Подслушано у мозга или как технологии помогают сделать развитие осознанным

ЗДОРОВЬЕ Комментировать

Подслушано у мозга или как технологии помогают сделать развитие осознанным

О том, как внедрять практику осознанного образования, развития себя и своих детей с помощью технологий рассказывает Айна Дениева, заместитель заведующего кафедрой социальных коммуникаций и технологий РГГУ факультета истории политологии и права, также председатель Попечительского совета фонда развития мультимедийных проектов «Добрые игры», реализующего программу выявления и развития потенциала человека «Клуб талантов». 

— Айна Кюриевна, расскажите, о каких технологиях осознанного развития идет речь? Почему вы этим занимаетесь?

— Много лет в Общественной палате РФ я занималась вопросами политики в области детства. Тогда была создана специальная рабочая группа, я была ее ответственным секретарем. Я была свидетелем того, как менялось отношение к детской тематике. Если сначала все эксперты обсуждали только вопросы защиты детства, то позже все стали задаваться вопросом - а что потом? а что дальше? И появилась на повестке дня тема развития ребенка, создание соответствующей среды, структур. Один из примеров - проект Сириус в Сочи, который сегодня проводит отбор талантов. В результате чего все опять остановились перед новой дилеммой: а как, собственно, проводить отбор талантливых детей? Одним словом, как выявить эту одаренность?

И тема человеческого потенциала вдруг выходит на первый план. Как сделать так, чтобы его не растерять, а приумножить? Как повысить качество жизни уже живущих старших поколений? Если детство свое они потеряли, то пусть получат достойную жизнь сегодня. Вместе с учеными из других вузов - Александром Мелик-Пашаевым, Тамарой Комаровой и др. – мы проводили конференции, стали заниматься этой темой. И мы вышли на изобретателей, которые этот вопрос поиска потенциала вывели в конкретную технологию. Для себя я это направление работы называю визионерством - умение увидеть образ будущего, найти лучшее, что есть в человеке – его созидательный потенциал. Его шанс быть реализованным в любимом деле.

Расскажите, как это действует на практике? Кому это нужно?

Еще учась в школе, мы сталкивались с понятием профориентации. И всегда оставалось непонятное впечатление о процедуре: кто-то для чего-то проводит какие-то тесты, результаты которых нам не сообщают, куда-то направляет, и непонятно, что и кому она дает. А ведь так хотелось о себе что-то новое узнать.

  Сегодня я уже мама четверых детей-погодок, и для меня самый главный вопрос – найти подход к каждому. Изобретатели, которых я упомянула, создали центр диагностики талантов, запатентовали метод нейрометрии. Старшего ребенка я повела в центр, где после диагностики я получила его отчет.  Наблюдала далее за ним, уже с учетом сложившейся в отчете картины о его способностях, дальше решила продиагностировать и себя. И главное, что я получила – ответ на свой вопрос, а в чем мы с ребенком разные? Вывод мой был таков – я наконец нашла инструмент для своей визионерской деятельности – нейрометрия когнитивных способностей.  Позднее я прошла обучение и получила сертификат нейрометриста, открыла для себя новую область знаний -  нейропсихология, коннектомика.

  Мы все изначально разные и неповторимые. У каждого индивидуальное строение нейронной сети, которое складывается путем самого когнитивного опыта. Известно, что есть способности приобретенные, а есть способности врожденные. И если о приобретенных способностях мы можем еще что-то говорить, оценивать их на основе полученных навыков и развивать их путем обучения, то о врожденных способностях говорить сложно, потому что не было известно даже как их верно замерить, вопрос о том, как устроен интеллект, - открыт. Но благодаря нейрометрии выбор человеком своего будущего становится более осознанным. 

Каким образом вы встроили эту технологию в свою работу?

На кафедре социальных коммуникаций и технологий мы сделали лабораторию по развитию коммуникативного потенциала, сформулировали гипотезу, каким должен быть нейропортрет современного специалиста в области коммуникаций. И наша задача путем диагностирования способностей профессиональных PR-специалистов, нашу гипотезу либо опровергнуть, либо подтвердить. Это один из проектов. Также мы подписали трехстороннее соглашение о сотрудничестве с Международным институтом новых образовательных технологий РГГУ, работаем со школами, помогаем определить профиль обучения – гуманитарный, физико-математический, социально-экономический, подобрать внешкольные развивающие занятия. Работаем с абитуриентами, помогая выбрать профессию и вуз. А также запустили проект «Потенциал Да Винчи» совместно с Центром технологической поддержки образования. Суть его в том, что мы особым образом стараемся обратить внимание на исследовательские и изобретательские способности ребенка, чтобы помочь ему найти себя в науке, в технологиях.

 Есть ли смысл проводить диагностику студентам, уже поступившим в вуз? Насколько можно понять специфику каждого?

В принципе, да. Наша кафедра готовит будущих специалистов в сфере PR и рекламы.  Это очень динамичная и очень многозадачная сфера деятельности, где в любом случае большинство себя может найти. Например, пиарщик, которые пишет тексты – спичрайтер; который организует мероприятия; есть пиарщик-коммуникатор, который ведет переговоры; пиарщик-стратег, который вырабатывает линию развития и т.д. Иногда это может быть пиарщик, который занимается только визуальным образом в целом и у него это получается очень хорошо. Или пиарщик, который занимается digital -коммуникациями, занимается выстраиванием коммуникаций в социальных сетях. И если мы знаем наклонности каждого студента – мы помогаем ему довольно серьезно.

 Не является ли это навешиванием ярлыков? Вот ты можешь это, а за другое даже не берись, нет у тебя таланта.

 - Здесь нет ярлыков и нет такого, чтобы кто-то за студента что-то решил. Есть только гипотеза, какой у студента потенциал, и происходит верификация этой гипотезы. Человек вдруг начинает раскрываться, потому что к нему пытаются присмотреться повнимательнее, найти его способности.

 В целом, я считаю, это очень хороший инструмент, который можно было бы внедрять в учебный процесс. Вопрос лишь в организации, поскольку все-таки реализует его коммерческая структура. Для меня важно найти такую схему, по которой для студентов это было бы безвозмездно или стоимость была на минимальном уровне. Как это сделать? Жду предложений от заинтересованных лиц. 

Образовательные маршруты, траектории, профессии будущего, образовательный навигатор, консьерж – это все сейчас вошло в обиход?

Да, это про осознанное развитие, про образовательный компас, про ориентиры, про то, что мы не являемся неодаренными, неуспешными. И у нас всех есть скрытые резервы. Мы с детства пробовали что-то делать, а что-то так и не попробовали. А что если - зря? Ошибаться не страшно, страшнее всю жизнь прожить, так и не узнав себя. Все люди рождаются с разным эмоциональным интеллектом. Отсюда - не всем подходит работа, где нужно активно взаимодействовать с людьми. Совершенно не всем подходит кабинетная работа, или рутинная работа. Уровень взаимодействия с людьми и потребность в общении у всех разная. Кто-то испытывает дискомфорт при общении, а у кого-то это - потребность. И кстати нейрометрия это все тоже определяет. Детям в возрасте от 4-7 лет есть возможность разработать индивидуальную карту развития на год, в которую включаются все виды деятельности от кружков и игр до домашнего чтения, и карта учитывает врожденные способности ребенка. Мечта для любого родителя стала реальностью.

В рамках деятельности фонда «Добрые игры» мы хотим собрать много проектов и методик, помогающих человеку в познании самого себя и своих способностей. Наш фонд – это то место, где в человеке всегда найдут его лучшие качества и образ будущего. Работа нейрометриста заключается в том, чтобы помочь найти в человеке талант.

 — А вы бы хотели работать только с образовательными учреждениями?

— Не только. Мы в РГГУ проводили конференцию «Гуманитарный потенциал и технологии работы с будущим», и опыт показал, что это направление может объединить совершенно разные структуры, в зависимости от того, какие задачи нужно решить.

— Можно сказать, что нейрометрия помогает как-то наладить отношения в семье?

— Да, определенно. Она помогает и в семейных, и в детско-родительских отношениях. Мы у родителей спрашиваем, в чем они увидели потенциал ребенка. И результаты тут же показывают, где было расхождение. Если мы друг про друга всё понимаем, мы лучше коммуницируем, активнее взаимодействуем. Но никто не сможет дать более экспертное заключение о собственной жизни, чем мы сами. Поэтому, когда ко мне приходят мамы с ребёнком, я всегда рекомендую им: «Пройдите диагностику сами, поймите себя прежде, чем займетесь развитием детей».

Татьяна Смирнова

  • Какой путь должна выбрать Россия?

    Всего проголосовало: 99

    Смотреть все опросы

ЗДОРОВЬЕ

«Как сердце быстро бьётся...» Ученые установили признак преждевременной смерти у мужчин. На что стоит обратить внимание?
Замороженный эмбрион и неумирающий сперматозоид. 5 стыдных вопросов о процедуре ЭКО
Оно бьётся! Ученые напечатали первое живое сердце из человеческих тканей на 3D-принтере. Какие возможности это открывает?
Он прячется - мы находим. Американские ученые придумали вакцину которая может избавить от ВИЧ
GXP-саммит. Одним из важнейших центров фармацевтического развития стал Ярославль
«Стратегия 2030». Что теперь ждет фармотрасль?
В Россию перестанут поставлять несколько важных лекарств. Что это за препараты и есть ли альтернатива?
Людям с ВИЧ и гепатитом С разрешат усыновлять детей. За них вступились Конституционный суд и Правительство
Фарма-2030. В Калужской области произойдет ФармЭволюция
Россиян будут лечить от рака с помощью новейшей терапии. Но не всех. Почему?
Еще ЗДОРОВЬЕ
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.
28 января 2:14
Какие биоритмы замеряет прибор? На основе яего делаются выводы о способностях?