ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО
РЕГИОНЫ РФ
ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИКА
ПОЛИТИКА
ПОЛИТИКА
ПОЛИТИКА
ПОЛИТИКА
ПОЛИТИКА
Сиэтл+13.11°
67.41
Евро
57.29
Доллар
ПОЛИТИКА Комментировать

В России рациональному выбору предпочитают харизму

Продолжаем публикацию материалов журнала «Регионы России» по главной теме последнего номера: Какая форма управления нужна России? Заведующий кафедрой политологии и политического управления ИОН РАНХиГС, профессор, доктор политических наук Олег Шабров рассказал, возможна ли в России демократия.

07.03.2017

Продолжаем публикацию материалов журнала «Регионы России» по главной теме последнего номера: Какая форма управления нужна России? Заведующий кафедрой политологии и политического управления ИОН РАНХиГС, профессор, доктор политических наук Олег Шабров рассказал, возможна ли в России демократия.

В России рациональному выбору предпочитают харизму


Олег Шабров, заведующий кафедрой политологии и политического управления ИОН РАНХиГС, профессор, доктор политических наук

– Возможно ли создание в России новой системы управления государством, отличной от традиционных демократий?

 – Если под традиционной демократией понимать совокупность институтов и процедур представительной демократии, сложившуюся на Западе, то в XXI веке она все больше перестаёт быть демократией, то есть властью народа. Причин тому немало.

Во-первых, это концентрация глобальной власти в руках транснациональных корпораций. Избранный президент США Дональд Трамп заявляет о намерении вывести страну из Транстихоокеанского торгового партнёрства (ТТП). Причина – утрата США государственного суверенитета, связанная с членством в ТТП. Выходит, процесс утраты суверенитета дошел уже до самого мощного в мире государства! Что уж говорить об остальных! И чем больше власти забирают ТНК, тем меньше остается ее у народа.

Во-вторых, все больше выхолащивается само понятие народа. Это не только мы, ныне живущие, но и наши предки, и последующие поколения. Без знания собственной истории и уважения к предкам люди становятся неспособными заботиться о тех, кто придет им на смену. Место народа занимает население – совокупность индивидов, голосующих за лучшую жизнь «здесь и сейчас». Из объективных причин можно назвать сокращение технологических циклов, медиатизацию и глобализацию социальных связей, глобальную массовую миграцию и т.п. Субъективные – это целенаправленное разрушение лежащих в основе национальной идентичности систем социальных ценностей (стратегии «мягкой силы») в сочетании с ослаблением одной из главных функций образования как института социализации, дискредитацией истории народов и др.

В-третьих, сам процесс политического представительства как делегирования прав на управление государством все больше превращается в бессодержательный ритуал: избиратель голосует не за реальных кандидатов, а за их симулякры – образы, поставляемые интернетом и СМИ. А свободный мандат освобождает избранного «представителя» от обязанности выполнять обещанное.

Смысл представительной демократии неумолимо изживает себя. Она неуклонно превращается в ритуал, а выборы – в механизм манипулирования массовым сознанием в целях легитимации власти. Всё это делает поставленный вопрос весьма актуальным: действительно, что же вместо? И к чему стремиться нам, в России? Дело не сводится к формированию и отладке существующих демократических институтов и механизмов.

Россия, наряду с Китаем и США, относится к числу немногих стран, противостоящих натиску ТНК. В этом видится одна из главных причин истерики по поводу политики России и избрания президентом Дональда Трампа. Но в перспективе Россия с ее неэффективной, ориентированной на сырье и отягощенной коррупцией экономикой, с ориентированной на Запад экономической элитой вряд ли сможет удержать независимые позиции. Эффективное внутреннее управление государством возможно лишь при обеспечении внешнего государственного суверенитета. Одна из ключевых проблем эффективного государственного управления в России лежит, таким образом, в сфере экономики.

В условиях постиндустриальной экономики, массовой миграции, глобальной информатизации и жесткого информационного противоборства сохранение народа как социальной целостности требует целенаправленной политики по поддержанию национальной идентичности. И прежде всего, в сфере образования и социальной самоорганизации молодежи. Остановить тенденцию атомизации российского общества может только возвращение образованию статуса полноценного института социализации, в том числе политической, целенаправленное развитие молодежной самоорганизации, отказ от дегероизации и дискредитации прошлого, не исключая советского.

Институты и механизмы политического представительства в нынешних условиях отвечают своему предназначению, в основном там, где избиратель имеет возможность личного, или через своих знакомых и близких, общения с кандидатами и действующими политиками. Это – базовый, местный уровень демократии. Именно здесь, на муниципальном уровне должны решаться все насущные проблемы жителей, а органы местной власти должны располагать необходимыми для этого ресурсами. И структуру этой власти должны определять сами жители.

А вот выше систему формирования власти рано или поздно придется менять. По каким-то вопросам возможны референдумы, от местных до общероссийских. Но для решения большинства проблем нужны постоянно действующие органы власти. И если прямые выборы как институт представительства интересов себя исчерпал, то на смену им могли бы придти со временем ступенчатые механизмы формирования власти: муниципальные депутаты делегируют из своего состава представителей на районный уровень, те на уровень субъекта РФ, а оттуда – на федеральный уровень. С соответствующими полномочиями и поручениями, с отчетностью об исполнении и правом отзыва. Никакого свободного мандата!

Такой механизм функционировал в РСФСР с 1918 по 1937 год. Эффективный в смысле способности решения крупных государственных задач, он оказался неспособным противостоять авторитарным тенденциям в условиях однопартийности и «закрытости» госучреждений, – опыт, который нельзя не учесть. Преимущество этой схемы состоит в том, что при её реализации политические симулякры займут положенные им места в телевизионных сериалах.

– Как можно использовать для возвращения прямой демократии новые возможности интернета, социальных сетей, мобильных технологий?

– Нужно, прежде всего, понимать, что интернет дал нам мощные, неведомые в прошлом веке средства коммуникации. Но это – всего лишь инструменты, которые могут быть использованы как для созидания, так и для разрушения; в целях как волеизъявления народа, так и манипулирования массовым сознанием. Поэтому однозначным подспорьем демократии интернет может служить лишь в двух случаях: когда используемые технологии не могут иметь «двойного назначения» и когда их использование эффективно контролируется обществом.

К первым можно отнести технологии, обеспечивающие открытость институтов власти и государственных корпораций. Сегодня действует правило, обязывающее государственные организации «вывешивать» информацию согласно установленного перечня. Со временем, думается, придём к другому: общедоступной должна быть вся информация за исключением той, доступ к которой ограничен по признакам, чётко сформулированным законодателем.

Вторые более многочисленны и сложнее в реализации. Например, с помощью интернета можно удешевить, сделать более доступным для жителей отдаленных районов процесс голосования. Но и для фальсификаций возможности расширяются.

Все это может быть использовано и для прямой демократии. Принципиальное ограничение здесь – степень компетентности граждан в вопросах, выносимых на голосование. И снова, как и в случае с представительной демократией, преимущество за муниципальным уровнем: здесь проблемы ближе к пониманию рядовых граждан, здесь можно организовать реальное, не фейковое, обсуждение и голосование.

– Как Вы оцениваете потенциал нового куратора внутренней политики Сергея Кириенко с точки зрения создания новых форм управления политикой в стране?

– За плечами Сергея Владиленовича, имя которого прочно ассоциируется с дефолтом 1998 года, богатый опыт управленческой деятельности. В том числе – руководство частными фирмами и крупной госкорпорацией, субъектом РФ и Правительством России. Плюс опыт активного участия в политике 1990-х  и либеральная политическая ориентация. Все это делает Кириенко способным на осуществление новаций, связанных с оживлением политической конкуренции. Но вот вопрос: поставлены ли перед ним эти задачи? Вероятнее всего, его мандат ограничен организацией предстоящих президентских выборов.

– Какие страны, на Ваш взгляд, наиболее близки к прямой демократии?

– Как и прежде, Швейцария, где референдум – дело привычное. Но опыт страны с численностью населения около 7 миллионов вряд ли применим в таких странах как Россия (более 140 млн. жителей). 

– Должна ли форма управления государством зависеть от культурных особенностей страны?

– Безусловно. Можно, конечно, узаконить любые формы, но «работать» они все равно будут в соответствии с культурой страны. Наглядный пример – наша Конституция РФ, вполне демократичная и либеральная, во многом копирующая западные образцы, но либеральная общественность ею все равно недовольна. Да и Конституция СССР считалась (не только советскими политиками, но и западными) самой демократичной в мире.

В России, в отличие от Запада, рациональному выбору предпочитают традицию и харизму. А лидеру доверяют больше, чем институтам. Наиболее эффективной (во всяком случае в обозримом будущем) будет авторитарная власть ориентированного на традицию харизматичного лидера. Основным же проявлением непосредственной демократии останется его избрание на прямых всеобщих выборах.



ПОЛИТИКА

Ольга Чернокоз считает, что ждать роста зарплат и пенсий бессмысленно
Саакашвили созывает жителей Киева на митинг с требованием отставки Порошенко
Губернатору Никитину предстоит преодолеть «идеальный шторм» с молодой командой
Итоги осенних губернаторских отставок: с кем Владимир Путин не захотел расстаться?
Политолог рассказал об инструментах доверия на выборах этого года и подтексте президента
Ольга Чернокоз назвала хождением по кругу инициативу ЛДПР о возвращении системы избрания губернаторов парламентами регионов
Андрей Бережной: Россию объединит идеология созидания
Владимир Гутенев: угроза сурового наказания за злоупотребления при гособоронзаказе остудит «горячие головы»
Депутаты Госдумы отклонили все социальные законопроекты вчерашнего вечернего заседания
Лавров заявил Тиллерсону о неприемлемости снятия флагов России в США
Еще ПОЛИТИКА
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.