Меньше подписей - больше возможностей. Как экс-кандидат в президенты пытается поменять избирательный закон

РЕГИОНЫ РФ Комментировать

Меньше подписей - больше возможностей. Как экс-кандидат в президенты пытается поменять избирательный закон

Экс-кандидаты в президенты России и депутат Костромской областной думы Владимир Михайлов выступил с инициативой изменения избирательного законодательства. Рассказываем, как прошло рассмотрение его законопроекта в Костромской думе и что об инициативе думают региональные парламентарии.

Заявление было сделано в Москве в пресс-центре издательского холдинга «Аргументы и факты» и широко освещалось в федеральной прессе. Многие СМИ положительно отозвались об инициативах Михайлова и поддержали идею уменьшить количество необходимых для регистрации кандидата в президенты России подписей избирателей.

На пресс-конференции в «Аргументах и фактах» заслуженный изобретатель России, учредитель группы производственных предприятий «ФЭСТ», депутат четырех созывов Костромской областной Думы, презентуя перед журналистами свою книгу «Как я не стал Президентом», заявил:

- Согласно нашему законодательству такие изменения может вносить в Государственную Думу сначала один из региональных парламентов. Я решил начать с моего родного региона – Костромы, и я надеюсь донести свои предложения и до Государственной Думы.

Редакция направила запрос на имя Председателя Костромской областной Думы Алексея Анохина. Ответ не заставил себя долго ждать. Дежурная отписка о том, что «данное предложение будет рассмотрено в соответствии с Регламентом Костромской областной Думы» была очевидна (документы есть в распоряжении редакции). Мы стали ждать.

Прошло ровно два месяца. 5 июня в повестку заседания Комитета по государственному устройству и местному самоуправлению, депутатской деятельности, Регламенту и информационной политике Костромской областной Думы было внесено предложение депутата Костромской областной Думы В.В.Михайлова о внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».

Забегая вперед скажем: депутаты (за исключением одного поддержавшего) проголосовали против инициатив коллеги. Отрицательными были и заключения на законопроекты Михайлова, полученные из администрации области, областной избирательной комиссии, правового управления областной Думы. Кстати, прокуратура области не усмотрела в данной инициативе ничего противозаконного.  Карающий орган власти оказался намного гуманнее своих коллег по юридическому цеху.

Почему это рядовое заседание регионального комитета областного парламента  привлекло внимание федерального СМИ? Ответ очевиден.

Общество и депутатский корпус пока не находят компромиссного решения в вопросе выбора Президента России. Запрос на изменения в избирательном законодательстве витает в воздухе. Заседание комитета в Костромской областной Думе наглядно это показало. Пусть робко, пусть пока очень осторожно, но такие обсуждения не проходят даром.

Мы разделяем честную и открытую позицию председателя Комитета по государственному устройству и местному самоуправлению Костромской областной Думы Андрея Ивановича Бычкова, который, не побоявшись осуждения коллег, сказал о том, что в Государственной Думе не поддержат эту инициативу. Нам близка и понятна мысль члена комитета Валерия Петровича Ижицкого о том, что «если мы не будем поддерживать эти предложения, мы никогда не построим гражданского общества».

Но в ходе заседания комитета были и другие, резко отрицательные, а порой и злые замечания в адрес коллеги-депутата. Чтобы дать возможность высказаться всем участникам дискуссии, мы решили привести цитаты из стенограммы их выступлений на заседании комитета. Поистине исторического, ведь  подобные законодательные инициативы впервые рассматривались в России.

Владимир Михайлов Фото: РИА Новости

Владимир Михайлов, экс-кандидат в Президенты РФ, член Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам  Костромской областной Думы:

- Принимая участие в выборах Президента России, я отметил ряд моментов, которые необходимо изменить, потому что сегодняшнее законодательство не позволило никому из кандидатов самовыдвиженцев, кроме действующего Президента, принять участие в выборах на пост Президента Российской Федерации в качестве самовыдвижения. Руководствуясь регламентом Костромской областной Думы, я направил законопроект по внесению изменений. Предлагаемые мною изменения в указанный федеральный закон основаны на результатах прошедшей избирательной кампании, в которой я участвовал в качестве кандидата и непосредственно ощутил на себе недостатки в законодательстве прежде всего в отношении кандидатов - самовыдвиженцев.

В этой связи я предложил ряд конкретных предложений в федеральный закон о выборах Президента РФ, начиная с увеличения общего периода избирательной кампании путем изменения сроков назначения выборов. Сегодняшний период  кандидатам - самовыдвиженцам определяет возможность сбор подписей только с 14 января по 31 января. Соответственно собрать 300 000 подписей за две недели  на всей территории России, при условии, что на один субъект приходится не более 7 500 подписей, невозможно. 

Предлагаю также сократить минимальное количество лиц в группе избирателей для поддержки кандидата - самовыдвиженца с 500 до 300 человек при увеличении срока для регистрации этой группы в ЦИК.

Данное предложение обусловлено реальными трудностями с поиском помещения для проведения собрания группы избирателей в количестве 500 человек и проблемами с нотариальным удостоверением протокола регистрации членов группы избирателей при проведении этого собрания.

Полагаю нереальным для кандидата-самовыдвиженца собрать в свою поддержку 300 тыс. подписей избирателей не менее чем в 40 субъектах Российской Федерации, а также несправедливым это по отношению к кандидатам, выдвинутым политическими партиями, которым необходимо собрать 100 тыс. подписей. В этой связи предлагается сократить число подписей с 300 тыс. до 150 тыс. (ст. 36 Федерального закона №19-ФЗ от 10.01.2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»).

Изменения в п. 4 ст. 46 подчеркивают обязанность соблюдения равенства кандидатов по информированию избирателей о проводимых предвыборных мероприятиях.

Предлагаю расширить полномочия финансового уполномоченного кандидата (ст. 59) и изменить сроки предоставления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации итогового финансового отчета лицом в случае утраты им статуса кандидата (ст. 62).

Предлагается также внести некоторые уточнения юридико-технического характера.

У нас огромная страна, в которой живет достаточное количество кандидатов, которые по праву могут возглавить нашу страну, которые не хотят идти ни в какую партию.  Действующее законодательство практически ставит заслон для того, чтобы у нас мог появиться еще один лидер. Мой законопроект направлен на то, чтобы дать возможность достойным людям принять участие в выборах в качестве самовыдвижения.

Андрей Бычков Фото: YouTube.com

Андрей Бычков, председатель Комитета по государственному устройству и местному самоуправлению, депутатской деятельности, Регламенту и информационной политике Костромской областной Думы:

- Естественно, вопрос заслуживает внимания. Прежде чем выносить на заседание областной Думы этот вопрос, мы обратились за экспертной оценкой внесенных предложений. Заключения, к сожалению Владимира Викторовича, все отрицательные. Можно сказать, что если бы мы приняли здесь эти предложения областной Думой, в Госдуме  они поддержаны, естественно, не будут.

Александр Плюсин Фото: YouTube.com

Александр Плюснин, член Комитета по государственному устройству и местному самоуправлению, председатель Комитета по здравоохранению, социальной политике и занятости населения Костромской областной Думы: 

- Вы сказали, что самовыдвиженцу невозможно стать  кандидатом в Президенты РФ. Но последние выборы показали, что именно самовыдвиженец стал и кандидатом, и победил в очередных выборах. Поэтому некорректно говорить об этом. Не надо в публичной плоскости искажать факты. Факты говорят сами за себя. Вы говорите, что хотите развить политическую систему в нашем государстве. С одной стороны, я с Вами соглашусь, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. У меня вопрос, а зачем Вам вообще надо было участвовать в этих выборах?

Владимир Михайлов:

- Первое, вопрос о том, что у нас участвовал и победил самовыдвиженец. А Вы про кого говорите?

Александр Плюснин: 

- Про Президента!

Владимир Михайлов:

- А Вам самому- то не смешно? 24 партии известили ЦИК, что они планируют принять участие в выборах Президента. Из самовыдвиженцев известили 46 человек. Из 24 партий до сбора подписей было допущено 17, а из 46 самовыдвиженцев был допущен один я. Я повторюсь, не считаю действующего Президента кандидатом - самовыдвиженцем, потому что это был действующий Президент. Вот вам правоприменительная практика закона. Сегодня закон о выборах Президента только декларирует возможность принять участие в выборах  Президента в качестве самовыдвижения. По факту никто кроме меня не смог пройти даже первый этап процедуры самовыдвижения, я уж молчу про сбор подписей.

Иван Богданов Фото: gtrk-kostroma.ru

Иван Богданов, член Комитета по здравоохранению, социальной политике и занятости населения, заместитель председателя Костромской областной Думы:

- Мое мнение, что президентом любого государства становится национальный лидер. Человек, который  вбирает в себя все основные надежды, чаяния  максимально большого количества людей,  проживающих в большой стране. Можно цепляться за всякие формальности и прочие какие-то закорючки и приводить массу каких-то там второстепенных предметов: смог - не смог.  Поэтому, конечно, я это поддерживать не буду.

Владимир Михайлов:

- Речь в законопроекте идет о том, чтобы мы дали возможность народу, о котором вы так печетесь, выбирать! По отношению ко мне был проведен  опрос в прямом эфире на радиостанции «Эхо Москвы».  Слушателям был задан вопрос:  «За кого вы не проголосовали, а поставили бы подпись для того, чтобы этот человек принял участие в выборах». Вы знаете, какой результат был? 87,3% за Михайлова, и только 12,7 % за Путина, за национального лидера. Речь идет о том, чтобы дать нашим гражданам самим выбирать, а не умышленно ограничивать список их выбора.  А кто будет лидером, наш народ разберется.

Валерий Ижицкий Фото: kst.msudrf.ru

Валерий Ижицкий, член Комитета по государственному устройству и местному самоуправлению, депутатской деятельности, Регламенту и информационной политике Костромской областной Думы:

- Чем мне симпатична инициатива Михайлова? Тем, что закон должен давать возможность, действительно, каждому избираться. В 2000 году у нас примерно 12% населения знало фамилию Путина только потому, что он был председателем правительства. Это по социологическим опросам. И никаким национальным лидером он не был!  Он пришел никому не известный, а потом стал достаточно крупной персоной на международно-политической арене. Но главное не в этом. Михайлов прав в том, что если у человека есть намерение, пусть пробует свои силы.

Тут опять Михайлов прав. Народ мудрый. Опросы показывали, что президент ни при каких условиях не наберет 70%.  Когда пришли выборы,  народ посмотрел на кандидатов и решил, что я из каких-то зол выбираю меньшее, я голосую за Путина. Голосовавшие за Путина считают, что он наиболее подходящая кандидатура. То есть народ сам по себе мудр. Я не вижу причин не поддержать.

Если мы не будем поддерживать эти предложения, мы никогда не построим гражданского общества. Никогда.

Я считаю подобные рода инициативы нужно приветствовать, чтобы создавать условия для людей, желающих проявить себя.

***

В последних строчках своей книги «Как я не стал Президентом» Владимир Михайлов написал: «Через шесть лет – новые президентские выборы, так что, дорогие мои, до новых встреч! Я рассматриваю выборы Президента как поиск новых лидеров и новых идей. А прошедшие выборы не дают возможности ни для появления новых лидеров, ни для обсуждения новых идей».

Судя по тому, каким «жарким» выдался день 5 июня в Костромской областной Думе, новые инициативы и предложения все же будут.   

Даниил Кугушев

  • К чему на ваш взгляд приведет ситуация с журналистом Иваном Голуновым?

    Всего проголосовало: 65

    Смотреть все опросы

РЕГИОНЫ РФ

Не ставьте крест на моногородах. Они получат 57 миллиардов рублей на развитие. Деньги точно помогут?
Губернатор Андрей Травников проконтролировал программу капремонта многоквартирных домов Новосибирска
Андрей Травников об инвестклимате Новосибирской области
Животноводческий комплекс на 62 тыс. тонн молока в год
Кто самый меткий? В Нижнем Тагиле завершился первый этап II Евроазиатского чемпионата по снайпингу
Меньше подписей - больше возможностей. Как экс-кандидат в президенты пытается поменять избирательный закон
Мультимодальный транспортно-логистический центр «Новосибирск»
Под контролем областных властей введен в эксплуатацию долгострой в Новосибирске
Андрей Травников: Областной перинатальный центр будет построен в ближайшие два года
От Казани до Петербурга. В России проходит уникальный Фармпробег
Еще РЕГИОНЫ РФ
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.