — парк Музеон с его извилистыми деревянными скамейками, напоминающими море, зелеными лужайками и … огромным памятником российскому флоту в виде исполинского корабля, у штурвала которого Петр I салютует свитком гуляющим на берегу. С новой красотой играют на солнце реставрированные силуэты женщин в позолоте фонтана “Дружба народов СССР” в ВДНХ, да и Исторический музей, который кинематографисты обычно обходят вниманием, становится новым кинообразом города. И вроде бы та Москва, и вроде бы совсем уже другая…

 Кадр из к/ф “Москва, я терплю тебя”

Современные российские фильмы старательно выстраивают образ Москвы не для всех. Если в советском кино столица была домом для каждого советского жителя, центром притяжения патриотов, мечтающих своими глазами увидеть Кремль и другие символы Советского Союза. Теперь вместе с историями об особенной столице все больше и больше фильмов появляется о такой Москве, видеть которую может только избранный. Это богатая жизнь золотой молодежи, крупных бизнесменов, в общем больших начальников и их подружек, у которых нет границ. Подобно прожигателю жизни и любителю морских волн Максу Андрееву в фильме “Духless 2” (2015 год), они наслаждаются вечеринками в райском Бали. И только проблемы могут заставить их вернуться на родину, в Москву. Там, где деловой центр «Москва-сити» стал главной «меккой» успешных людей. Еще недостроенный на момент съемок комплекс из стеклянных небоскрёбов уже шагает из фильма в фильм, давая понять, что Москва — это почти Нью-Йорк и совсем не Россия.

Главного героя в фильме реж. Романа Прыгунова сыграл Данила Козловский, который удачно вписался в образ красавчика-повесы с неплохим потенциалом настоящего человека. Здесь он на фоне башни “Евразия” в Москва-сити

Работать в Москва-сити — уже достижение и повод для гордости. Так и неуверенный в себе мечтатель Вадик Выхин надеется на радикальные перемены в жизни. И действительно это становится возможным, но благодаря не таланту и труду главного героя, а благодаря бармену, готовящему волшебные напитки. С помощью эликсиров, раскрывающих черты характера, простой торговец уменьшенных скейтов становиться креативным директором крупной компании, сидящей то ли в башне “Империя”, то ли в “Эволюции”, напоминающей по формуле молекулу ДНК. Простая аксиома лежит в основе комедии “Бармен” (2015 год) молодой женщины-режиссера Дины Штурмановой, которая, кстати, работала также над сериалом “Интерны”. В Москва-сити работают самые неординарные, талантливые, образованные и уверенные в себе менеджеры, и только там в современной Москве и способны происходить чудеса. Лузеры обречены тратить свои трудодни за МКАДом.

 Вадика в “Бармене” сыграл известный российскому зрителю по комедийным сериалам Виталий Гугинский, опять выступивший в роли «дурочка-простачка». Барменом стал Иван Охлобыстин, который стал русским вариантом таинственного попутчика в американском фильме “Трасса 60”, который тоже исполнял желания        

Москва большая и разнообразная, живущая по своим законам выживания. Но ее нельзя не любить. Она прекрасна и вбирает в себя все самое выдающиеся, виды ее улиц продолжают впечатлять уже следующие поколения не только жителей, но и зрителей фильмов о Москве. Если в советское время о ней романтично вздыхали и хотели видеть снова и снова, то сегодня — в нее вгрызаются, вцепляются всеми силами, чтобы не снесло этим ураганом прогрессирующей конкуренции, бешенным ритмом жизни, волнами амбиций и страстей. Но как-то так всегда получается, что, стараясь избежать этого урагана – оказываешься в самом его центре, в том центре, который называется Москвой… Теперь она раздражает своей непостоянностью, своей строптивостью и жестокостью. Но продолжает манить, потому что лучше места в стране для мечтаний многих – по-прежнему не найти. И мы любим ее такой, какая она есть. Со всеми этими виражами в виде бесконечной гонки за счастьем.

Ксения Ширяева

Arctic™
  • К чему на ваш взгляд приведет ситуация с журналистом Иваном Голуновым?

    Всего проголосовало: 127

    Смотреть все опросы
Еще Журнал Онлайн
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.