ПОЛИТИКА Комментировать

Анатолий Беднов: Упразднение Минрегиона – тревожный сигнал для региональной политики

– Упразднение Минрегиона – тревожный сигнал для региональной политики, – считает Анатолий Беднов, член Союза журналистов России. Эксперт по федеральной и региональной политике ответил на вопросы «Регионов России» о будущем региональной политики на федеральном уровне

12.09.14

– Упразднение Минрегиона – тревожный сигнал для региональной политики, – считает Анатолий Беднов, член Союза журналистов России. Эксперт по федеральной и региональной политике ответил на вопросы «Регионов России» о будущем региональной политики на федеральном уровне. Напомним, 8 сентября президент Владимир Путинподписал указ, согласно которому полномочия Министерства регионального развития переданы Минфину, Минэкономразвития, Минстрою и Минкультуры.

– Насколько своевременным и логичным действием, на Ваш взгляд, стало упразднение Минрегиона?

– С одной стороны, можно было бы приветствовать это решение, поскольку оно устраняет дублирование функций между Минрегом и целым рядом других министерств. В то же время упразднение министерства, отвечавшего за региональную политику – тревожный сигнал: этот акт можно расценивать и как дальнейшее сворачивание федеративных отношений в России, и возвращение к централизации государственного управления. В то же время в последние годы созданы министерства, отвечающие за развитие макрорегионов (Северный Кавказ, Дальний Восток). Вспомним, что в СССР тоже было министерство, занимавшееся строительством в восточных, южных и северных районах страны, на Урале и в Западной Сибири. Странно, что, создавая похожие структуры, федеральное руководство пока что не учредило министерство, отвечающее за развитие Российской Арктики, включая Европейский Север страны. Это был бы своевременный и логичный шаг в контексте реформирования региональной политики. Но он не должен войти в противоречие с конституционными принципами федерализма. Вспомним, что у нас существуют еще и федеральные округа, которые следовало бы, по моему мнению, разукрупнить, приведя в соответствие с существующим экономико-географическим районированием. В этом случае вместо СЗФО будут организованы Северный и Северо-Западный федеральные округа, ЦФО разделится на собственно Центральный и Центрально-Черноземный и т.д. То есть федеральные округа надо развернуть лицом к региональной экономике.

Особая тема – озвученная Владимиром Путиным идея переезда ряда госструктур и госкомпаний в регионы, например, Красноярск. Но такая «деконцентрация» не должна подменять реальный федерализм.


– Можно ли сказать, что теперь региональная политика на федеральном уровне изменится? Пойдет ли регионам на пользу ликвидация министерства?

– При всех возможных издержках новой региональной политики это все-таки лучше, чем предлагавшееся создание госкорпорации по развитию Дальнего Востока – структуры колониального типа (сразу приходят на ум Вест- и Ост-Индская компании, Компания Гудзонова залива и т.д.). Реформирование региональной политики пойдет на пользу в том случае, если центральная власть перестанет смотреть на регионы только как на источники сырья и начнет реально стимулировать их развитие. На месте бывшего Минрега следовало бы создать два министерства, которые предлагал еще Петр Столыпин. Во-первых, Министерство местного самоуправления, так как вопросы, за которые отвечал Минрег (реформирование ЖКХ, переселение людей из ветхого и аварийного жилья и т.д.), имеют прямое отношение к местному самоуправлению. Такое министерство могло бы стать и своего рода арбитром в спорах между губернаторами и мэрами региональных центров, которые только мешают реальному развитию территорий.

Другое министерство отвечало бы за национальную политику. А это не только вопросы развития национальных культур и сохранения языков народов России (для этого есть Минкульт), но и традиционного природопользования. Оно тоже стало бы играть роль арбитра в трехсторонних взаимоотношениях между общинами коренных малочисленных народов, государством и добывающими компаниями. Сегодня же мы видим наступление на права и законные интересы коренных народов, экспансию крупных компаний на их исконные территории. Нельзя откупаться от народов Севера и Сибири периодическими подачками: выделили деньги на проведение фольклорного фестиваля, построили школу в национальном поселке и т.д. Нужна последовательная целенаправленная политика защиты интересов коренных малочисленных народов, и делать это можно было бы через воссозданный Миннац. Наконец, такая структура могла бы сказать свое веское слово и в решении вопроса об уравнивании в правах русских субэтносов и автохтонных народов Севера. Этот вопрос не решается. В результате оленеводство у ненцев успешно развивается, а оленеводство, бытовавшее совсем недавно у мезенских поморов, загублено. А ведь они – такие же коренные жители, на протяжении нескольких веков ведущие традиционную хозяйственную деятельность. К сожалению, воссоздание Миннаца сегодня признано нецелесообразным. Между тем аналогичная структура некогда существовала в СССР, именно Наркомат по делам национальностей стал трамплином политической карьеры Иосифа Сталина. Конечно, появление нового Сталина нам не грозит, но создание такого органа и назначение руководителем человека, профессионально разбирающегося в сложных вопросах национальной политики, а не просто аппаратчика, было бы разумной мерой.


– Как Вы оцениваете деятельность Игоря Слюняева во главе ведомства?

– Игорь Слюняев не успел реализовать свой потенциал руководителя. Хотя подавал определенные надежды. Видимо, провинциальный губернатор просто не вписался в федеральную политическую элиту, не сумел или не успел «обрасти» необходимыми связями, вступил в противоречия с кем-то из федеральных чиновников первого эшелона. А очередная реорганизация стала прекрасным поводом избавиться от него.

 

  • Как вы относитесь к деприватизации (конфискация незаконно приватизированного олигархами имущества в 90х годы) и возврата предприятий государству?

    Всего проголосовало: 977

    Смотреть все опросы

ПОЛИТИКА

Царь плохой, бояре хорошие. Россияне разлюбили президента, но полюбили чиновников
Почему «Единая Россия» не хочет раскрывать размер пенсии чиновников и депутатов
Россияне устыдились своей «вечной бедности» и прихода Путина к власти
Одними нацпроектами сыт не будешь
Безопасность или новые лазейки для коррупции? ФСО засекретит свои госзакупки по примеру ФСБ и Минобороны
Обещаем прорыв, но не бесплатно. АСИ попросило Путина вновь оказать госпомощь
Кремль «уберет» Медведева с поста премьера в 2019 году? Его место прочат Собянину
От абстрактного национального до реального регионального. Россияне поменяли свои патриотические настроения
Законопроекты Клишаса снова подверглись критике
За отставку правительства Медведева выступили более половины россиян
Еще ПОЛИТИКА
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.

Гость редакции

Константин Бабкин: ЦБ РФ и промышленный рост — как объединить усилия?