ОБЩЕСТВО Комментировать

Мы приступили к практической реализации Указа Президента РФ

НАИЗ, НКО «ГРОЗА», СООД «Народный контроль»: «Мы приступили к практической реализации Указа Президента РФ. Мы готовы к организации общественного контроля государственных и муниципальных закупок в рамках Федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ». 

31.01.2014

НАИЗ, НКО «ГРОЗА», СООД «Народный контроль»: «Мы приступили к практической реализации Указа Президента РФ. Мы готовы к организации общественного контроля государственных и муниципальных закупок в рамках Федеральных законов 44-ФЗ и № 223-ФЗ».

«Как при федеральных, так и при региональных органах исполнительной власти необходимо создавать общественные советы. Конечно, во многих органах власти они уже есть, но не везде! И самое главное, они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции» - сказал Президент РФ В.В.Путин в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12.12.2013 г.

«Роль общественных организаций в жизни общества должна повышаться – существует необходимость в общественных советах, саморегулируемых организациях для контроля работы чиновников, власти, монополистов», – сказал Президент РФ В.В. Путин в одном из своих недавних выступлений. Необходимо расширять развитие идеологии Общественных/экспертных советов, путем применения их знаний, опыта в организации и работе Межведомственных комиссий, для совместной координации и решения комплексных задач по контрактной системе. По мнению аналитиков, экспертные общественные организации, такие, как Национальная Ассоциация Институтов Закупок (НАИЗ: http://naiz.org/), экспертная организация НКО «Граждане России – за закон» (ГРОЗА), Свердловское областное общественное движение «Народный контроль» (СООД «Народный контроль»: http://control66.ru/), в составе созданных в субъектах РФ Межведомственных комиссий (МВК), могли бы с успехом заниматься многими делами, которые сегодня поручаются чиновникам, в том числе, по контролю закупочной деятельности, в рамках Федерального закона РФ № 44-ФЗ. Это касается, в частности, сбора отчетности, контроля над соблюдением стандартов профессиональной деятельности, аттестацией участников торгов и конкурсов, участия в конкурсных комиссиях. Другими словами, речь идет о новой форме прогрессивного аутсорсинга избыточных полномочий администрирования всех ветвей власти. 

НАИЗ, НКО «ГРОЗА», СООД «Народный Контроль» и Общероссийское общественное движение «Народный Фронт «За Россию!» (http://onf.ru/) договорились о сотрудничестве и взаимодействии, с перспективой развития сотрудничества в рамках поступивших предложений, о которых ниже, с целью оказания содействия органам власти и оптимизации затрат бюджетов различных уровней при размещении государственных и муниципальных заказов, с целью организации общественного контроля эффективности расходования бюджетных средств. Об этом - в нашем материале.

Руководитель проекта по защите прав региональных членов НАИЗ, Долганов Олег Владимирович, предложил руководителю экспертной организации НКО «ГРОЗА» совместными усилиями, при взаимодействии с государственными органами власти в субъектах РФ, организовать такую работу на уровне Губернатора Свердловской области.

Олег Долганов - известный на Урале предприниматель. Он закончил Уральский Государственный экономический университет (УрГЭУ-СИНХ) в 1998 г. Также, закончил Уральскую Академию Государственной службы в 1999 г. Приобретенные специальности – экономист и юрист. Олег Долганов с 1994 по 1998 год - Депутат Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, заместитель Председателя Комитетов по законодательству, по бюджету и экономике, с 1996 по 2000 г. - помощник Депутата Государственной Думы РФ Каткова В.С.

В настоящее время бизнесмен - сопредседатель СООД «Народный контроль», Генеральный директор Некоммерческого партнёрства «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок», руководитель проекта по защите региональных прав членов НАИЗ, Директор Дирекции Межрегиональной Ассоциации гарантирования исполнения соглашений МАГИС Тендер Платц, Руководитель Народного контроля Госзаказа.

Изобилие идей и возможность их воплощения - вот благодаря чему команда Олега Владимировича добивается успеха. Девиз, с которым он идет по жизни: "Ничего не бойся. Иди к своей мечте!" Ведь даже самую дерзкую мечту возможно воплотить в жизнь. Всё было, и успехи, и ошибки. Но главное, и самое ценное - это огромный жизненный опыт. Опыт - есть единственное богатство каждого из нас. Опыт позволяет просчитывать ситуацию вперёд, т.е. видеть будущее! 
Делится своим опытом Олег Владимирович с удовольствием. А, как известно, тот, кто добился желаемого, желает этого еще и еще. 
Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ), учреждена в начале 2012 года. Ассоциация призвана содействовать открытому диалогу между бизнесом и государством, для создания и развития эффективной сферы закупок. НАИЗ является некоммерческой организацией, объединяющей инфраструктурные, экспертные, торговые, государственные и негосударственные организации в сфере корпоративных, государственных и муниципальных закупок. На площадке НАИЗ разрабатываются современные правовые, инфраструктурные и организационные решения по развитию сферы закупок, разделяемые самим закупочным сообществом. НАИЗ продвигает и последовательно отстаивает интересы бизнеса.

С Олегом Долгановым встретился директор правового экспертно-аналитического Департамента Медиа-Холдинга «Регионы России» Аркадий Халявин:

А.Х. - Олег Владимирович! Вы в течение двадцати лет, занимаетесь вопросами взаимодействия власти и общества. Расскажите подробнее о Вашей работе.

О.Д. - Основное направление деятельности - это организация и развитие, по сути – возрождение Народного контроля – важного элемента взаимодействия власти и гражданского общества в процессе развития и укрепления государства. Мировой опыт свидетельствует, что аутсорсинг избыточных государственных полномочий, и общественный контроль деятельности государственных и муниципальных органов власти, позволяет повысить эффективность осуществления административно-управленческих процессов, более эффективно контролировать издержки деятельности, фокусировать внимание органов исполнительной власти на основной деятельности, повысить качество услуг, обеспечить доступность новых технологий, сократить капитальные затраты, сократить число административного и управленческого персонала, что приведет к существенной экономии бюджетных средств.

Органы исполнительной власти могут провести полный учет всех расходов, на выполнение ими ряда функций, сравнить их с затратами в случае аутсорсинга этих функций, и определить целесообразность продолжения их выполнения. В рамках данного направления могут быть решены задачи по разработке критериев выявления административных и управленческих процессов, подлежащих аутсорсингу, может быть создан перечень функций и видов деятельности, не подлежащих аутсорсингу, разработан и внедрен комплекс прозрачной системы учета расходов на внутреннее обеспечение исполнения функций структурными подразделениями, разработке типовых процедур и технологий проведения аутсорсинга, разработке процедур и механизмов контроля эффективности аутсорсинга и мониторинга выполнения условий контрактов, разработке и реализации механизмов, стимулирующих государственные органы проводить аутсорсинг.

Переходя от мертвой теории зарубежного опыта  к живой практике российской действительности,  можно наблюдать всевозрастающий процесс по делегированию полномочий разного рода организациям общественного характера, построенных на принципах демократии, но с отечественными особенностями.

А.Х. – Если у Вас примеры?

О.Д. – Примеры…. Примеров много. Но, рассмотрим некоторые, и наиболее подходящие.

В образовательной деятельности: Указ Президента  Российской Федерации  № 599 от 26.05.09 г. «О мерах по совершенствованию  высшего юридического образования в Российской федерации», который дает некоммерческой организации достаточно широкие полномочия. Перечислять их не имеет смысла, документ доступен всем. Наличие аналогичного документа в области инженерных изысканий позволило бы Национальному объединению изыскателей администрировать все учебные учреждения, занятые в сфере подготовки, переподготовки и повышения профессионального уровня специалистов инженерных изысканий (ИИ), установить контроль за документами, выданными обучаемым образовательными организациями, вести реестр специалистов, осуществлять общественно-профессиональную аккредитацию образовательных программ, установить  единые формы документов установленного образца для ИИ, аудировать учебные процессы учебных учреждений, и другой функционал, для защиты интересов членов сообщества изыскателей.

Первые результаты – по инициативе руководителей некоторых передовых Федеральных ВУЗов, при поддержке Министерства Образования, проводятся совещания – семинары, способствующие развитию дополнительного образования.

При непосредственным участием сотрудников НАИЗ, смонтирован видео курс по разъяснению отдельных моментов Федеральной Контрактной Системы (ФКС), таким образом, реализован охват всей аудитории специалистов в сфере ИИ. В 2012 году, на базе Московского Горного Государственного Университета, был проведен форум «Профессионально-общественная аккредитация дополнительных профессиональных образовательных программ». Одной из тем обсуждения форума была такая, как «Саморегулирование в сфере образования. Взаимодействие объединений образовательных организаций с объединениями работодателей». А почему бы, например, не с НАИЗ? Руководителями ВУЗов инициировано создание нескольких некоммерческих партнерств, в области образовательной деятельности, которые созданы с целью получения статуса СРО.   

В сфере размещения госзаказа:

В  законе о ФКС общественным организациям предоставляется право контроля за закупками, аудит за «жизненным циклом товара, услуги, продукции…». Вся радуга полномочий общественной организации, по контролю за закупками, изложена в законе и повторение полномочий нецелесообразно. Тем более, что первые, и главные, шаги по инициации создания организации выполнены. Приобретен юридический адрес, составлен устав организации, разработан ряд положений и внутренних документов. Экспертиза начальной цены контракта - так же может стать сферой интересов общественной организации, в контроле за закупками. Не исключены и другие функционалы.

В сфере создания саморегулируемой организации, созданной для субъектов профессиональной деятельности.

Инновационный подход, по передаче ряда функций в сфере здравоохранения, инициирован Национальной Медицинской Палатой (НМП). Изюминка подхода отражена в Постановлении Правительства Российской Федерации

№ 907 от 10.09.12 г. «Об утверждении критериев, при соответствии которым, медицинским некоммерческим организациям может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Следуя примеру НМП, может быть создана новая форма СРО для физических лиц в области ИИ, которая включает в себя и СРО, и Национальное объединение одновременно, что обеспечивает гармоничное, антиконфрантационное развитие. Количество и значение функций может корректироваться. Баланс взаимодействия между некоммерческой организацией и государством будет продиктован истинно объективными обстоятельствами, что может гарантировать успех таких партнерских отношений. Тема создания СРО для физических лиц, в сфере ИИ и экспертизы, уже обсуждалась неоднократно, доводов приводилось избыточное количество, и повторение не актуально. Есть главное – есть прецедент, есть новое видение в подходе к реализации самоорганизации.

Механизм, заложенный в Постановлении, можно использовать, например, при управлении базой данных – Фондами ИИ.

Постановление № 907  можно рассматривать и как новую вариацию ГЧП в сфере администрирования. Знаменательно, что у аббревиатуры СРО может быть и такая расшифровка - Стратегия Развития Общества.

А.Х. – Кто, на Ваш взгляд  должен инициировать подобное взаимодействие?

О.Д. - Инициировать подобное взаимодействие может как государство, так и общество, особенно в том момент истории, когда это необходимо всем участникам. Так и происходит сейчас, когда, учитывая запрос общества, Президент РФ инициировал подготовку Федерального закона об общественном контроле.

А.Х. – Какие есть методы взаимодействия?

О.Д. – Процессы, методы, которые могут приносить быстрые результаты при проведении контроля, различны. Основные, по моему мнению, это журналистские расследования, создание и Межведомственных Комиссий (МВК), или Советов.

А.Х. - Что такое журналистское расследование и какова роль межведомственных Комиссий?

О.Д. - Допустим, что возникла конфликтная, критическая ситуация, может быть, даже, взрывная ситуация для региона. Журналистское расследование должно найти причины конфликта, с помощью следственных и правоохранительных органов установить виновных, сказать правду обществу, и предложить эффективный способ решения, согласовав со всеми участниками конфликта решение по выходу из критичекой ситуации. Именно компетентного участия извне, в данном случае, со стороны журналистов-экспертов-профессионалов, зачастую не хватает. В основном, происходит вмешательство извне по организации определенного заказа, без всестороннего обсуждения, однобоко, не на пользу обществу и государству. Не хватает аккредитованного властью и обществом инспекторов-журналистов, которые профессионально и взвешенно смогут оценивать ситуацию и предлагать решения. Имея полномочия, разобравшись в ситуации, инспектора докладывают о ситуации на Межведомственной комиссии. Не нужно путать с экспертным советом, который дает только заключение, с которым (заключением – прим. Ред.) можно делать все, что угодно, хоть забыть его можно. А Межведомственная комиссия, в которую, при равноправном участии, входят представители исполнительной власти, законодательной власти, правоохранительных органов, и другие заинтересованные участники процесса, в том числе и общественность, обязательно принимает взвешенное решение. Чтобы правильно принять решение, нужно максимально знать истину, правду, а это может быть при условии участия максимального количества профессионалов по проблемной теме, в том числе экспертов и журналистов, имеющих доверие и полномочия от комиссии, чтобы для подготовки заключения или экспертной оценки было поручение, и были права от комиссии, был допуск к документам того или иного конфликтного предприятия, учреждения, органа власти и т.д. Вопрос квалификации экспертов имеет решающее значение. Необходимо, для подготовки экспертов, или проверки их компетенции, проводить обучение или семинары. Кто может определить квалификацию эксперта? Самый надежный способ – наличие у членов комиссии ученой степени, допустим кандидат или доктор наук. Но, возможно создание специального СРО, которое будет проверять уровень подготовки экспертов. Есть различные отраслевые СРО, из которых можно сформировать СРО народных контролеров-экспертов. Во всех законах такая возможность уже заложена, такое право уже дано, и возможность аккредитации от власти также возможна. Разработаны положения и регламенты деятельности в данном направлении, которые разрабатывали серьезные институты и организации России. Я с удовольствием приму участие в организации работы МВК или Советов, в их деятельности, и буду очень рад, если мой опыт пригодиться. Я очень заинтересован в этом, с профессиональной точки зрения.

А.Х. – В чем основная проблема текущей ситуации?

О.Д. – В большинстве случаев, есть проблемы некомпетентности и однобокости в разрешении конфликтов, так как в органах власти и силовых структурах, их сотрудникам, не хватает знаний и уровня подготовки, во время быстрой смены законодательства. Чем дальше от Москвы, тем медленнее реагируют на обновление законов.

А.Х. – Расскажите, как формировался Ваш опыт?

О.Д. – Еще в 1995 году появился опыт работы в Межведомственных комиссиях, когда возникали конфликтные ситуации между предприятиями Свердловской области и налоговыми органами. Приходилось инициировать процессы взаимодействия участников, с точки зрения поиска взаимовыгодного решения, и урегулирования отношений. Не всегда негативные явления происходят специально, они могут возникать от совершенно разных причин. Разобраться и устранить негативные причины конфликтных ситуаций – задача Межведомственных комиссий, которые выступали в качестве поддержки. Пример - Оптико-механический завод, который находился на грани исчезновения, который спасали всем миром, так как он был лидером отрасли. Таким образом, специалисты комиссии, заинтересованные найти правильное решение, могут серьезно повлиять на сохранение и развитие промышленного потенциала региона, России. Межведомственная комиссия (МВК) - специальный орган исполнительной власти, создаваемый для разрешения конкретных проблем, разрешение которых лежит в сфере ответственности сразу нескольких ведомств. Президент РФ часто использует механизм Межведомственных комиссий, который показывает свою эффективность при решении государственных вопросов. Расформировывается МВК после разрешения проблемы.

А.Х. – Для повышения информированности наших читателей, приведите, пожалуйста, примеры МВК.

О.Д. – В Правительстве России, под председательством различных Премьер-министров Правительства России, работали различные комиссии:

- Правительственные комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России;

- Совет по конкурентоспособности и предпринимательству, по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период;

- Государственная пограничная комиссия;

- Правительственная комиссия по вопросам регионального развития;

- Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии;

- Комиссия правительства России по вопросам агропромышленного комплекса;

- Правительственная комиссия по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса;

- Совет по развитию лесного комплекса при Правительстве России;

- Комиссия Правительства России по предупреждению завоза и распространения на территории России заболеваний, вызванных высокопатогенным вирусом гриппа;

- Правительственная комиссия по регулированию алкогольного рынка;

- Комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов власти и органов власти местного самоуправления; - Комиссия Правительства России по законопроектной деятельности;

- Правительственная комиссия по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти;

- Правительственная комиссия по проведению административной реформы;

- Аттестационная комиссия Правительства России;

- Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства России;

- Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания;

- Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве России;

- Государственная Комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области;

- Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения;

- Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции;

- Правительственная комиссия по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген;

- Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства;

- Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства;

- Военно-промышленная комиссия при Правительстве России;

- Морская коллегия при Правительстве России;

- Правительственная Комиссия по транспорту и связи;

- Комиссия по экспортному контролю России;

- Правительственная Комиссия по высоким технологиям и инновациям;

- Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также, организаций оборонно-промышленного комплекса;

- Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве России;

- Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений;

- Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение;

- Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

- Правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики;

- Правительственная комиссия по вопросам развития металлургического комплекса;

- Совет по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при Правительстве России;

- Правительственная комиссия по ликвидации последствий аварии в филиале ОАО «РусГидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего», и организации работ по обеспечению устойчивого энергоснабжения потребителей объединенной энергосистемы Сибири;

- Правительственная комиссия по вопросам биологической и химической безопасности России;

- Правительственная комиссия по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, коротко называемого также ВИЧ-инфекцией;

- Российская комиссия по делам ЮНЕСКО;

- Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом;

- Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- Правительственная комиссия по профилактике правонарушений;

- Правительственная комиссия по обеспечению интеграции предприятий авиастроительного комплекса России;

- Правительственная комиссия по обеспечению интеграции предприятий судостроительного комплекса России;

- Федеральный штаб Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения;

- Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

- Правительственная комиссия по Федеральной связи и информационным технологиям;

- Правительственная комиссия по миграционной политике и т.д.

Таким образом, опыт работы МВК в России огромный, и имеет свою эффективность. Таким же образом необходимо применять Федеральный опыт и на региональном уровне.

А.Х. – Хочу задать Вам вопрос из сферы организации контрактной системы государственных закупок. Какие, на Ваш взгляд, есть недоработки в процедуре организации конкурсов, и что необходимо сделать организаторам для привлечения наибольшего числа участников?

О.Д. – Учитывая сложные условия существования на современном рынке, на котором существуют жесткие правила и условия, для новичков нужны опытные партнеры, которые смогут помочь новичкам разобраться и выжить. Учитывая уровень коррупции, и недостаток контроля за конкурсами, зачастую, даже градообразующие предприятия не могут выйти на рынок, так как против них работает крупные российские промышленные группы, которые, по сути, уничтожают местного, более мелкого производителя. Их нужно спасать участием общественности в регулировании участия крупных предприятий в размещении государственных заказов, в котором не всегда могут принимать участие региональные предприятия, в то время, как промышленные монстры, находясь, на пример, в Москве, охватывают практически все конкурсы, проходящие в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока. А что делать местным предприятиям? Мы считаем, что приоритет в конкурсе при распределении государственных заказов должны получать местные компании, на территории которых предполагается развитие производства, или строительство объектов. Президент РФ инициировал принятие Федерального закона по общественному контролю. Мы предложили утвердить, как приоритетное, право участия региональных компаний в распределении государственных заказов, на территории которых происходит размещение заказов. Совместными усилиями, НАИЗ, НКО «ГРОЗА», СООД «Народный контроль», при взаимодействии с ООД «Народный Фронт «За Россию!», подготовили механизм для реализации Указов Президента РФ по контролю государственных, муниципальных и корпоративных закупок, и предлагаем всем, органам власти, контролирующим и надзорным органам, ФАС и другим заинтересованным организациям, воспользоваться нашим механизмом, для защиты регионального производителя на региональных конкурсах, в рамках региональной политики и региональных программ поддержки местных производителей, с целью их развития, и создания новых рабочих мест. Мы уже приступили к реализации Указа Президента РФ по организации общественного контроля государственных и муниципальных закупок.

Мы – за честные закупки!

А.Х. – Благодарю, Олег Владимирович, за беседу. Уверен, совместными усилиями, мы сможем сделать много полезного, в интересах государства и общества.

 

ГРАЖДАНЕ РОССИИ – ЗА ЗАКОН!

Аркадий Халявин специально для



По всем вопросам, претензиям и предложениям по данной публикации обращайтесь к автору, Председателю НКО "ГРОЗА" Аркадию Халявину. тел.: 8-932-600-57-84, почта: [email protected]





  • Как вы считаете, каким будет рейтинг доверия президента Путина в 2019 году?

    Всего проголосовало: 171

    Смотреть все опросы
Еще ОБЩЕСТВО
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.

Гость редакции

Александр Высокинский: Грамотная стратегия обеспечивает гармоничное развитие