ОБЩЕСТВО
РЕГИОНЫ РФ
ПОЛИТИКА
РЕГИОНЫ РФ
РЕГИОНЫ РФ
ПОЛИТИКА
ПОЛИТИКА
ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
СТРАНА И МИР
Ашберн+10.28°
68.66
Евро
57.5
Доллар
ЭКОНОМИКА Комментировать

Великая сила предпринимательства

Накануне 15-летия Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» ее президент Александр КАЛИНИН дал эксклюзивное интервью журналу «Регионы России».

Александр Сергеевич, вот уже 15 лет деятельность Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»  связана с повседневной практикой ведения бизнеса предпринимателями. «ОПОРА РОССИИ» участвовала в разработке ряда федеральных законов, среди которых законы о защите конкуренции, о развитии малого и среднего предпринимательства, о закупках и другие. С какими актуальными темами «ОПОРА РОССИИ» подошла к своему 15-летнему юбилею?

«ОПОРА РОССИИ» - это общероссийский общественный институт развития малого и среднего предпринимательства, объединяющий более 450 тысяч предпринимателей, более 100 отраслевых союзов, ассоциаций и гильдий, а также 15 представительств в 8 странах мира. Отделения организации действуют в 85 регионах нашей страны. «ОПОРА РОССИИ» поставила перед собой главную цель – консолидация  предпринимателей для формирования благоприятных условий для реализации экономической инициативы граждан России. И на сегодняшний день это крупнейшее по количеству членов бизнес-объединение в стране.

Другой важной задачей организации стала защита прав и интересов малого и среднего бизнеса на всех уровнях власти. Деятельность общественного объединения обеспечивает также обмен лучшими практиками, взаимную поддержку, развитие предпринимательских проектов, инициатив, компетенций своих членов. На сегодняшний день это не только площадка для диалога между бизнесом, властью и обществом на всех уровнях, но и институт защиты прав и интересов предпринимателей.

«ОПОРА РОССИИ» – это, прежде всего, отделения во всех регионах страны и 350 представительств в виде местных отделений. Мы за последнее время создали стандарт регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» с определенным набором функционала, полезностей. Человек, который приходит в нашу организацию, может быть четко сориентирован, зачем она ему нужна и что она ему может дать. Наконец, «ОПОРА РОССИИ» - это большая социальная сеть людей, которых объединяет любовь к стране, к предпринимательской деятельности. Она объединяет почти полмиллиона предпринимателей, которые создают более 5 млн рабочих мест.

«Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеями», - говорил нам Кант. Если продолжить, то можно предположить, что сами по себе идеи ценны, но всякая идея, в конце концов, только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически.

В январе прошлого годе в своём выступлении на форуме «Малый бизнес - национальная идея?», организованном «ОПОРОЙ РОССИИ», президент нашей страны Владимир Путин подчеркнул: «Малый и средний бизнес должен представлять из себя опору развития экономики страны». Так Президентом, Правительством, Федеральным Собранием развитие малого среднего бизнеса было отнесено к числу приоритетных национальных проектов. Это способствовало тому, что за последние два года многие наши предложения к власти начали реализовываться.

Что было сделано буквально за последние несколько лет? Впервые была принята стратегия развития малого и среднего бизнеса, которой не было раньше. Теперь созданы специализированные институты развития малого и среднего бизнеса, прежде всего, Корпорация МСП. Это тоже наше предложение. В «единое окно» сведена поддержка экспорта. Надзорные каникулы были введены для малого бизнеса. Это так называемое освобождение от плановых проверок до 2018 года. Принята дорожная карта по реформе контрольно-надзорной деятельности. В налоговой сфере были подняты пороги по специальным налоговым режимам более чем в 2 раза, до 150 млн рублей. Сохранен единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Он, кстати, и не поднимался по нашей инициативе три года подряд. Кроме того, создается дополнительная инфраструктура в сфере доступности финансов – региональные микрофинансовые организации, гарантийные фонды, агентства развития территорий. Впервые сформировано понятие института самозанятых.

В сфере защиты прав предпринимателей РФ были увеличены пороги по многим видам экономических преступлений. Часть экономических преступлений была декриминализирована. Кроме того, была переформулирована так называемая статья по мошенничеству в предпринимательской сфере - «преднамеренное неисполнение договорных обязательств», и санкции по ней были существенным образом снижены. Воспрепятствование предпринимательской деятельности теперь передано в подследственность Следственного комитета РФ.

Мы приняли на 3 года Стратегию развития «ОПОРЫ РОССИИ». Мы видим, что наши взаимоотношения с органами власти качественно изменились. Представители «ОПОРЫ РОССИИ» были введены практически на все ключевые площадки, в т.ч. и в Совет Федерации, и в Государственную Думу, и на уровень Президента РФ. По линии Центрального банка 2 года назад по инициативе «ОПОРЫ РОССИИ» была сформирована отдельная рабочая группа по финансовой доступности для малого и среднего предпринимательства. Этого также не было раньше. Активно развернута Программа «6,5%», условием которой стало получение малым бизнесом кредитов под 10,6% годовых. Сейчас пошли серьезные сдвиги во взаимоотношениях бизнеса и власти.

Если малый бизнес должен представлять из себя опору развития экономики страны, то эту опору нужно усилить. Нужна целая компания для популяризации профессии предпринимателя, как того же инженера или военного. Решаются ли вопросы такого характера?

Мы ставим концептуальный вопрос популяризации и продвижения в обществе образа предпринимательских ценностей, так как в России она всегда была неотделима от меценатства, благотворительности, социальной ответственности, так называемого купеческого слова. И вот здесь есть недопонимание. Мы считаем, что это не только задача бизнеса, бизнес-объединений, но и государства. Мы платим налоги, и почему часть этих налогов нельзя использовать для популяризации предпринимательства? Это принесет новые налоги, дополнительную занятость. Об этом говорится лет 10, но непосредственного перехода от слов к делу, к частно-государственным проектам пока не предвидится.

Второй момент. В последнее время наметился рост микропредприятий. За год цифра увеличилась на 200 тысяч. У нас численность субъектов малого и среднего бизнеса равна 6 млн коммерческих организаций, из них порядка 20 тыс. - среднего бизнеса, меньше 200 тыс. - малого и 5млн 800 тыс. - микробизнеса. Таким образом, нам удалось сформировать достаточно комфортную экосистему для микробизнеса. Но как только микробизнес покидает школьный класс, как только он становится малым или средним, то на него сразу сваливается, все то, от чего сегодня был защищен бизнес в школе, т.е. в микроварианте. У малого бизнеса появляются проверки, с иногда безумными штрафами. Резко увеличивается налоговая нагрузка. Ты сразу же становишься интересен недобросовестным представителям правоохранительных органов по отъему бизнеса и созданию проблем. А есть ли тогда смысл расти? Он отсутствует, потому, что нет стимулов и гарантий. Зачем бизнесу работать больше и переходить ту планку, за которой резко возрастают издержки и риски ведения бизнеса? Поэтому очень много предпринимателей предпочитают не выходить за эту планку.

Какие же средства стимулируют развитие бизнеса?

На форуме, посвященном 15-летию нашей организации, будет выделена сессия для общения с Правительством России. Мы пригласили Игоря Ивановича Шувалова, первого заместителя председателя Правительства РФ, профильных министров для того, чтобы вместе с ними обсудить вопросы создания системы акселерации для микробизнеса, для бизнеса вообще, то есть те полезности, которые бизнес получит со стороны государства, если он из микро- превратится в малый, а потом и в средний. Эту проблему видит и Министерство экономического развития. Мы хотим в рамках нашего форума подвигнуть не только Правительство, но и Федеральное собрание на создание такой системы. Это потребует изменения в ряде законодательных и нормативно-правовых актов, к примеру, изменение в закон о малом и среднем бизнесе, в закон о занятости, в стратегию развития МСП. Речь пойдет о создании акселератора, инструментов поддержки. Там могут быть достаточно радикальные предложения, к примеру, специальные налоговые режимы для растущего бизнеса, финансовые продукты. Это могут быть иные преференции. Но сегодня их нет, а есть только демотивация.

Наконец, еще один серьезный вопрос, касающийся особенно Дальнего Востока и юга России, - это теневой бизнес. Затраты на ведение бизнеса реально отличаются при работе по правилам, и работе без правил. И парадоксально то, что Правительство, пытаясь ввести те или иные правила, часто еще более увеличивает эту разницу в доходах между «черным» и легальным бизнесом. Эти правила становятся лишь дополнительной нагрузкой на легально работающий бизнес.

Как выглядит теневое проявление бизнеса?

Есть много лазеек для тех, кто, к примеру, предпочитает не регистрироваться в системе «Платон», а просто платить взятки на дорогах. Или, например, нестационарная торговля. Гораздо проще поставить дешевый ларек, которого нет в схеме, торговать из него и при этом, мягко сказать, договориться с участковым, чем согласовывать действия с законом, получать какие-то лицензии. Работать «вчерную» гораздо легче. Регуляторика была разумной, а с другой стороны недорогой, чтобы дальше не загонять легальный бизнес в заведомо проигрышную ситуацию перед нелегальным бизнесом, а наоборот делать легальный бизнес прибыльным и полезным.

Плюс монополизация. Мы надеемся, что если, как нам обещает Федеральная антимонопольная служба, будет принят президентский указ о конкуренции, то это позволит ей в ряде секторов вести себя более активно, поскольку монополизация на многих рынках в России за последние годы выросла в разы, и те же МУПы часто берут на себя коммерческие функции, чего они не должны делать. При таких условиях не будет развиваться малый бизнес, потребители будут явно переплачивать за услуги монополистов, да и монополисты все правила перепишут под себя.

-В каких регионах идет наиболее активное развитие бизнеса, и какие региональные отделения «ОПОРЫ РОССИИ» наиболее активны и успешны в деятельности по основным направлениям?

- Я бы отметил Тюменскую, Московскую, Владимирскую,Ульяновскую области, республики Татарстан и Башкортостан. Это регионы, где динамично развивается малый и средний бизнес.

Что касается второй части вашего вопроса, то ответ на него можно получить из результатов проводимого каждый год рейтингования наших отделений по двадцати разным параметрам, куда входит количество членов, активность в СМИ, проведенные мероприятия. Мы каждый год собираем всех членов региональных отделений, подводим итоги, общаемся и обмениваемся лучшими наработками. В середине 2017 года мы подвели очередной итог. И у нас есть лучшие среди региональных отделений. Это Челябинское, где председателем является Артем Артемьев, Тюменское с руководителем Эдуардом Омаровым, Приморское, которым управляет Виталий Гуменюк, Башкортостан с председателем Рустемом Гильманшиным, Московское во главе с Владиславом Корочкиным, Ярославское (Сергей Выржиковский) и Владимирское (Екатерина Краскина).

Помогая бизнесу, регион помогает себе. Как складываются в российских субъектах отношения власть и бизнеса?

Нам бы хотелось,чтобы региональные лидеры в постоянном графике встречались с бизнес-объединениями. Я понимаю, что у губернаторов много дел, связанных и с социальной и криминогенной обстановкой, с порядком в бюджетной сфере. Но как улучшить бизнес-климат и где найти точки роста, им скажут люди, которые работают в этой сфере.

У нас часто говорят, что нет пророка в своем отечестве. Некоторые губернаторы считают, что бизнес-объединения его не научат новому. Но тот, кто имеет конструктивный, регулярный обмен мнениями с бизнес-сообществом, очень быстро двигается вперед. Например, в Тюмени наша организация «ОПОРА РОССИИ» значительно интегрирована во многие процессы. Там давно введено рейтингование муниципальных команд. Каждый год бизнес-объединение исследует работу руководства, учитывает, в каком муниципалитете лучше всего выстроены инвестиционные процессы, какой присутствует бизнес-климат. И те муниципальные команды, которые получают высшие оценки, награждаются ценной составляющей в виде дополнительного финансирования из бюджета Тюменской области. А мэру, получившему самую низкую оценку, предлагают поменять место работы.

В свое время в подключение газа в Тюменской области также интегрировали бизнес-объединение при составлении паспортов муниципалитетов с указанием места газификации. В том числе бизнес-объединение было подключено для того, чтобы понимать, кто и куда готов вкладываться, в какую точку Тюменской области.

Приведу пример Владимирской области. Губернатор Светлана Орлова пришла и потребовала, чтобы бизнес-объединения перестали заниматься только обсуждением проблем, а приходили с конкретикой и занимались поддержкой реальных бизнес-проектов. И динамика в регионе – налицо.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов считает своей личной задачей исключить давление на бизнес на территории вверенного ему региона. Он сам разбирает каждый случай обоснованных жалоб на действия контрольно-надзорных и правоохранительных органов. И бизнес чувствует себя достаточно комфортно.

В Астраханской области «ОПОРА РОСССИИ» помогает осуществляться достаточно крупному инвестиционному проекту по производству сжиженного газа с использованием швейцарских технологий. Там был комплексный проект, в осуществлении которого нужно поблагодарить губернатора Астраханской области Александра Жилкина, генерального директора Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства Александра Бравермана, а так же «ОПОРУ» за правильные действия.

Александр Сергеевич, мы поздравляем «ОПОРУ РОССИИ» с 15-летним юбилеем. Если подумать, что у будущего есть несколько имен, то для слабого человека это имя прозвучит как «невозможность», для малодушного как «неизвестность», для уверенного в своих действиях как «желанный результат», но у «ОПОРЫ РОССИИ» для будущего есть свое имя - это «бизнес-успех».

Спасибо.

Из журнала "Регионы России" №136

ЭКОНОМИКА

Трамп призвал Порошенко улучшить бизнес-климат на Украине
Академик Роберт Нигматулин: Первейшая проблема сейчас — стратегия социально-экономического развития страны
XIII Ежегодный форум крупного бизнеса «Кто создает экономику России»
Министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень поддержал конкурс «Регионов России»
Бюджет на 2018 год: курить и пить станет дороже!
Правительство не планирует субсидировать «Почту России»
Сергей Донской рассказал о приоритетах Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года
ЦБ отозвал лицензию у московского банка «Арсенал»
Минэкономразвития России планирует использовать площадку Форума стратегов для поиска новых инструментов реализации стратегических документов
Конференция «Бизнес в условиях усиления ответственности: выживать или развиваться»
Еще ЭКОНОМИКА
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.