Остановить фуры-разбойники с большой дороги! Компания «Тензор» вступает в борьбу с недобросовестными грузоперевозчиками в рамках нацпроекта

Журнал Онлайн Комментировать

Остановить фуры-разбойники с большой дороги! Компания «Тензор» вступает в борьбу с недобросовестными грузоперевозчиками в рамках нацпроекта

Как наладить весовой контроль, обеспечив сохранность дорог и партнерские отношения с перевозчиками

В 1994 году НИПВФ «Тензор» разработал и смонтировал первую отечественную Систему дорожного контроля СДК.А, которая положила начало весовому контролю большегрузного транспорта на автомобильных дорогах России. За 25 лет были внедрены более 550 комплектов таких систем, служащих сохранности дорожной сети практически во всех регионах страны.

Система СДК.А

Дорожники быстро оценили высокую рентабельность и качество систем СДК.А, в 9 из 10 случаев отдавая предпочтение оборудованию «Тензора». К началу 2000-х в стране работало уже более 100 стационарных пунктов весового контроля (СПВК), на которых контролеры-дорожники работали вместе с сотрудниками ГИБДД.

В таком тандеме весовой контроль был столь эффективен, что даже при многократно меньших размерах штрафов сборы СПВК за 3-4 месяца полностью окупали стоимость установленного оборудования, служба уверенно развивалась, обеспечивая реальное повышение сохранности российской дорожной сети. Именно в этот период на подконтрольных СПВК автодорогах специалисты констатировали увеличение межремонтных интервалов эксплуатации и, как следствие, сокращение расходов на их содержание.

Перспектива урезания текущих расходов вдохновляла не всех, поэтому вскоре с СПВК убрали ГИБДД, заменив инспекторами Ространснадзора, а за дорожниками оставили лишь обслуживание и поддержание работоспособности весового оборудования. Эффективность работы постов резко снизилась, теперь последние в большинстве случаев останавливали лишь нарушителей-иностранцев для проверки наличия у них оплаченного разрешения на проезд с превышением общей массы и осевых нагрузок автотранспортного средства (АТС). В такой ситуации все прочие нарушители пользовались дорогами России, практически, беспрепятственно и бесплатно.

Одновременно наблюдалось сокращение действующих СПВК (их число за последние 10 лет уменьшилось вдвое) и резкое удорожание оборудования для весового контроля. Акцент был сделан на, так называемые системы WIM, в которых используются швейцарские пьезополимерные сенсоры Kistler, поставляемые в Россию фирмами Betamont (Словакия) и Camea (Чехия). Стоимость импортного оборудования кратно превышает отечественное, а сами сенсоры (это примерно половина стоимости WIM) требуют замены каждые 1-2 года вместо более, чем 10-летнего срока службы отечественного оборудования.

При этом, если еще учесть, что в результате такой реновации погрешность взвешивания в движении возрастает с 1-8% до 8-22%, (что может приводить как к неправомерным штрафам, так и не выявленным нарушителям) становится непонятным какие цели преследовали подобные нововведения? Почему был ослаблен весовой контроль и фиксация большегрузных АТС-нарушителей, в следствие чего дорожное хозяйство страны терпит серьезный ущерб и несет материальные потери?

В качестве примера – масштаб только прямых потерь можно проиллюстрировать данными, зафиксированными в присутствии бывшего руководителя «Росдормониторинга» К.С.Угарова системой весового дорожного контроля на СПВК в п. Самбек, Ростовской области. За сутки 28.07.2014 г. только на одной полосе движения выявлено 52 нарушителя с перегрузом по массе и/или осевым нагрузкам на общую сумму компенсации ущерба — 975283 руб., где были зафиксированы перегруженные АТС, «заработавшие» на маршруте протяженностью 369 км штрафов на 123329 рублей.

Справедливости ради нужно сказать, что в отдельных регионах, где работа налажена должным образом, весовой контроль успешно развивается. Так, в Татарстане, где на постах ГБУ «Безопасность дорожного движения» используются более 40 комплектов систем СДК.А, с помощью данного оборудования удалось взять автодороги под эффективный контроль, обеспечить неукоснительное взимание штрафов и, как следствие, не только достичь самоокупаемости СПВК, но и обеспечить существенное пополнение дорожного бюджета, улучшение сохранности транспортной инфраструктуры республики.

Как решается на практике задача организации эффективного весового контроля большегрузных автотранспортных средств?

►Рационально спланированная сеть пунктов весового контроля. Каждый регион должен иметь карту размещения СПВК, учитывающую особенности его дорожной инфраструктуры и планомерно, каждый год строить 1-2 (и более, учитывая имеющиеся возможности) новых пунктов, начиная с наиболее загруженных автодорог. Статистика интенсивности движения автоматически формируется системами СДК.А. Чем обширней/распределенней сеть СПВК, тем эффективней ее работа и достижимее полная автоматизация процессов.

►Оперативность обращения с данными, информационная доступность, централизованность. Обеспечение возможности сбора и концентрации контрольных данных в одном (центральном) и/или нескольких (региональных) информационно-логистических центрах весового контроля (ИЛЦ). Задача гораздо проще, чем кто-то пытается это представить. С развитием мобильными операторами сети покрытия широкополосного GSM-интернета к серверам ИЛЦ может быть подключен любой СПВК. Специалисты u «Тензора» делают это в течение 1 часа (плюс 1,5 тысячи руб. за GSM-модем, плюс 500-1200 руб. ежемесячной абонентской оплаты сотовому оператору) и служба контроля без проблем круглосуточно может мониторить любой работающий СПВК, в том числе при отсутствии на нем персонала: сколько прошло большегрузов, сколько из них ТС-нарушителей, на какую сумму системами СДК.А насчитано штрафов и сколько из них оформлено.

►Централизация службы весового контроля, непрерывный внешний мониторинг. Минимизация влияния так называемого «человеческого фактора», когда взаимодействие оператора с нарушителем происходит негласно, провоцируя их незаконные действия криминального плана. При подключении оборудование СПВК к ИЛЦ его работа (непрерывно контролируемая и фиксируемая в режиме реального времени на удаленном сервере) становится столь же доступной для проверки, как разговор по сотовому телефону.

►Автофиксация события административного правонарушения. Системы СДК.А нового поколения фиксируют два цветных изображения взвешенного АТС: крупно передняя часть с госномером и панорамно автообъект в целом, его состав и колесная формула.

По колесной формуле и измеренным системой межосевым расстояниям автоматически устанавливается технический образ, марка, модель автомобиля и прицепа. Одновременно, распознается номер госрегистрации и там, где имеется выход в регистрационную базу данных ГИБДД, определяется владелец АТС-нарушителя. Системой СДК.А фиксируется событие нарушения правил проезда и автоматически формируется «Акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и нагрузкам на ось» с приложением протокола об административном правонарушении (АП), по аналогии с Актами о нарушении скоростного режима движения АТС.

►Мотивация контролеров и службы в целом. Персонал, на всех уровнях работы службы весового контроля должен быть заинтересован в эффективности своей деятельности. Легально заработанный бонус (надбавка к должностному окладу) на выявленных и документально зафиксированных нарушителей, в условиях усиления внешнего контроля, гораздо привлекательней незаконно присвоенных денежных средств. Фонды оплаты труда персонала (включая сотрудников ГИБДД, совместная деятельность с которыми существенно повышает эффективность контроля), обслуживающих СПВК дорожных организаций, а также местные бюджеты по аналогии со штрафами за превышение скоростного режима должны пополняться за счет взимаемых с нарушителей сборов. А органам исполнительной власти в регионах по месту размещения СПВК нужно лишь обеспечить их эффективное получение согласно действующим в России законодательным актам и нормативным документам, например по опыту Республики Татарстан.

►Коммерческая деятельность СПВК по предварительной развеске большегрузного автотранспорта с целью предотвращения АП. Потенциальный нарушитель скоростного режима располагает измерительным прибором — спидометром, на основании показаний которого принимает ответственное решение о целесообразности превышения установленного предела скорости. Поэтому перед выходом в рейс водителю грузовика должна быть предоставлена возможность квалифицированной развески для определения осевых нагрузок и массы груженого автомобиля, которая при необходимости позволит перераспределить груз (зачастую перегруженной оказывается одна ось автомобиля), снять часть груза либо в установленном порядке оформить платное разрешение на проезд большегрузного АТС. В противном случае с введением автофиксации перегруза для неосведомленного водителя выход в рейс равносилен предложению сыграть с дорожниками в «русскую рулетку».

Услуга предварительной развески АТС может проводиться на СПВК либо на сертифицированных коммерческих пунктах взвешивания, добровольно и на платной основе, где за небольшую плату любой желающий перед поездкой сможет «развесить» свой автомобиль и получить установленного вида протокол с учетом маршрута предстоящей поездки, сезонных ограничений, класса дорог и пр., на том же, что и на СПВК весоизмерительном оборудовании, а вырученные денежные средства пойдут на содержание пунктов, выплаты персоналу и компенсацию затрат инвесторов.

►Готовность к решению поставленных задач. Посвятив 25 лет становлению и развитию весового контроля в России, наше предприятие не может равнодушно относится к предпринимаемым шагам и действиям, приводящим в конечном счете к дискредитации ранее выстроенной и отлаженной системы обеспечения сохранности российских автомобильных дорог.

Искусственное раздувание бюджета, массовое экспериментирование с непроверенными техническими решениями, ориентация на дорогостоящий импорт, а порой и просто нежелание должным образом выполнять налаженную предшественниками работу — вот те факторы, которые требуют принятия неотложных государственных мер в столь непростое для России время.

Научно-исследовательская и производственно-внедренческая фирма «Тензор» располагает отработанной, проверенной на практике и экономичной технологией и оборудованием для автоматизированного весового контроля большегрузного автотранспорта. Нами руководят уверенность, большой практический опыт, достигнутый потенциал и желание двигаться дальше, лучше конкурентов, с меньшими затратами и большей эффективностью.

Остановка за малым: наладить штатную работу уже имеющихся СПВК, определить места установки новых постов, источники средств на реализацию этих планов и наше предприятие с готовностью выполнит поставленную задачу обеспечения эффективного автоматизированного весового контроля на российских автодорогах.

В настоящее время НИПВФ «Тензор» имеет в наличии готовые, укомплектованные и сертифицированные Системы дорожного контроля СДК.Ам пятого поколения для автоматического весогабаритного контроля (АВГК) в движении большегрузных АТС с целью соблюдения регламента эксплуатации и увеличения срока службы дорожной сети.

Комплекс обеспечивает автофиксацию видео/фотоизображения и распознавание госномера АТС, установление факта АП правил перевозки грузов, ведение баз данных зафиксированных АТС, включая АТС-нарушителей, а также удаленный мониторинг за пропуском тяжеловесного и негабаритного автотранспорта.

В состав комплекса АВГК входят системы дорожного контроля СДК.Ам пятого поколения, в которых интегрировано современное оборудование для автоматического измерения осевых наг– рузок, общей массы и габаритных размеров АТС в движении, автофиксации административного правонарушения и дистанционного мониторинга работы СПВК согласно требованиям поста– новлений Правительства РФ об автоматизированном контроле № 12 от 09.01.2014 г., № 1590 от 27.12.2014 г. и № 1529 от 12.12.2017 г., Приказу Минтранса РФ № 119 от 29.03.2018 г.

В 2017-18 годах Всероссийским НИИ метрологической службы Росстандарта РФ (ВНИИМС) завершены государственные испытания, по результатам которых новое оборудование внесено в государственный реестр средств измерений (СИ) и получило Свидетельство № U.C.28.004.A № 70039 об утверждении типа СИ.

Согласно описанию типа к свидетельству №70039 системы дорожного контроля СДК.Ам при автоматических измерениях параметров АТС в нормированном диапазоне скоростей от 0 до 90 км/час обеспечивают пределы допускаемой погрешности:

  • при измерении полной (общей) массы от 1 до 5%
  • при измерении нагрузки на ось от 1 до 8 %
  • при измерении габаритных размеров АТС, в диапазоне, не хуже:

        длины, от 3 до 30 м до 2 %, ширины, от 1,6 до 5 м до 2 %

        высоты, от 1,6 до 5 м до 1,2 %.

Имея обширный опыт и располагая необходимыми производственными мощностями, НИПВФ «Тензор» готов производить поставку нового оборудования для автоматического весогабаритного контроля при строительстве новых и модернизации имеющихся стационарных пунктов автоматизированного весогабаритного контроля на федеральных и региональных автомобильных дорогах Российской Федерации.

Фото на превью: nikatv.ru

А.И.Агеев, А.М.Какурин
(ООО «НИПВФ «Тензор»,
Ростов-на-Дону)

Материал из журнала

  • К чему на ваш взгляд приведет ситуация с журналистом Иваном Голуновым?

    Всего проголосовало: 28

    Смотреть все опросы
Еще Журнал Онлайн
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.