Сиэтл°
69.63
Евро
56.52
Доллар
ПОЛИТИКА Комментировать

Андрей Колядин: «Самая идеальная власть, когда гражданин страны настолько доволен своей жизнью, что не знает имени президента»

Бывший сотрудник администрации президента, занимающийся вопросами региональной политики, Андрей Колядин в интервью нашему порталу назвал основные тренды региональной политики и сказал, почему в регионы нужно вернуть прямые выборы губернаторов.

Андрей Михайлович, какие бы сейчас основные тренды региональной политики Вы бы обозначили?

– Назрела ситуация, когда необходимо больше доверять территориям и давать больше полномочий вместе с финансовыми ресурсами. Иначе просто централизация экономики привела к тому, что изрядная часть крупных предприятий сейчас не зарегистрированы на территориях региона, и они просто вынуждены занимать деньги из федерального бюджета, потому что другого способа исполнения своих обязательств перед населением просто нет.

А есть конкретные примеры?

– На данный момент я нахожусь в Самаре в связи с выборами президента, отвечаю за Самарскую область, я с удивлением узнал, что «АвтоВАЗ», который всегда был одним из системообразующих бюджетных предприятий на территории Самарской области, сейчас зарегистрирован уже в Санкт-Петербурге. Крупнейшие предприятия зарегистрированы кто в Москве, кто в каких-то других местах. С чего получать доходы регионам? Вот и получается, что сейчас два региона, один из которых Хакасия, могут добиться введения внешнего управления, потому что долг достиг такого результата, что они не в состоянии его обслуживать. Если не будет меняться сейчас сама идеология работы с регионами, то они не будут развиваться. Сейчас  регионы ничего не могут самостоятельно. Предприятия на их территории не работают во благо самих регионов, они перегоняют все деньги в Москву и Санкт-Петербург. Заинтересованности в том, чтобы открылись новые предприятия, в регионах нет, как и нет интереса в росте числа рабочих мест, улучшении производительности труда. Зачем? Это все равно все уйдет в Центр. Зачем открывать новые заводы на территории, если они все равно зарегистрируются где-то и территория с этого ничего не получит?

И что Вы предполагаете предпринять? Как можно изменить ситуацию?

– Я думаю, что нужно менять отношение к регионам, предоставлять им большую возможность и большую финансово-хозяйственную самостоятельность. А вместе с ней изменится и политика субъектов РФ. Появление свободных денег приведет к тому, что люди будут по-другому относиться к власти. Ну а Москва будет просто немного реже перекладывать плитку. Не два раза в год, а раз в пять лет. И это будет прекрасно.                    

С 1 января в силу вступило постановление правительства, согласно которому установлен порядок подписания соглашений между Минфином и регионами, получающими дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов в 2018 году. С новым порядком предоставления дотаций у губернаторов появится теперь больше обязанностей по предоставлению своевременной отчетности. Можно ли считать это дополнительным механизмом контроля территориальных глав и насколько это сейчас в данный момент требует ситуация?

– Никогда такого не было, чтобы появление дополнительных отчетов было формой стимулирования экономики. Наоборот, чем больше бумаг, тем сложнее развивается все вокруг. Все вот эти отчеты и справки не способствуют развитию экономики региона. Способствуют развитию региона большие свободы, экономическая самостоятельность, возможность принятия тех или иных решений, возможность распоряжаться землей на собственных территориях, недрами на своей территории. И когда появляется такая возможность, регламентируемая законами, вот тогда происходит некое изменение в жизни регионов, а не тогда, когда нужно написать новую справочку в ответ на справочку, которую писали в прошлом году.

Более того, еще напомню Вам, что в ноябре президент Владимир Путин утвердил перечень оценки эффективности деятельности губернаторов. Там список из 25 пунктов, среди которых безработица, объем инвестиций, продолжительность жизни населения и т.д. Вот Вы считаете, чем обусловлен был такой президентский указ? И к каким последствиям для регионов, региональных бюджетов и политической выживаемости губернаторов это ведет?

– Критерии эффективности губернатора, которые от 9 пунктов достигали 300, потом опять падали до 12 и опять поднимались к трем сотням – 262. И вот сейчас 25 пунктов – это все-таки ближе к золотой середине. Но я думаю, ничего не изменится. Все-таки если бы на основании этих критериев принимались бы решения об отставках губернаторов. Понимаете, человеческий ум находит себе применение. Либо он находит применение, и люди вкладывают всю свою изворотливость в то, чтобы улучшить экономическое благосостояние отдельной территории, привлечь дополнительные инвестиции, изменить к лучшему край, в котором они живут. Либо они весь этот ум направляют на то, чтобы отчитаться по очередным спискам кипиай (ключевые показатели эффективности – прим. ред.) и привести свои показатели в соответствие. И уж поверьте мне, что каждый из губернаторов находит способ отчитаться по всем, даже тремстам критериям, которые к нему приходят. Ни один из них не скажет, что он бездарь, негодяй и сволочь, и его уже давно надо гнать взашей с насиженного места.

Разве совсем не нужны критерии?

– Критерии бесспорно нужны, но нужно, чтобы этим занимались в правительстве, администрации президента. Надо, чтобы именно там оценивали возможности губернатора, а не на самих губернаторов вешали этот тяжкий труд.        

Существует множество рейтингов губернаторов, медиарейтинг, народный, кремлевский… На ваш взгляд, насколько объективны данные рейтинги и отображают ли они результаты реальной деятельности губернатора в регионе?

– Я считаю, что к этим рейтингам нужно относиться как к неким критериям, которые не являются главными в нашей жизни. Это как конкурсы красоты. Это лишь значит, что есть некие правила, которые описывают деятельность губернатора, каждый, причем, по своим критериям и взглядам на жизнь, и неплохо было бы, если бы эти правильные правила были реализованы в практике. Но это не значит, что губернатор, который у Виноградова вошел там в последний рейтинг, а у Димы Орлова вошел в первые строчки рейтинга, одновременно у Ильи Геращенкова в «кремлевском» рейтинге вошел в середину, должен разорваться на три части и перестать жить как единая личность. Это нужно, чтобы просто люди поняли свои сильные и слабые стороны. Чтобы сделали выводы и продолжили работать дальше. Но они особого влияния ни на жизнь губернаторов, ни на принятие решений федеральными структурами по поводу существования дальнейшего губернаторов не имеют.

Как Вы считаете, в чем проявляется эффективность губернатора в конкретном регионе?

– Я все-таки считаю, что есть несколько ключевых показателей в регионе, которые, наверное, нужно включать в оценку. Во-первых, это удовлетворенность населения жизнью в данном регионе. Хочет ли человек жить в данном субъекте РФ, или он хочет его покинуть? Это один из основных критериев губернатора – способен ли он выстроить систему так, чтобы люди чувствовали себя удовлетворенными и счастливыми. Самое интересное, это не всегда связано с их уровнем жизни. Я знаю регионы, где средняя заработная плата превосходит московскую, а люди с большим удовольствие покинули бы этот регион, чтобы жить в каких-нибудь менее экономически успешных областях нашей страны. Я знаю регионы, в которых, может быть, жизнь не столь сладка с точки зрения получения финансовых ресурсов, но люди прекрасно в них существуют и не хотят никуда уезжать.

А какие еще критерии можете назвать?

– Второй критерий – это инвестиционная привлекательность данного региона. Сколько и какие ресурсы приходят на данную территорию? Готовы ли промышленники и инвесторы строить на данной территории новые заводы, открывать новые производства, причем как зарубежные, так и российские? Насколько там высок уровень уважения к труду? Помогают ли в реализации проектов органы власти? Этот критерий тоже важен, потому что от него зависит, будет ли развиваться данный регион или будет отставать. Ну и, конечно, тоже не менее важный критерий – это безопасность жизни в данном регионе, потому что если вы вспомните пирамиду Маслоу, то безопасность проживания в жизни каждого человека является основой основ. В свое время Чингисхан, говоря о будущем своей страны, говорил, что самый лучший образ будущего его страны, когда прекрасная обнаженная женщина с подносом, усыпанным золотом и бриллиантами, может пройти из одного конца страны в другой и остаться целой. И этот образ показывает, что безопасность является одним из наиболее основополагающих принципов регионов. Но такие принципы можно перечислять и дальше, но я думаю, что сказанного может быть достаточно.                        

Каким должен быть губернатор, на Ваш взгляд, чтобы он одновременно устраивал и федеральный центр и население своего региона? Возможно ли это?

– Вы знаете, для того, чтобы это произошло, федеральный центр должен несколько изменить свое отношение к этому процессу, потому что люди, которые устраивают федеральный центр и люди, которые устраивают регион, чаще всего это совершенно разные образы и совершенно разные персонажи. Я считаю, что нужно вводить прямые выборы без всяких муниципальных фильтров и прочего, что мешает харизматичным фигурам становиться губернаторами, отсеивая их еще на старте предвыборной кампании. Дело в том, что не нужно недооценивать наш народ и говорить о том, что он не в состоянии определить, кто из кандидатов станет хорошим губернатором, а кто плохим. Политическую культуру и демократию, если говорить о выборах, ее нужно тренировать. Человек, который пошел и проголосовал за клоуна, а потом с этим клоуном пожил четыре года, в следующий раз никогда за клоуна голосовать не будет. Он может допустить ошибку, и проголосовать за выскочку, карьериста, человека, который пытается себя показать опытным губернатором, а по сути своей им не является.

Какие положительные примеры губернаторов приходят в голову, и какая сила помогала им становиться губернаторами?

– Знаете, все-таки политическая культура растет очень быстро, и я напомню, что за 90-е гг. там и актеры могли избираться в качестве губернаторов, даже комики, прожектёры, но вместе с ними начала появляться когорта губернаторов, которых можно назвать региональными менеджерами от Бога. Это были метры, люди, которые действительно могли и политически держать свои регионы, и экономически создавать очень серьезные блага. Среди них тот же самый (Юрий) Лужков (бывший мэр Москвы, возглавляющий столицу на протяжении 18 лет – прим. ред.), (Мантимер) Шаймиев (первый президент Татарстана – прим. ред.), (Юрий) Нееолов (экс-губернатор Ямала – прим. ред.), (Александр) Филипенко (бывший губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – прим. ред.), Константин Титов (экс-губернатор Самарской области – прим. ред.), (Георгий) Боос (экс-губернатор Калининградской области – прим. ред.), (Владимир) Чуб (экс-губернатор Ростовской области – прим. ред.). Но происходила некая селекция, когда вдруг, благодаря выборам, люди находили тех, кто смог максимально удовлетворять их потребности с точки зрения властного управления. И я думаю, это нужно возвращать. Люди, которые с некоторым пренебрежением смотрели на Центр, потому что они сами понимали, что делать и не зависели от Центра. Но, тем не менее, это привело бы к самой идеальной власти, когда гражданин страны настолько доволен своей жизнью, что даже не знает, как зовут его президента. Это показатель того, что они живут настолько хорошо, что у них просто нет нужды знать, кто управляет их страной. И они просто не хотят ни в чем разбираться, потому что система власти работает безупречно.                   

Беседовала Ксения Ширяева

Еще по теме:

 

Еще ПОЛИТИКА
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.