РЕГИОНЫ РФ
СТРАНА И МИР
ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИКА
РЕГИОНЫ РФ
СПОРТ
ЭКОНОМИКА
СТРАНА И МИР
ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО
Ашберн+16.56°
67.74
Евро
57.48
Доллар
СТРАНА И МИР Комментировать

Битва за Ледовитый океан

Мы продолжаем публиковать материалы из свежего номера журнала «Регионы России». Сегодня – открытие новой рубрики и начало цикла публикаций о новом освоении Арктики.

В Госдуме активно обсуждается вопрос создания новой госкорпорации «Арктика». Партия «Родина» готовит концепцию освоения арктических территорий и разрабатывает пакет законопроектов. По словам лидера партии Алексея Журавлева, все предложения будут обсуждаться в рамках осеннего Арктического форума в Архангельске, а затем представлены в Государственную думу. Развитие северных регионов депутаты хотят возвести в разряд национальной идеи. И именно госкорпорация, по их мнению, должна стать той структурой, которая объединит  северные регионы и будет реализовывать единую государственную политику,  нацеленную на их развитие.

Депутаты считают, что недавно принятой госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации в 2018–2025 годах» недостаточно. Что для достижения успеха России в Арктике требуется создание за Полярным кругом не только особых экономических, но и административных условий. Что нужны особые программные документы и механизмы, позволяющие реализовать концепцию развития Арктики не только с точки зрения интересов бизнеса, а с расчетом на долговременную перспективу, в интересах всей страны. Именно через госкорпорацию, по мнению депутатов, смогут решаться и вопросы гражданского, административного характера.

Директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов также считает, что освоение Арктики – это отдельная государственная задача, а корпорация, в отличие от министерства, более свободна в принятии решений в своей деятельности, «для нее можно установить целевые показатели, она может привлекать внебюджетные средства, может выступать институтом развития, аккумулировать и вкладывать средства в развитие этой территории. Это наиболее эффективный формат».

Журнал «Регионы России» открывает новую рубрику – «Арктика» – для постоянного освещения и обсуждения этой темы устами экспертов, представителей власти и бизнеса. Приглашаем к диалогу на наших страницах всех заинтересованных лиц, кому небезразлично будущее этого региона, имеющего огромное значение для страны, а значит, и каждого из нас.  

До 2025 года бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» в 2018–2025 годах составят более 190 млрд рублей.

Госпрограмма реализуется в три этапа. В ее рамках сформирована система из трех подпрограмм: «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации», «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике», «Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов арктической зоны хозяйствования».

В рамках подпрограмм запланировано 22 мероприятия. На реализацию всей  государственной программы, включая мероприятия по линии Минобороны России, будут выделены бюджетные ассигнования федерального бюджета:

  • I этап: 2015–2017 годы – без финансирования;
  • II этап: 2018–2020 годы – более 46 млрд рублей;
  • III этап: 2021–2025 годы – более 144 млрд рублей.

Также ведется работа по привлечению частного капитала.

Проект Госпрограммы был подготовлен во исполнение поручений Президента России, Правительства РФ и решений Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Курирует программу заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин.

Он отметил, что все параметры Госпрограммы согласованы со всеми заинтересованными ведомствами и организациями. Госпрограмма не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

В повседневной суете, в потоке надуманных «сенсаций» как-то незамеченной осталась славная дата – десятилетие экспедиции «Арктика-2007» (апрель-октябрь 2007 г.). А ведь именно в ходе этой экспедиции глубоководный обитаемый аппарат «Мир-1», пилотируемый доктором технических наук Анатолием Сагалевичем, 2 августа 2007 года впервые в мире опустился на дно Северного Ледовитого океана в географической точке Северного полюса на глубину 4261 метр. Экипаж подводного аппарата, в который входил и знаменитый исследователь Арктики и Антарктиды Артур Чилингаров, с помощью механического манипулятора установил на дне Северного полюса титановый флаг нашей страны. Это событие ознаменовало, именно ознаменовало, возвращение России в Арктику, что, без всякого сомнения, имеет огромное геополитическое, экономическое и военное значение для нашей страны и всего мира как сегодня, так и на многие годы вперед.

Возвращение

Биографы президента Владимира Путина в перечне достижений страны под его руководством несомненно поставят на одно из первых мест возвращение России в Арктику, - наряду с тем, что «Россия поднялась с колен», Крым «возвратился в родную гавань», началось освоение территорий Дальнего Востока и прочим. Да, Арктика, как и другие глобальные проекты, не принесла сиюминутной выгоды, пока существенно не повлияла на рост благосостояния населения, не обогатила и не разнообразила стол десятков миллионов пенсионеров. Наоборот, потребовались новые колоссальные траты бюджета, материальных ресурсов, переориентация сил и средств. Но значение явления в этом случае надо мерить иными категориями. Во-первых, с возвращением в Арктику Россия укрепила статус мировой державы, с которой невозможно не считаться в решении геополитических проблем. Во-вторых, открыла возможности обеспечения энергоресурсами своего экономического развития на десятки, если не сотни лет вперед. В-третьих, дала мощный толчок развитию науки, новых технологий, многих отраслей промышленности. В-четвертых - появились предпосылки для создания миллионов новых высококвалифицированных рабочих мест. И все это сегодня уже находится в стадии реализации, первые конкретные результаты очевидны, их, как говорится, можно не только увидеть, но и пощупать руками.

Арктика — важнейший регион, который будет обеспечивать будущее нашей России. Можно с уверенностью сказать, что мощь и возможности России будут прирастать Арктикой, арктическим регионом.

Владимир Путин, президент Российской Федерации

Собственно, Арктика всегда была и остается в зоне интересов России – чтобы убедиться в этом, надо лишь вспомнить нашу историю. Первые упоминания о регионе появились в российских источниках еще в 10 веке. Особенно активно шло освоение территорий, которые сейчас принято относить к Северному морскому пути. В 16 веке поморы сумели добраться до устья Оби, а затем - до Енисея, Лены. В 16-17 веках русские мореплаватели сумели открыть для себя основную часть береговой линии Арктики, проложив тем самым путь в Тихий Океан. В середине 18 века на побережье Арктики работали исследователи Великой Северной экспедиции во главе с Витусом Берингом. Ученые смогли составить ценнейший картографический и гидрографический материал. В начале 19 века русские мореплаватели продолжали активно исследовать Арктику. В 1878-1879 годах Северный морской путь от начала и до конца прошли исследователи из совместной шведско-русской морской экспедиции на корабле "Вега". В 1899 году был построен легендарный ледокол "Ермак", который позволил наладить связь между различными регионами севера России.

Активно шло освоение Арктики в 20 веке. Несмотря на сложные времена после Октябрьской революции, в 1920-е годы были созданы сразу несколько структур, задачей которых было дальнейшее изучение региона. В 1923-1933 годах в районах, прилегающих к Северному Ледовитому океану, российские, а затем советские исследователи построили 19 метеостанций. Вообще в годы существования Советского Союза в историю Арктики было вписано много героических страниц. Это и эпопея дрейфа и спасения челюскинцев, и строительство первого в мире атомного ледокола «Ленин», открывшего линейку атомоходов этого класса, и поход ледокола «Арктика», в 1977 году первым в мире покорившем Северный полюс. Стоить отметить, что тогда советская арктическая инфраструктура была самой масштабной в этой части земного шара — учитывая активное использование Северного морского пути, подкрепленное крупнейшей в мире ледокольной программой, и в принципе более интенсивное заселение Арктики. Аналитики отмечают, что крупнейшим населенным пунктом Заполярья был (и остается сейчас) Мурманск, население которого превышает население всех остальных арктических городов и поселков вместе взятых, и топ крупнейших городов Арктики вслед за Мурманском, также за редкими исключениями, целиком занят советскими (теперь российскими) названиями.

Распад Советского Союза сказался на созданной арктической инфраструктуре очень сильно — за исключением Новой Земли было свернуто постоянное присутствие практически на всех островах. Значительно сократилось население городов и поселков континентальной части Арктики, многие населенные пункты были заброшены. При этом остался и накопленный за время их активного заселения и эксплуатации мусор, исчисляемый миллионами тонн.

О необходимости возвращения в Арктику в новой России говорили регулярно, но воплощение этих благих пожеланий началось лишь в 21 веке, причем началось оно именно с экспедиции «Арктика-2007» и установки российского флага на дне океана в точке Северного полюса.

На чужой каравай

Десять лет назад установка российского флага на дне океана на Северном полюсе вызвала настоящую бурю в международных отношениях, особенно в странах, которые заявляют свои претензии на Арктику. Крайне негативно отнеслись к установке флага США. Позицию Вашингтона поддержали и другие страны Запада, которые готовы противодействовать претензиям РФ на богатый ресурсами океанический шельф.

Одним из первых свое неудовольствие высказал представитель Госдепартамента США Том Кейси. Он заявил, что никакого юридического смысла действия ученых не имеют и никаких прав им не дают. Даже на тот конкретный участок, где воткнут флаг. Резкость Кейси понятна — ведь США на тот момент даже не ратифицировали конвенцию по морскому праву. Своеобразно отреагировала еще одна заинтересованная сторона — Канада. Министр иностранных дел страны Питер Маккей высказался в том смысле, что сейчас не XV век, и нельзя втыкать флаги на новооткрытых землях и объявлять себя их владельцами. А премьер Стивен Харпер заверил, что правительство предпримет срочные шаги для доказательства канадского суверенитета над Арктикой. Журнал «Economist» сообщал, что Оттава планирует выделить 7 млрд долл. на строительство 8 судов для патрулирования Арктики. Масла в огонь подливала пресса: 6 августа влиятельная «Таймс» поместила информацию о водружении российского флага, которая начиналась с устрашающей фразы: «Новая холодная война уже началась, причем она будет скорее «ледовой». Даже некоторые российские издания поддались этому ажиотажу, поместив статьи под заголовками «Опасная Арктика — неясный правовой статус региона может ущемить интересы России», «Холодная война пришла на Север — Россия и Запад начинают борьбу за Арктику» и т.д.

Внимательно следили за работой российской экспедиции на Северном полюсе Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия и Дания. Эти государства заявляют, что согласно международному праву имеют равные шансы и возможности претендовать на свой кусок Арктики. Не остались в стороне Япония и даже Китай - куда же без него! – который также намерен участвовать в освоении Арктики.

Отношение России ко всей этой геополитической суете наиболее четко, с присущей ему откровенностью и прямотой выразил Герой Советского Союза, Герой России полярник Артур Чилингаров. Выступая на посвященной экспедиции пресс-конференции он заявил: «На недовольных нам наплевать. Арктика всегда была российской и осталась российской». Официальная реакция Кремля на высказывания западных политиков, естественно, была менее эмоциональной, но в целом в духе высказывания заслуженного исследователя Арктики и Антарктиды.

На недовольных нам наплевать. Арктика всегда была российской и осталась российской.

Артур Чилингаров, полярный исследователь, Герой Советского Союза и Герой России

Не счесть сокровищ в подледном мире

На долю России приходится почти треть Арктической зоны. Чем же вызывает недовольство, тревогу и зависть у наших недоброжелателей российская активность в этом регионе? Тому есть по крайне мере три причины. Первая – на шельфе и на дне Ледовитого океана таятся огромные кладовые энергоресурсов и других полезных ископаемых. По оценкам геологов, в арктических недрах содержится около трети всех мировых запасов природного газа и до 13% нефти. Кроме того, на территории шельфа залегают огромные запасы угля, золота, меди, никеля, олова, платины, марганца. При этом в российской части арктических владений находится более 70% нефти и свыше 88% газовых запасов всех отечественных морских акваторий. Общая стоимость разведанных и прогнозных ресурсов энергетического и минерального сырья превышает 15 трлн долл. США. К тому же большая часть арктических месторождений находится на континентальном шельфе на глубине менее 500 метров и на плоскодонье. Следовательно, с технической точки зрения процесс поиска и добычи углеводородов не будет сопряжен с такими сложностями, как, к примеру, в Мексиканском заливе.

Во-вторых, Россия владеет большей частью Северного морского пути (СМП), который является кратчайшим для потока товаров из Европы в Азию и наоборот. Маршрут длиной 6500 км, проходящий через Северный Ледовитый океан вдоль российского побережья, вдвое короче, чем традиционный морской путь между Европой и Азией через Суэцкий канал. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по арктической артерии, к примеру, составляет 14 280 км, через Суэцкий канал 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км. Глобальное потепление делает СМП все более привлекательным: по прогнозам, после 2050 г. он станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледового усиления. Согласно прогнозу грузооборот по этому направлению уже к 2021 году возрастет практически в десять раз: с полутора миллионов тонн до пятнадцати миллионов тонн в год. Немаловажным является тот факт, что северный трафик соединяет не только европейские и азиатские порты, но и устья всех судоходных сибирских рек в единую общероссийскую транспортную систему, являясь главной коммуникацией для обеспечения приарктических районов.

В 2016 г. была разработана модель создания на базе СМП регулярной арктической контейнерной линии. Ниша, в которой перевозки по СМП выгоднее, чем по южному маршруту, - это транзит контейнерных грузов между портами Северо-Восточной Азии /Китай, Япония, Республика Корея/ и Северной Европой.

Наконец, третье – геополитическое и военное значение Арктики. Охлаждение отношений между Москвой и Западом, НАТО, начавшееся задолго до украинских событий, требовало принятия соответствующих мер вне зависимости от экономической значимости региона. Конечно, пока рано говорить о возвращении противостояния к масштабам холодной войны, но особенности Арктики заключаются в том, что даже весьма малые силы могут сыграть стратегическую роль, первыми заняв ту или иную важную точку.

Что сделано и что делается

По данным Минэнерго, в прошлом году Россия добыла на арктическом шельфе больше 22,3 миллионов тонн нефти и больше 32,9 миллиардов кубов газа, что практически на 17% больше, чем в 2015 году по нефти, и практически на 4% больше, чем в 2015 году по газу. В нынешнем году добыча нефти составит порядка 26 миллионов тонн, газа – порядка 34 миллиардов кубических метров. Начавшаяся эксплуатация платформы «Приразломная» в восточной части Баренцева моря и строительство порта Сабетта, созданного в рамках крупного газового проекта «Ямал-СПГ», стали первыми ласточками новой волны экономического освоения русского Севера.

Одним из первых успешных примеров освоения нефтеносного арктического шельфа стал проект государственной компании «Роснефть», разрабатывающей новое месторождение сверхлегкой нефти, запасы которого сопоставимы со всей ресурсной базой Саудовской Аравии. Сейчас это месторождение носит символичное имя «Победа». Несмотря на достаточно высокую себестоимость добычи (по оценкам экспертов, цена за баррель выше, чем в других регионах страны), руководство компании не боится работать на долгосрочную перспективу. По мнению аналитиков корпорации, через полтора десятилетия с истощением традиционных углеводородных источников не будет альтернативы арктической нефти для насыщения мирового рынка. И в этом залог будущей энергобезопасности страны.

Широкомасштабные проекты реализуют в Арктической зоне «Газпром» и независимая компания «НОВАТЭК» - с привлечением иностранного капитала. Проект «Ямал СПГ» на базе Южно-Тамбейского месторождения предполагает строительство трех линий по

сжижению газа, по 5,5 млн тонн СПГ в год каждая. Запуск первой очереди планируется уже в текущем году. В рамках «Ямал СПГ» также реализуется проект многофункционального порта Сабетта, куда 29 марта прибыл первый в мире танкер-газовоз ледового класса Arc7 Christophe de Margerie, заправленный тестовым объемом сжиженного природного газа. По заказу России Южная Корея построит 15 таких танкеров.

Обустройство Северного морского пути – один из приоритетов освоения российской Арктики. В начале сентября правительство РФ сообщило, что выделит дополнительно 35,4 млрд рублей на подпрограмму по развитию Северного морского пути и обеспечению судоходства в Арктике в рамках новой редакции госпрограммы социально-экономического развития Арктической зоны. Цель подпрограммы - создать условия для развития Северного морского пути в качестве национальной транспортной магистрали РФ в Арктике. Она направлена на обеспечение национального суверенитета РФ в плане безопасности внутрироссийских и международных транспортных перевозок в Арктической зоне РФ, расширение диапазона проводимых наблюдений за состоянием окружающей среды в Арктической зоне РФ, стимулирование сбыта в эту зону отечественной конкурентоспособной продукции, точное определение мест затопления всех ядерно- и радиационно- опасных объектов и отходов.

Первый этап подпрограммы будет реализован с 2018 по 2020 год, второй - с 2021 по 2025 год. Подпрограмма предусматривает ввод в эксплуатацию модернизированной автоматизированной ледово-информационной системы "Север", создание радиоэлектронного оборудования для комплексного управления прибрежными зонами в Арктической зоне РФ, для системы комплексной безопасности арктического судоходства и для мониторинга геофизической обстановки с целью минимизировать воздействия экстремальных географических процессов на среду обитания человека.

Как сообщал ранее премьер-министр России Дмитрий Медведев, всего Россия планирует потратить на социально-экономическое развитие Арктики порядка 160 млрд рублей до 2025 года.

Успешно реализуются планы усиления военного присутствия России в регионе. Еще в декабре 2014 года было сформировано объединенное стратегическое командование «Север», созданное на основе сил Северного флота и переданных частей Западного, Центрального и Восточного военных округов. Оно стало отвечать за оборону Заполярья и приполярных районов Европейской части России, а также за военное присутствие на островах Северного Ледовитого океана.

В 2014–2015 годах на континенте и ряде островов начались масштабные работы по восстановлению арктической военной инфраструктуры. Фактически, создав цепь островных баз от Земли Франца-Иосифа до острова Врангеля, Россия получает вынесенную в океан систему раннего обнаружения и обороны, прикрывающую континентальную Арктику. Развертывание в Заполярье новых воинских частей, включая специально подготовленные к действиям в Арктике бригады, возвращение на север значимых сил ПВО и авиации, включая самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и перехватчики МиГ-31, конечно, значительно усиливают военное присутствие в регионе. Наиболее значимая группировка развернута на Новой Земле, где в числе прочего размещена зенитная ракетная система С-400 и обеспечено дежурство перехватчиков, что делает архипелаг центром всей арктической позиции. Одновременно с этим, интенсивными темпами идет восстановление аэродромов на Новосибирских островах и Земле Франца-Иосифа, реконструкция аэродромов Тикси, Нарьян-Мар, Алыкель, Воркута, Анадырь и Рогачево.

СТРАНА И МИР

Состоялась встреча Председателя Совета Федерации с Генеральным секретарем Совета Европы
Депутат Европарламента об экономическом удушении русских СМИ в Латвии
Фонд «Сколково» выиграл право проведения в России ежегодной конференции научных парков Азии в 2018 году
Робот София ответила Дмитрию Медведеву: «Людям совершенно не о чем беспокоиться»
Валентина Матвиенко: 137-я Ассамблея МПС в Санкт-Петербурге стала событием мирового масштаба
Восток – Запад: Как в этом противостоянии деловые круги Германии ищут сотрудничества с Россией
Период кризиса не повлиял на стоматологический туризм в Израиль
Почему иностранные инвесторы не торопятся вкладывать в Россию
Предложение России может продвинуть процесс реформирования МВФ
Янтарная комната может быть спрятана под Дрезденом
Еще СТРАНА И МИР
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.