Киновзгляд в неизвестность. Ретроспектива освоения космоса режиссерами с Мельеса до Нолана

Журнал Онлайн Комментировать

Киновзгляд в неизвестность. Ретроспектива освоения космоса режиссерами с Мельеса до Нолана

Земляне решают вопрос о колонизации новой планеты. Астронавты находят планету с кислородом, хлором и аммиаком, но… в последний момент Купер решает закончить исследование и вернуться обратно на Землю — к дочери, которой он обещал вернуться.

Сохраняя надежду на возвращение, он попадает в черную дыру. Там астронавт оказывается в развертке многомерного куба на трёхмерное пространство, где видит комнату своей дочери. Вдруг он понимает, что может играть на струнах этого пространства, чтобы сквозь время отправлять сигналы в свое прошлое. «Стой!» — говорит он себе прошлому. Тебе не нужен этот полет. Именно в этот момент понимаешь, что в отчаянных попытках познания главное — сохранить себя. Дочь для отца важнее освоения новых планет.

Кадр из Х/Ф «Интерстеллар» Реж. Кристофер Нолан, 2014 год

Спасибо режиссеру Кристоферу Нолану за эту прекрасную сцену общения через гравитацию. Пять лет назад его «Интерстеллар» добавил новые штрихи ко всему наследию космической фантастики. На языке кино он показал, как может выглядеть космическая сингулярность, т.е. состояние необъятной Вселенной в определенный момент в прошлом, где максимально искривлены пространство и время. Своим фильмом он поднял на еще одну ступень всю мировую киноиндустрию. Вместе с этой сдвинутой планкой для режиссеров нынешних и будущих стало выше и все человечество. Космос стал еще ближе.

Больше ста лет прошло после того, как был снят первый полет человека в космосе. Да, кинематограф всегда на шаг впереди науки и практики. Уже в 1902 году француз Жорж Мельес в созданных своими руками декорациях снял «Путешествие на Луну», вдохновляясь романами Жюля Верна и Герберта Уэллса. Немая, но раскрашенная лента с первыми спецэффектами, где и жене режиссера досталась звездная роль, стала первым в истории научно-фантастическим фильмом. Пусть далеким от здравого смысла, но зато близким и понятным каждому путешествием в неизведанное.

Кадр из Х/Ф«Путешествие на Луну» Реж. Жорж Мельес, 1902 год

Интересно смотреть, как на протяжении этого столетия менялось соотношение места человека в космосе. Подобно Куперу, попавшему в куб пространства и времени, давайте тоже посмотрим на струны космического познания в кино.

Черно-белые немые ленты первых лет больше походили на социальную фантастику, где человек противопоставлялся пришельцам, которые в зависимости от задумки режиссера либо уступали ему в эволюционном развитии, либо, наоборот, превосходили человеческую природу. Затем неизвестность космоса стала пугать. Появились фильмы ужасов, где инопланетная жизнь пытается уничтожить человека, наказать за любопытство или отобрать родную планету.

Страх неизвестного становится главным инструментом голливудской кинофантастики. От взрыва летающих тарелок над Капитолием в Вашингтоне («Земля против летающих тарелок», 1956 год) до образа чрезвычайно агрессивного инопланетного существа, выслеживающего и уничтожающего экипаж космического корабля («Чужой», 1979 год).

Кадр из Х/Ф «Чужой» Реж. Ридли Скотт 1979 год

Паника перед ожиданием контакта с космическим разумом вылилась в поиски пришельцев среди людей. Появляются агенты ФБР, которым поручают расследовать архив нераскрытых дел, связанных с паранормальными явлениями (сериал «Секретные материалы», 1993-2018 годы). После четырех лет успеха этого сериала в кинематографе появляются новая пара напарников, которые умело обезвреживают гостей с других планет. Только на этот раз это сотрудники секретного надправительственного агентства, стреляющие из вычурного оружия и массово стирающие память одной вспышкой («Люди в черном», 1997 год). Вариации поиска чужих среди своих получились востребованными, и видом Уилла Смита в черном костюме поклонники франшизы наслаждались вплоть до 2012 года.   

Кадр из сериала «Секретные материалы» Создатель Крис Картер, 1993–2018 года

В советском кинематографе тема космоса стала идеологической составляющей, где существует только одна истина — в освоении космоса американцы всегда находятся позади отваги и героизма советских космонавтов. К чему уж точно не придраться в советской кинофантастике, так это к смелости фантазии. При невозможности сделать реалистичные декорации, советские режиссеры не боялись снимать фильмы о высадке на другие планеты. Например, о том, как советские ученые и космонавты прибывают на Венеру, где сталкиваются с динозаврами и хищными растениями («Планета бурь», 1961 год). Но из-за малодинамичного сюжета, напыщенного героизма просмотр может стать мукой. Это общая беда большей части советской фантастики. Единичные работы не унаследовали недостатков своего времени, куда вошла работа Андрея Тарковского «Солярис».

Солярис (1972 год, реж. Андрей Тарковский) Рейтинг КиноПоиска: 8

Фантастическая драма руки великого советского кинорежиссера, работы которого входят в списки лучших кинопроизведений всех времен. «Солярис» был удостоен гран-при Каннского фестиваля. В истории кинематографа фильм остается лучшей и самой известной экранизацией одноименного фантастического романа Станислава Лема.

 

Сюжет закручивается, когда на космическую станцию планеты Солярис прибывает психолог Крис Кельвин, который сначала начинает подозревать ученых станции в помешательстве. Но в дальнейшем ему самому приходится столкнуться с собственными страхами. Ему начинает являться возлюбленная Хари, которая покончила с собой.

 

Тарковский используется красивый образный язык, сохраняя гармоничную протяженность во времени. Шедевр не стареет, и это кино можно смотреть через полвека после премьеры.                                         

Российские фильмы о космосе старыми проблемами не страдают. Наши режиссеры научились красиво и выпукло показывать гравитацию, виды Земли из космоса. Но если окинуть взглядом все снятое за последнее время в России, то в глаза бросается одна закономерность — все российские фильмы о космосе посвящены советским достижениям. Ежегодно в российский прокат выходят фильмы о том, как великий инженер Сергей Королев готовил к полету советских космонавтов, чтобы СССР мог показать США свое превосходство; о подвигах советских летчиков, которые ради государственных целей готовы были лететь в космос на кораблях, взрывающихся на испытаниях. Да, эти истории излагаются реалистичным, динамичным и вдохновляющим языком кино. Но в этих работах больше нет той неизвестно откуда взявшейся смелости фантазировать о полетах дальше спутника Земли, далее по галактике.

Почему даже в кино мы все чаще начинаем оглядываться на заслуги прошлого, переставая мечтать о новых свершениях? Первое, что приходит на ум —  нам не хватает героев. Не хватает Королевых, Гагариных, Леоновых, которые со страстью и жертвенностью будут готовы идти до последнего, чтобы сделать еще один шаг в бесконечность космоса. Пока мы на памяти о подвигах пытаемся зажечь дух новых свершений. Кто знает, возможно, скоро все изменится и от рефлексии мы перейдем к мечтам и новым подвигам в космосе. А пока давайте помечтаем вместе перед киноэкраном.

 

Ксения Ширяева

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ru
Facebook: @gosrf
Одноклассники: @gosrf
Twitter: @gosrf

Ксения Ширяева

  • На чьей стороне Вы в конфликте по строительству храма на месте сквера в Екатеринбурге?

    Всего проголосовало: 46

    Смотреть все опросы

Самое читаемое сегодня

Журнал Онлайн

Дорогие друзья, коллеги, читатели!

Журнал Онлайн

Дорогие друзья, коллеги, читатели!
Лед тронулся! Минтруд подготовил проект объединения внебюджетных фондов по распоряжению Голиковой
Не заслужили. Администрация Путина и правительство Медведева вернули себе 10% урезанных доходов, не выводя страну из кризиса
Нацпроект «Здравоохранение». Что будет со здоровьем россиян в 2024 году?
Малой кровью. Муниципальные выборы показали, как самовыдвиженцы и КПРФ отбирают власть у «Единой России»
«Совсем другой курс и другая история». Личный консультант Бориса Ельцина дал интервью о том, как изменилось положение губернаторов при Путине
Первый живой COLLA GEN. Продукт молодости, здоровья и долголетия
Патриотизм или деньги? Новый номер журнала «Регионы России»
«Гагарин, я вас любила». Три российских фильма о космосе, за которые не стыдно
Киновзгляд в неизвестность. Ретроспектива освоения космоса режиссерами с Мельеса до Нолана
Еще Журнал Онлайн
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.