РЕГИОНЫ РФ Комментировать

Каким нам запомнился МУФ 2015

Изменение модели транспортного поведения горожан, развитие промышленного и инвестиционного потенциала столицы, эволюция полицентричной модели города, формирование культурной и событийной инфраструктуры Москвы, применение эффективных решений в системе столичного здравоохранения, перспективы Новой Москвы

10.11.15

Изменение модели транспортного поведения горожан, развитие промышленного и инвестиционного потенциала столицы, эволюция полицентричной модели города, формирование культурной и событийной инфраструктуры Москвы, применение эффективных решений в системе столичного здравоохранения, перспективы Новой Москвы, создание облика столицы в интернет-пространстве, совершенствование уличной инфраструктуры — эти и другие темы стали главными вопросами обсуждений Московского урбанистического форума 2015.

Главной задачей современной городской политики становится создание условий для сосуществования различных интересов. Одновременное действие множества субъектов планирования и развития города, в равной степени влияющих на конечный результат, требует перехода от директивного и планового к гибкому и адаптивному управлению, которое предполагает постоянное отслеживание городской динамики и быстрое реагирование на изменения.

Этот год стал юбилейным не только для самого Форума: в октябре исполнилось 5 лет с момента вступления в должность Сергея Собянина, Мэра Москвы. В связи с этим ключевая повестка МУФ была посвящена накопленному за пять лет градостроительному и урбанистическому опыту столицы, особенностям применения в мегаполисе лучших международных практик, а также перспективам и новым проектам, запланированным к реализации в ближайшем будущем.

В ходе пленарных заседаний, 11 экспертных сессий состоялись презентации кейсов и лучших проектов Москвы, были обозначены вызовы, стоящие перед мегаполисом в условиях кризиса, прошли дискуссии с целью выработки практических подходов к управлению городом и поиска наиболее оптимальных и эффективных решений для дальнейшего успешного развития Москвы.

Деловая программа Форума собрала более 3000 участников, в число которых вошли и 18 зарубежных экспертов из Великобритании, Испании, США, Италии, Бельгии, Канады и Германии. Онлайн-трансляцию заседаний Форума посмотрели 3567 человек.

С фото- и видеоматериалами, а также презентациями спикеров Московского урбанистического форума 2015 можно ознакомиться на сайте.

 

Опыт Москвы в глобальном контексте


Деловая программа Форума открылась пленарным заседанием «Опыт Москвы в глобальном контексте: цели и приоритеты», в рамках которого Мэр Москвы Сергей Собянин подвёл итоги пятилетней работы своей команды. В ходе своего выступления столичный градоначальник подробно остановился на том, как за это время изменилась Москва, какие задачи удалось решить, что находится в планах, какие векторы в развитии города станут основными на ближайшие годы и в долгосрочной перспективе.

Выступая на пленарном заседании, Сергей Собянин остановился на ключевых моментах — комплексном решении транспортных проблем, возрождении общественных пространств, редевелопменте территорий промышленной застройки.

Мэр Москвы отметил, что все преобразования в городе взаимосвязаны: разумная транспортная и градостроительная  стратегия позволяет достичь  баланса между коммерческими интересами девелоперов, желанием привлечь как можно больше инвестиций, и сохранением жизненной ткани столицы, защитой интересов горожан. Москва не только использует лучшие достижения мировой урбанистики, но и готова делиться своим опытом в решении городских проблем,  подчеркнул Сергей Собянин.

Участниками пленарного заседания стали министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень, а также такие иностранные эксперты, как обер-бургомистр Лейпцига Буркхард Юнг, главный архитектор Барселоны с 2011 по 2015 год Висенте Гуайарт и заместитель мэра Милана по вопросам транспорта и окружающей среды Пьерфранческо Маран.

В своем выступлении Михаил Мень обратил особое внимание на развитие промышленных зон, которое является реальным резервом для крупных городов страны. По словам Меня, федеральный закон о развитии промышленных зон, прошедший первое чтение в Государственной Думе РФ, разрабатывался при активном участии столичных властей. Именно опыт Москвы был взят за основу разработки данного законопроекта, подчеркнул министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Выступающие на открывающем заседании сошлись во мнении, что строительство  полицентричного города невозможно без комплексного развития транспортной системы, преобразования промзон, которое позволяет создавать новые рабочие места и гармонично сочетать развитие как центра, так и периферии.

В роли модератора открывающего пленарного заседания Форума выступил известный британский урбанист, профессор высшей школы Архитектурной ассоциации Лоуренс Барт. По его мнению, в последние годы в Москве произошло множество фантастических изменений. Столичные  власти изменили вектор развития города: сейчас город с энтузиазмом занимается обустройством общественных пространств. Барт также отметил, насколько улучшилось в Москве качество жизни.

 

Драйверы развития Москвы


На сессиях Форума ведущие эксперты в области урбанистики рассказали о том, как преобразилась Москва за пять лет, и представили своё видение будущего столицы, поделившись своими идеями и предложениями по улучшению и оптимизации текущих и только готовящихся к реализации проектов.

В частности, заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин выступил на панельной дискуссии «Драйверы развития полицентричной модели города» и обозначил основным таким драйвером комплексное развитие транспортной инфраструктуры и строительство транспортно-пересадочных узлов. Заместитель Мэра отметил, что город, который ориентирован на потребности горожан, позволяет им оставаться в своем районе, при этом перенося свою экономическую активность из центра города на периферию.

В рамках круглого стола «Изменение модели транспортного поведения горожан в современном мегаполисе» эксперты пришли к выводу, что в большом городе, таком как Москва, должна быть чётко организована система пересадок пассажиров во всей системе общественного транспорта, как наземного и подземного, так и городского и пригородного. Заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов подчеркнул, что Правительство Москвы сделает всё возможное, чтобы стимулировать горожан пересаживаться с личного автотранспорта на общественный транспорт или на велосипеды в летнее время.

В ходе панельной дискуссии «Продолжение города в интернет-пространстве: жизнь на стыке онлайн и оффлайн» участники обсудили процесс внедрения электронных платежей и услуг в жизнь москвичей, который экономит время и снижает издержки. Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы, руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы, рассказала, что 5 млн человек в Москве уже пользуются государственными услугами, и почти 50% этих услуг граждане получают по электронным каналам.

Участники панельной дискуссии «Улица: транзитная зона или пространство социальной жизни?» сошлись во мнении, что программа «Моя улица» является крупнейшим проектом благоустройства за всю историю города. Заместитель Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пётр Бирюков заявил, что от концепции «улицы для автомобиля» город перешёл к созданию «улицы для человека», которая станет самостоятельным общественным пространством. По его мнению, отличие Москвы от других городов в том, что новый облик столичных улиц внедряется не эволюционно, а комплексно.

Итоги делового дня Московского урбанистического форума 2015 были подведены заместителем Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Маратом Хуснуллиным на закрывающем пленарном заседании «Москва: ориентиры развития и управление рисками».

По мнению Марата Хуснуллина, городу необходимо улучшать качество арендного жилья, решать проблему износа жилых зданий, а также интенсифицировать редевелопмент промышленных зон. «Москва будет делать всё, чтобы лучшие люди страны и мира приезжали в столицу», — отметил заместитель Мэра.

С презентациями спикеров Форума, а также с фото- и видеоматериалами можно ознакомиться на сайте.

По итогам Форума Правительство Москвы планирует аккумулировать все предложения экспертов и использовать их в своей работе.

 

Москва — город, удобный для жизни


В рамках Форума была представлена масштабная экспозиция Правительства Москвы — интерактивная выставочная зона, рассказывающая как об уже осуществленных проектах в области создания комфортной городской среды, так и о проектах, запланированных к реализации в ближайшие годы. Все пространство выставки было разделено на городские кварталы:

  • мобильный город — создание условий для свободного, предсказуемого и комфортного перемещения по городу пешеходов, велосипедистов, пассажиров общественного транспорта и автомобилистов;
  • комфортная городская среда — улучшение качества жизни москвичей, сбалансированное развитие общественного пространства, сохранение исторического наследия и улучшение внешнего облика Москвы;
  • новая экономика Москвы — обеспечение устойчивого роста экономики и доходов москвичей, благоприятный инвестиционный климат, инновационное развитие, повышение производительности труда, увеличение эффективности промышленности города.

Центральной частью выставки стала экспозиция, посвященная реконструкции набережных Москвы-реки, которая продемонстрировала  реализуемые работы и планы по обустройству прибрежных территорий главной улицы столицы. Инсталляция была посвящена основным проектам, реализуемым на берегах Москвы-реки: Рублево-Архангельскому, Западному порту, ЗИЛу, Зарядью, Нагатинской пойме, Коломенскому, Тушину и другим.

Особым успехом у посетителей Форума пользовались интерактивные карты, масштабные макеты, 3D-визуализации и дополненная реальность, которые позволили гостям выставки ознакомиться с реализуемыми в Москве проектами. Каждый посетитель МУФ стал не просто наблюдателем, но и участником интерактивных инсталляций.

 

Фестивальная программа МУФ 2015


Продолжением делового дня Московского урбанистического форума 2015 стал Фестивальный день — специальная площадка Форума, которая традиционно открыла свои двери для всех желающих. Эксперты, жители столицы, городские активисты обсудили самые острые проблемы, которые стоят сегодня перед городом.

Кураторами Фестиваля 2015 года выступили Высшая школа урбанистики при ВШЭ, Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», Агентство городских коммуникаций «Публичные пространства» и команда марафона городских действий «Делай сам».

Одним из ключевых событий Фестиваля стали открытые дискуссии с участием экспертов в области городского развития в формате Urban Talks, в рамках которых продолжилось обсуждение наиболее значимых тем, обозначенных 16 октября на Московском урбанистическом форуме 2015. 

На организованном Высшей школой урбанистики и Департаментом транспорта г.Москвы круглом столе «Пешеход, велосипедист, автомобилист: кто главный в городе?» обозначили главную проблему сегодняшних московских улиц: неэффективность их использования всеми участниками движения – как автомобилистами, так и пешеходами. Сделать столичные улицы максимально комфортными как для пешеходов и велосипедистов, так и для автомобилистов позволит программа «Моя улица», реализуемая сегодня в Москве.

Участники Urban Talks смогли также познакомиться с результатами трех специализированных исследований.

Так, Центром городских исследований бизнес-школы СКОЛКОВО было представлено исследование «Пространственно-экономическое развитие городов. Скрытые ресурсы развития», проведенное в 2015 году в рамках 2-й серии урбанистических конференций «Города и территории завтра: инструментарий позитивных перемен».

Московский институт социально-культурных программ рассказал участникам одной из дискуссий о результатах своего исследования «Механика Москвы», рассматривающего ресурсы развития городской среды и территории потенциальных изменений.

Современное состояние и перспективы Новой Москвы обсуждали также на круглом столе «Как построить Новую Москву», подготовленного по результатам исследования, проведенного КБ «Стрелка». Куратором исследования выступил Григорий Ревзин, партнер КБ «Стрелка», профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ.

Urban Talks предоставили возможность любому желающему присоединиться к экспертному обсуждению ключевых вопросов деловой повестки МУФ 2015 и тем, которые в силу временных ограничений не получили отражения в основной программе Форума.

Также в рамках просветительско-образовательной программы Фестиваля состоялись лекции ведущих зарубежных урбанистов — Висенте Гуайарта (Испания), Льва Мановича (США), Энтони Флэнэгана (США), Лоуренса Барта (Великобритания) и Мартина Рейн-Кано (Германия).  

В рамках программы «Открытого павильона» представители различных городских инициатив получили возможность выступить перед широкой аудиторией, рассказать про свои проекты и найти единомышленников на площадке. Состоялась выставка «Народный музей», посвященная благоустройству отдаленных районов Москвы, и выставка архитектурного активизма «Полевая архитектура», где жители представили лучшие повседневные практики освоения города.

Лучшие стартапы были представлены в рамках проекта PECHAKUCHA MOSCOW «Городские предприниматели». Участники должны были в строго ограниченное время презентовать свои проекты, рассказать о пути к успеху и ответить на все возникающие вопросы гостей Фестиваля.

Маленькие посетители Фестиваля с удовольствием слушали сказки в исполнении  известных артистов, работали в дворовой мастерской, создавая собственные инсталляции, изготавливая указатели и вывески, делая вертикальные грядки под руководством взрослых.

Для гостей фестивальной программы Форума были созданы четыре интерактивные инсталляции, а также проведено более 10 мастер-классов.

Ярким завершением второго дня Московского урбанистического форума 2015 стало выступление ВИА «ТАТЬЯНА».

©

  • Как вы считаете, каким будет рейтинг доверия президента Путина в 2019 году?

    Всего проголосовало: 171

    Смотреть все опросы
Еще РЕГИОНЫ РФ
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.

Гость редакции

Александр Высокинский: Грамотная стратегия обеспечивает гармоничное развитие