Баренцев Регион Комментировать

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В НОРВЕГИИ, ФИНЛЯНДИИ И ШВЕЦИИ. 24 АВГУСТА – 7 СЕНТЯБРЯ

Экологические проблемы в Норвегии

28.08.2018, Brent jord II: Fossil energi har tatt verden til randen av klimakatastrofe // «Сожженная почва-2»: ископаемая энергия поставила мир на грань климатической катастрофы

В Норвегии продолжаются дискуссии между экологами и представителями нефтегазовых компаний по вопросу сокращения добычи нефти в соответствии с Парижскими соглашениями. Глава норвежской нефтегазовой компании считает, что экологи имеют устаревшие данные о состоянии нефтяной промышленности - она использует технологии по защите окружающей среды и обеспечивает свободный доступ к энергии. Его поддерживает и министр нефти, по мнению которого сокращение добычи может нанести ощутимый ущерб экономике страны притом, что значительного экологического эффекта в мировом масштабе это не произведет. При этом нефтяные компании готовы вносить свой вклад в дело сохранения климата, и хотят сотрудничать, а не быть объектом атак.

Полная версия материала

31.08.2018, Skogpolitikk og rastofforsyning // Лесохозяйственная политика и поставка сырья

Эксперты обращают внимание на необходимость изменения лесохозяйственной политики, которая выходит за рамки простой поставки сырья. В настоящее время в Центральной Норвегии активно развивается лесная промышленность, которая покрывает потребности региона в сырье на 50%, однако существует необходимость в увеличении этой доли. В регионе складывается непростая сырьевая ситуация, так как страна завершает 100-летний переход к культурному лесному хозяйству, который более чем удвоил заготовку леса. Последняя переходная фаза осложняется тем, что в стране осталось мало старых лесов. В итоге складывается ситуация, когда эти леса оберегаются от вырубки, но защита эта краткосрочна на фоне естественной гибели деревьев.

Полная версия материала

06.09.2018, Alvorlig forurensing av kobber i Radfjorden // Серьезное загрязнение медью в водах Радфьордена

В прибрежной зоне норвежской области Радфьорден, где находятся несколько рыбоводческих хозяйств обнаружено сильное загрязнение медью, превысившее допустимые значения. Скорее всего, причиной является использование меди в качестве антикоррозионного покрытия в оборудовании на фермах компании "Lerøy Vest". По требованию властей компания уже провела замену медных элементов на фермах. Медь не представляет угрозы для рыб, но она может повлиять на микроорганизмы морского дна и нарушить экосистему, что опасно для разведения рыбы. В настоящее время выдвинута инициатива о полном запрете медесодержащей пропитки.

Полная версия материала

 

Эко-инициативы в Норвегии

27.08.2018, From a «waste disposal» problem to a «CO2 industry» opportunity //  От проблемы «утилизации отходов» до возможностей для «производителей CO2»

В городе Арендал состоялась конференция по климату. Главной темой дискуссий стала проблема утилизации отходов, а в частности выхлопов углекислого газа от сжигания мусора. В Норвегии органические отходы используются для производства биогаза, а также перерабатываются пластик, стекло и металлы. То, что осталось, отправляется на мусоросжигательные заводы и используется для генерации централизованного теплоснабжения. 10 августа правительство согласилось поддержать проект по улавливанию СО2 на мусоросжигающих заводах. Разработка таких установок не только защитит окружающую среду, но и создаст новые рабочие места, привлечет инвестиции и повысит конкурентоспособность промышленности.

Полная версия материала

28.08.2018, Norge går foran og viser at klimatiltak nytter // Норвегия выходит вперед, показывая преимущества климатических мер

Согласно предварительному отчету Статистического бюро Норвегии, выбросы автомобильного транспорта в стране снизились почти на 10%. В целом, как показывают исследования, в 2017 году выбросы парниковых газов в Норвегии снизились на 1,7%. Положительная динамика в основном связана с ростом использования биотоплива, но также и тем, что все больше водителей используют экологически безопасные автомобили, например, электрические и гибридные. Поощрением использования такого экологичного транспорта занимаются на правительственном уровне.

Полная версия материала

29.08.2018, Kola Nuclear Power Plant’s oldest reactor to run until 2033 // Старейший энергоблок Кольской АЭС будет работать до 2033 года

Первый энергоблок Кольской АЭС, работающий с 1973 года, получил одобрение регуляторов на продление срока его эксплуатации до 2033 года, вызвав опасения экологов. По информации руководителя Bellona Нильса Бемера, срок эксплуатации продлевали уже два раза и, учитывая возраст энергоблока, он не может соответствовать современным требованиям и стандартам безопасности. На повышение безопасности Кольской АЭС в свое время выделяла средства Норвегия, однако без учета того, что ресурс энергоблока будет продлеваться.

Полная версия материала

30.08.2018, Miljøbevegelsen: Søviknes uten troverdighet // Экологическое движение: Севикнесу нет доверия

Экологические организации дали оценку деятельности министра нефти и энергетики Норвегии Терье Севикнеса, который уходит в отставку. В частности, Bellona, Greenpeace, Natur og Ungdom, а также представители ряда норвежских партий, критикуя деятельность политика, говорили о том, что министру необходимо было отказаться от разработки месторождения "Голиаф", отметили его приверженность интересам нефтяных компаний, а также упомянули значительный рост выбросов диоксида углерода и рекордные разливы нефти. В нарушение международной цели по сохранению климата, при Свейкнесе наращивалась разведка и добыча в Арктике и Баренцевом море. Жажда нефти стала правилом, а не исключением текущего правительства, отметила норвежская экологическая партия «Green Party».

Полная версия материала

31.08.2018, NVE tilrår løyve til Fardalen kraftverk // NVE просит предоставить лицензию электростанции Fardalen

Норвежское управление водных ресурсов и энергетики Норвегии (NVE) рекомендует Министерству нефти и энергетики предоставить Fardal Energi AS лицензию на строительство электростанции Fardalen в Ордале (губерния Согн-ог-Фьюране). По информации NVE, электростанция мощностью около 49,5 ГВт внесет вклад в увеличение выработки возобновляемой энергии с ограниченным воздействием на окружающую среду. При условии грамотной реализации проекта, у него больше преимуществ, чем недостатков, отмечает управление.

Полная версия материала

31.08.2018, Regjeringen kaller inn til møte etter misnøye med rovdyrforvaltningen // Правительство призывает провести встречу на фоне недовольства регулированием плотоядных

Правительство Норвегии призывает провести встречу после того, как 150 докладчиков направили письмо премьер-министру страны, в котором выразили неудовлетворенность регулированием численности плотоядных. В ответном письме докладчикам министр климата и окружающей среды Ола Элвестуен вместе с премьер-министром и новым министром сельского хозяйства Бордом Хоксрудом пригласил их в министерство климата и окружающей среды для дальнейшего обсуждения проблемы

Полная версия материала

03.09.2018, Fiskeslo og avfall mot forurensing // Лосось и биологические отходы помогут бороться с загрязнением

В Норвегии открыта крупнейшая в мире фабрика по производству возобновляемого топлива - жидкого биогаза. Его производят из отходов лесной, рыбной промышленности и сельского хозяйства. Использование биогаза на тяжелых грузовых автомобилях сократит выброс углекислого газа на 70 тысяч тонн в год. Ведущие автомобильные производители (Volvo, Scania и Iveco) уже запустили новые модели для этого возобновляемого топлива. Это инновационное экологическое решение обеспечит выгоду и для промышленных предприятий, поскольку ожидается рост спроса на возобновляемое топливо в течение следующих 10-15 лет.

Полная версия материала

06.09.2018, Ny olje- minister vil ha full gass for «ren norsk olje» // Новый министр нефти хочет получить «чистую норвежскую нефть»

Министр нефти и энергетики Норвегии планирует увеличить добычу нефти, однако это даже принесет пользу окружающей среде. По его словам из-за высоких экологических требований, установленных правительством, нефтяные компании имеют экономический интерес к низкому уровню выбросов. К тому же при добыче используются технологии, минимизирующие влияние на окружающую среду. Увеличение добычи нефти даст большее количество "чистой" энергии с минимальными выбросами углекислого газа в атмосферу. А разработка новых месторождений позволит сохранить рабочие места и открыть дальнейшие перспективы для отрасли.

Полная версия материала

 

Экологические проблемы в Финляндии

30.08.2018, The algae was in the Gulf of Finland the worst decade - in the lakes the cyanobacteria bloom earlier than usual // В Финском заливе сложилась самая худшая за последнее десятилетие ситуация с морскими водорослями, а в озерах цветение цианобактерий проходит раньше обычного

Институт окружающей среды Финляндии (SYKE) представил данные по распространению сине-зеленых водорослей. В Финском заливе сложилась худшая за последние 10 лет ситуация, кроме этого большое скопление водорослей наблюдалось в Архипелажном, Аландском и Ботнианском морях. В озерах сине-зеленые водоросли были зафиксированы раньше обычного - во второй половине июня. В настоящее время их уровень также превышен.

Полная версия материала

Эко-инициативы в Финляндии

31.08.2018, Several measures to protect water // Несколько мер по охране водных ресурсов

Правительство Финляндии принимает ряд бюджетных решений по охране водных ресурсов и, в частности, Балтийского моря. Следуя этим целям, власти поднимут вопрос о выделении дополнительных 15 млн евро на следующий год, а в 2019-2021 гг. общее дополнительное финансирование охраны водных ресурсов составит 45 млн евро. Проблемным моментом, например, являются разливы нефти - в территориальных водах Финляндии находится несколько затонувших судов, которые представляют потенциальную угрозу для окружающей среды.

Полная версия материала

31.08.2018, Government decides on additional budget for water protection at budget line - Baltic Sea Researcher: decision is a good start // Правительство приняло решение о выделении дополнительных средств на охрану водных ресурсов по бюджетной статье. Исследователь Балтийского моря: решение является хорошим началом

Старший научный сотрудник Института окружающей среды Финляндии (SYKE) Сеппо Кнууттила полагает, что решение правительства страны о дополнительном финансировании мер по охране Балтийского моря является хорошим началом, однако все необходимые меры вряд ли могут быть приняты. Правительство согласовало бюджетную статью, по которой в 2019-2021 гг. общее дополнительное финансирование охраны водных ресурсов составит 45 млн евро. Кнууттила полагает, что этих средств будет достаточно для реализации лишь трети мер, необходимых для достижения хорошего состояния прибрежных вод в Финляндии в ближайшие несколько лет.

Полная версия материала

03.09.2018, Finland: Boreal Bioref awaiting environmental permit for biorefinery in 2018 // Финская компания "Boreal Bioref" ожидает разрешения экологов на биопереработку в 2018 году

Финский консорциум "Boreal Bioref", созданный для реализации проекта создания завода по биопереработке в городе Кемиярви, подал заявку на получение разрешения от природоохранных служб. Если разрешение будет предоставлено в 2018 году, объект может быть введен в эксплуатацию в 2021 году.

Полная версия материала

06.09.2018, Households paid over half of environmental taxes - taxes on taxes increased // Домохозяйства заплатили более половины экологических налогов - увеличились налоги на налоги

По стастистическим данным, финские домохозяйства заплатили более половины экологических налогов за второй год их действия. Правительство собрало экологические налоги на общую сумму 6,7 млрд. евро, что на 10% больше, чем в предыдущем году. Самым значительный рост продемонстрировал налог на транспорт и налоги на дорожные пошлины, увеличившиеся на 14% с 2015 года. Наибольшая группа экологических налогов - это налоги на энергию, составившие 4,5 млрд. евро. Доля налогов на выбросы и на ресурсы были минимальными.

Полная версия материала

Эко-инициативы в Швеции

29.08.2018, Sweden/Norway: SAS responds to biofuel criticism // Швеция/Норвегия: SAS реагирует на критику в отношении биотоплива

Глава отдела охраны окружающей среды и КСО шведского авиаперевозчика SAS Ларс Андерсен Ресаре ответил на критику из-за сомнений компании по поводу предложения Норвегии об обязательном применении биотопливных смесей в авиации с января 2019 года. Глава отдела заявил, что SAS разделяет стремление властей увеличить использование биотоплива, однако у него есть сомнения в том, сможет ли Норвегия обеспечить достаточные объемы биотоплива в краткие сроки. По словам Ресаре, критика в отношении SAS ошибочна, так как ситуация в отношении биотоплива может измениться только к осени 2019 года.

Полная версия материала

30.08.2018, New Swedish initiative to highlight climate-security links // Швеция подчеркивает важность новых инициатив в области безопасности климата

В прошлом году, шведское правительство поставило вопрос о безопасности климата в повестку дня Совбеза ООН. Решением этого вопроса будет заниматься Стокгольмский Центр Безопасности Климата, приступивший к работе в рамках Всемирной недели воды в 2018 году. Центр обеспечит научную базу по вопросу управления рисками, связанных с климатом, при сотрудничестве со Стокгольмским Институтом окружающей среды, Стокгольмским Институтом мировых проблем и Стокгольмским Международным Институтом водных ресурсов. Подчеркивается, что несмотря на то, что мировая общественность осознает масштаб проблемы изменения климата, в ООН по-прежнему нет комплексного института по решению этого вопроса.

Полная версия материала

04.09.2018, Cooperation is a must for adaptation to and mitigation of climate change // Сотрудничество необходимо для адаптации к последствиям изменения климата

Сотрудничество необходимо для адаптации к последствиям изменения климата Лето 2018 года стало одним из самых жарких для Северной Европы и стран Балтики. Несвойственная данному региону жаркая и сухая погода натолкнула на размышление: что это – просто нестандартное лето, или очередной признак того, что на планете меняется климат? Климатические изменения могут иметь политические последствия, в том числе, спровоцировать «климатических беженцев» - население будет бежать с территорий с неблагоприятными погодными условиями. Для подготовки общества к возможным переменам, необходимо стимулировать активное сотрудничество между странами Северной Европы и Балтики. Оно уже осуществляется Всемирной метеорологической организацией (ВМО) и национальными метеорологическими институтами.

Полная версия материала

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОВОСТИ РОССИИ

В Арктике новый российский "капитан"

07.09.2018

 

Юрий Трутнев будет искать решения проблем Севера и создавать систему управления Арктикой

Читать далее...

 

На Аляске зафиксировано цунами высотой 200 метров

Таяние ледников на планете может приводить к возникновению локальных гигантских цунами высотой в несколько сотен метров, выяснили американские ученые из Университета штата Вашингтон в Такоме. Такие цунами могут создавать опасность у побережья Гренландии, Патагонии и Норвегии, и одно подобное цунами, оставшееся незамеченным, случилось в 2015 году.

Подробнее...

Форум - "Сотрудничество для устойчивого развития Арктики"

26-27 сентября в Мурманске состоится XI Региональный общественный форум-диалог «Сотрудничество для устойчивого развития Арктики». В ходе мероприятия российские и международные эксперты обсудят перспективы развития Северного морского пути и реализацию арктических проектов.

Подробнее...

Россия одобрила международный запрет на ловлю рыбы в Арктике

Россия одобрила проект международного соглашения о запрете рыбного промысла в центральной части Северного Ледовитого океана, доступ к которому открывается всвязи с изменениями климата, передает Regnum.

dagbladet.no > 28.08.2018 > Anders Fjellberg

Brent jord II: Fossil energi har tatt verden til randen av klimakatastrofe // «Сожженная почва-2»: ископаемая энергия поставила мир на грань климатической катастрофы

Tirsdag for to uker siden, i et lite rødmalt hus på Hisøy der organisasjonen Norsk olje og gass var innlosjert under Arendalsuka, satt direktør Karl Eirik Schjøtt-Pedersen tilbakelent i en svart skinnstol. Han gikk i sokkelesten, var vennligheten selv, og bød på trakter-kaffe og vafler med jordbærsyltetøy.

Schjøtt-Pedersen, statsråd i tre Arbeiderparti-regjeringer og blant de mektigste norske politikerne de siste 20 åra, blir ofte omtalt som olje- og gassnæringas «sjeflobbyist». Han er en sentral og kontroversiell figur i norsk klimadebatt, som både gir og får verbal juling.

Miljøbevegelsen ser på ham som lederen i heiagjengen for stadig å åpne nye oljefelt i sårbare områder på norsk sokkel. Etter flere medieoppslag i vår, blant annet i Dagbladet, om at miljøorganisasjonen WWF stiller spørsmål ved lønnsomheten til gassfeltet Aasta Hansteen og rørledningen Polarled, rykket Schjøtt-Pedersen ut i NRK og mente «oljemotstanderne» driver med en farlig fordreining av fakta.

Samtidig postet organisasjonen hans, Norsk olje og gass, en video i sosiale medier. Budskapet var at det bare er én ting som kan erstatte oljen: «Nye olje og gassfelt». Med andre ord var svaret på hva som er den nye oljen «mer olje».

Anne Karin Sæther (tidligere kommunikasjonssjef for Bellona og forfatter av «De beste intensjoner - Oljelandet i klimakampen») svarte med å sammenlikne Schjøtt-Pedersen med Saddam Husseins hjelpeløse informasjonsminister «Komiske Ali».

En ferskere kraftsalve mot oljelobbyen og fossilbransjen kom fra klimaforskere, i en Dagbladet-artikkel om global oppvarming og sommerens hetebølger på den nordlige halvkule.

- Hvis politikere og lobbyister skaper et inntrykk av at det er rom for norsk olje i 2070, da må forskere kunne protestere, sa Tore Furevik, professor ved Universitetet i Bergen og direktør for Bjerknessenteret for klimaforskning.

Furevik kalte det en «livsløgn» å tro at oljevirksomheten vi planlegger passer inn i Parisavtalen.

Schjøtt-Pedersen er uenig. Etter flere år med en klimadebatt han opplever som «svart-hvitt», er Schjøtt-Pedersen i likhet med klimaforskerne «veldig frustrert».

Men der klimaforskerne er frustrert over at verdens utslipp fortsetter å øke til tross for 30 år med advarsler, er Schjøtt-Pedersen frustrert over å bli «tillagt meninger jeg ikke har, og at man ikke hører hva vi faktisk sier».

- Man har et bilde av hva oljenæringa mente for ti år siden, sier han.

- Det næringa mener i dag er noe annet. Det er nytt fra det de mente da, det er nytt fra de det mente for fem år siden, og det er til en viss grad nytt fra det de mente for tre år siden.

Sommeren 2018 ble det satt varmerekorder over hele verden. Det har vært skogbranner, tørkekrise og ekstremregn. Globalt er 2018 på vei mot å bli det fjerde varmeste året som er registrert, bare overgått av 2016, 2017 og 2015.

Veien vi er på, hovedsakelig på grunn av et galopperende forbruk av fossil energi, er med klimaforsker Inger Bauer-Hanssens ord «egentlig ikke farbar».

Under Arendalsuka snakket Dagbladet med Schjøtt-Pedersen, Bjørn Otto Sverdrup som er Equinors direktør for bærekraft, og Olje- og energiminister Terje Søviknes. De støtter alle Parisavtalen, og ser den samme utfordringen som klimaforskerne: Hvordan skal verden komme inn på en «farbar vei»?

«Å ta en idealistisk posisjon, og at Norge skal gå foran, vil ikke hjelpe klimaet noen ting»Terje Søvknes, Olje og energiminister (Frp)

I 60 knops hastighet forbi Pollen i Arendal, på en norskprodusert patruljebåt med tre motorer på 400 hestekrefter, er det enkelt å forstå at Terje Søviknes synes han har en spennende jobb.

Kvelden før hadde han vært på hagefest hos Norsk olje & gass, en tilstelning der Søviknes er en høyst velkommen gjest. Nå var han på vei til besøk hos bedriften Norsafe på Tromøya, som har 200 ansatte i Norge og blant annet produserer livbåt-systemer til oljeplattformer.

Etter en omvisning i hallen der båtene blir satt sammen, fyrte Søviknes opp en røyk i solskinnet, og satte seg ned ved et bord for å snakke med Dagbladet om klima, olje og Norge.

Å angripe Norges produksjon av olje og gass, mener Søviknes, er å starte i feil ende. «Klimautfordringen», sier han, «er en global utfordring som må løses globalt», og Parisavtalen er tydelig på at ansvaret for å kutte utslipp ligger hos dem som står for utslippene, altså hver enkelt nasjon.

- Det er etterspørselssida og nye teknologier som må bidra til at vi får ned utslippene. Det hjelper fryktelig lite om vi struper vår produksjon, dersom den blir erstattet av andre, sier han.

I tillegg, mener Søviknes, glemmer klima- og miljøbevegelsen en viktig ting: Produksjonen fra eksisterende felt går ned, og for å «møte dagens og framtidas behov», er vi nødt til å finne og åpne nye oljefelt.

- Selv med fallende etterspørsel, vil det være behov for store nyinvesteringer globalt i olje og gass, for å dekke opp fallende produksjon, sier Søviknes.

- Og med vår kompetanse og teknologi, hvorfor skal vi melde oss ut av konkurransen om å levere de billigste ressursene, med lavest mulig utslipp fra utvinningen?

Uansett hvem du snakker med i oljemakta, om det er bransjen, interesseorganisasjoner eller departementet, får du en versjon av den samme argumentasjonsrekka:

•           Verdens voksende befolkning trenger mer energi, og olje og gass vil være en del av energiforsyningen i mange, mange tiår fram i tid.

•           Norsk gass erstatter mer forurensende kullkraft i Europa, og er dermed viktig for at EU skal nå sine klimamål.

•           Norge står for to prosent av den globale produksjonen av olje og gass, og har lavere utslipp av CO2 enn de fleste andre. Dersom vi henter opp mindre, vil det erstattes av produsenter som utvinner med høyere utslipp.

•           Så lenge det er etterspørsel etter olje- og gass, er det dermed bedre for klimaet at det produseres i Norge og ikke et annet sted. Dessuten er olje- og gassinntekter avgjørende for velferdsnivået i Norge.

At Norge skal «gå foran og ta en idealistisk posisjon», sier Terje Søviknes, «vil ikke hjelpe klimaet noen ting».

Det er ikke en ubestridt sannhet at den eneste veien til lavere forbruk av olje går gjennom lavere etterspørsel. Blant annet har ledende økonomer ved SSB og flere universiteter, hevdet at norske oljekutt kan være et kostnadseffektivt klimatiltak. (Schjøtt-Pedersen avfeide det overfor Dagbladet som «i beste fall en usikker og teoretisk betraktning»).

Det en «meningsløs påstand» sier Schjøtt-Pedersen, «å si at vi skal redusere produksjon av olje i Norge for å redusere verdens forbruk».

- Det tyter bare ut et annet sted.

Akkurat hvor mye bedre gass er enn kull, er også jevnlig diskutert i Norge. Skeptikerne trekker fram at gasslekkasjer kan nulle ut klimafordelen, fordi gassen (metan) er en langt mer potent klimagass enn CO2. Bransjen selv viser til at det er svært lave lekkasjer fra norsk gassproduksjon.

Ifølge den siste rapporten fra FNs klimapanel (side 527), har strømproduksjon fra et «gjennomsnittlig» kullkraftverk dobbelt så høye utslipp av klimagasser som et moderne gasskraftverk, når metanutslipp er tatt hensyn til.

Det finnes likevel to ord som setter den klassiske argumentasjonen for mer norsk olje og gass på prøve: «Parisavtalen» og «karbonbudsjett».

Med Parisavtalen i 2015 ble alle verdens land enige om å begrense den globale oppvarmingen til «godt under» to grader, og helst 1,5 grader, sammenliknet med gjennomsnittstemperaturen på jorda før den industrielle revolusjon.

Togradersmålet har gitt verden et tak - et budsjett - på hvor mye klimagasser vi kan slippe ut. Alt som går over det, er per definisjon uakseptabelt. Problemet er at det er dit vi er på vei.

«Vi kan ikke fortsette som før. Ingen kan det.»Bjørn Otto Sverdrup, direktør for bærekraft i Equinor

Både OPEC og Det internasjonale energibyrået (IEA), spår et forbruk av fossil energi, særlig kull og olje, som er langt høyere enn hva det er rom for i togradersmålet. Forpliktelsene verdens land foreløpig har meldt inn etter Parisavtalen, vil ifølge FNs miljøprogram (UNEP) mest sannsynlig ta oss til 3 grader i 2100.

I en eventuell framtid der 275 millioner mennesker må flytte på grunn av havstigning, vil det være vanskelig å forsvare seg med «Det er ikke vår skyld at folk brukte så mye olje. Vi bare leverte».

Hva gjør vi, hvis vi ser at verden vil ha mer fossil energi enn klimaet tåler?

Skal vi likevel fortsette å produsere?

Ved siden av en benk, i havna i Arendal sentrum, sto en bråkete installasjon. Den simulerte ulike vindstyrker. Samtidig kunne du lese om Equinors prosjekt for flytende vindmølleparker til havs - Hywind.

Vindsimulatoren gjorde det vanskelig å høre hva Equinors bærekraftssjef Bjørn Otto Sverdrup sa, men da vi flyttet oss videre bortover brygga var han klar i talen:

- Vi vet jo at dagens energisystem ikke er bærekraftig, sa Sverdrup.

- Vi sier helt tydelig at vi kan ikke fortsette som før. Ingen kan det.

Det første som må skje globalt, mener Sverdrup, er å få bort kull. Punkt to, sier han, er at vi «snarest mulig må komme dit der verdens oljebehov når en topp og begynner å synke».

- Men det er ikke bare vilje som bestemmer om vi klarer å det. Det er hva som er teknologisk mulig, hvor mange mennesker vi er på kloden, og hvordan vi bruker energi, sier Sverdrup.

- Vi har lyst til å være med på den store transformasjonen verden må gjennom.

For Equinor, forklarer han, innebærer det en helt ny selskapsstrategi. De kaller seg et «bredt energiselskap», har ikke lenger «oil» i navnet, og har ambisiøse planer for utslippskutt fra egen virksomhet. Fram mot 2030 har Equinor som ambisjon at 15 til 20 prosent av investeringene, opp mot 100 milliarder kroner, skal gå til fornybar energi.

Flere miljøorganisasjoner mener likevel det er en altfor svak ambisjon. Greenpeace kaller navnebyttet for «grønnvasking».

Selv om Equinor, Søviknes og Schjøtt-Pedersen ofte har identiske svar på hvordan framtida ser ut for norsk petroleumsvirksomhet, finnes det forskjeller.

Der Bjørn Otto Sverdrup sier at verdens oljebehov må begynne å gå ned «snarest mulig», snakker Søviknes om at det «vil på et eller annet tidspunkt begynne å falle, men det ligger et godt stykke fram».

- Mange kobler det til at transport blir mer og mer elektrifisert, men det er så mange andre områder du vil trenge olje til, at selv med en fallende etterspørselskurve et godt stykke ut på 2030-tallet, vil det bli etterspurt olje og gass i lang, lang tid, sier Søviknes.

Både fra IEA og OPEC støtter Søviknes i at det ikke går mot noen snarlig nedgang i oljeforbruket. Ifølge Glen Peters ved Cicero senter for klimaforskning, viser et «gjennomsnittlig» scenario som setter oss på kurs mot togradersmålet, at oljeforbruket må nå en topp og begynne å falle en gang iløpet av 2020-2030-åra.

I IEAs eget scenario må det skje allerede fra begynnelsen av 2020-tallet.

Schjøtt-Pedersens utgangspunkt er dette: De eneste scenarioene han godtar som et grunnlag for en debatt om olje, energi og klima, er scenarioer der verden er på en kurs som gjør togradersmålet mulig å nå.

- Det er en forutsetning at vi skal gjøre det, sier han.

Men Schjøtt-Pedersen har en forutsetning til: Verdens voksende befolkning skal ha tilfredsstillende tilgang til energi. Med de to forutsetningene har han satt en klar begrensning i hvilke framtidsmodeller han aksepterer.

Det internasjonale energibyråets (IEA) hovedscenario for 2040, sett på som «bibelen» av bransje og beslutningstakere, er ikke blant dem. Det når ikke togradersmålet.

En framtidsplan som derimot oppfyller Schjøtt-Pedersens forutsetninger, er Equinors scenario «Renewal». Equinors sjeføkonom omtalte scenarioet som «lite sannsynlig» i DN.

Et annet er IEAs bærekraftsscenario. Det går fram til 2040 og innebærer - i tillegg til rask utfasing av kull og voldsom vekst i fornybar energi - at verdens forbruk av olje må begynne å falle i løpet av et par år. Bruken av gass kan ifølge dette scenarioet fortsette å vokse en stund til, før det flater ut mot 2040. (Det er blitt hevdet at heller ikke dette scenarioet er innenfor togradersmålet, og at IEA motarbeider overgangen til fornybar energi, noe IEA avviser).

- Følgen av det jeg sier er at det kommer til å være et betydelig mindre forbruk av olje enn i dag. En god del olje, men også gass, må ligge igjen. Også i Norge, sier Schjøtt-Pedersen.

- Men det jeg bestrider, er dem som sier at Parisavtalen forutsetter at vi skal klare oss uten og olje og gass. Det er ikke riktig. Ikke et eneste land som har signert avtalen har sagt at de skal slutte å bruke olje og gass. Men ja, vi er nødt til å bruke mindre.

Oppsummert, forklarer Schjøtt-Pedersen, er hans tilnærming denne:

- Ja, selvfølgelig skal vi nå målene fra Paris, men vi skal også nå målet om energi til alle. Det er ikke mulig uten at en vesentlig del av verdens energi kommer fra olje og gass i 2050. Norge har ressursene, vi er konkurransedyktig på pris, og er blant dem som kan levere med lavest utslipp. Det gjør at det er plass til vår lille andel av verdens behov for olje og gass, også i en verden som når klimamålene.

Schjøtt-Pedersen er klar over at scenarioene han legger til grunn er optimistiske. Det blir «veldig krevende», sier han.

- Men som ansvarlig verdensborger må du ha som utgangspunkt at vi skal få det til.

Hvis ikke etterspørselen etter fossil energi går ned raskt nok, forventer Schjøtt-Pedersen at verdens politikere tar grep, og innfører tiltak som tvinger oss over til lavere utslipp.

Det «desidert mest treffsikre», mener han, er å gjøre det dyrere å slippe ut CO2.

- Det vil gi en betydelig dreining mot det som slipper ut minst, men også gjøre karbonfangst og omdanning av naturgass til hydrogen mer lønnsomt, sier han.

Å innføre et system for karbonprising som faktisk fører til at verdens utslipp går ned, har foreløpig vist seg umulig å få til. Schjøtt-Pedersen har likevel tro på at det går an.

- Jeg har vært politiker selv, jeg vet at politikk virker. Det er mulig å gjøre det, sier han.

Klimaendringer og behovet for å kutte kraftig i bruken av fossil energi har vært på agendaen i 30 år. Siden da har det samlede forbruket av kull, olje og gass bare gått en vei.

Mens vi har nytt godt av velferd og velstand, og oljeselskapene har tjent enorme summer, er klimautfordringen blitt vanskeligere å løse, dag for dag. Høsten 2018 er vi på et punkt der det bare er optimistiske og krevende framtidsbilder, som gir en brukbar mulighet til å holde den globale oppvarmingen under to grader.

Nå ber Schjøtt-Pedersen, men også Equinor og alle de andre store oljeselskapene i verden, om å bli trodd på at de jobber så hardt de kan for å bidra.

Exxon, som er beskyldt for å forsøke å så tvil om menneskeskapte klimaendringer lenge etter at selskapets egne forskere og sjefer forsto det var reelt, skriver på sine hjemmesider at klimaendringene krever handling, og at Exxon vil være med og dekke verdens energibehov, og redusere utslippene. Det samme skriver BP, ENI, Repsol, Total, Chevron og Shell.

De erkjenner at klimaendringer er en stor utfordring, og alle sier de vil bidra til løsninger. De skal kutte utslipp, jobbe med energieffektivisering, gass skal erstatte kull, ny teknologi skal fange CO2 i stor skala, og fornybar energi skal vokse.

På spørsmål om oljebransjen har et troverdighetsproblem i klimadebatten, svarer Schjøtt-Pedersen helt enkelt «Ja, det tror jeg, fordi mange forholder seg til det oljeselskapene en gang har ment».

- Det har tatt tid i deler av energibransjen, men det har vært en veldig endring, der man nå har tatt tydelig innover seg alvoret i at fossile drivstoff er den viktigste årsaken til menneskeskapte klimaendringer, sier han.

Schjøtt-Pedersen har som sagt to forutsetninger for å diskutere klima og energi: Vi skal nå togradersmålet, og verdens befolkning skal ha tilgang på energi.

For veien videre, i diskusjoner med klima- og miljøbevegelsen, har han en forutsetning til:

- Det er at man forstår at oljeselskapene er opptatt av å kunne bidra, og ikke bare ser på dem som en motstander. Vi kan ikke ha et gjensidig fiendebilde, sier han.

- Det er ikke mulig å nå målene uten at oljeselskapene er med.

Вернуться к списку публикаций

 

  • Путин подписал закон о пенсионной реформе. Чем это грозит Президенту

    Всего проголосовало: 516

    Смотреть все опросы
Еще Баренцев Регион

Гость редакции

Прошедшие выборы: власть, делает вид, что ничего не было, народ — думает о новых шалостях