Мы – народ. Субэтносы великорусского народа - тоже коренные и малочисленные

ОБЩЕСТВО Комментировать

Мы – народ. Субэтносы великорусского народа - тоже коренные и малочисленные

Во Всемирный день коренных народов следует вспомнить  о тех из них, которые до сих пор не причислены к этническим меньшинствам. Речь идет о субэтносах великорусского народа

Во Всемирный день коренных народов следует вспомнить  о тех из них, которые до сих пор не причислены к этническим меньшинствам. Речь идет о субэтносах великорусского народа

Всемирный День коренных народов, установленный ООН, отмечается с середины 1990-х годов. К этому дню приурочиваются различные мероприятия – от фольклорных праздников до научных конференций. В современной России многое делается для поддержки коренных малочисленных этнических общностей, в целом ряде регионов приняты свои законодательные акты, регламентирующие государственную политику в отношении этих народов, созданы управления и министерства по делам коренных национальностей. Успехи и достижения федеральной и региональных властей на этом поприще можно было бы перечислять долго. 

 

Между тем в стране есть этнические группы, ведущие традиционный образ жизни и по всем признакам подпадающие под определение коренного малочисленного народа Севера (КМНС). Вот только правами, предусмотренными законодательством для КМНС, они не наделены. Потому что, будучи и коренными и малочисленными, они одновременно являются составными частями (субэтносами) русского народа. В Сибири к ним относятся различные группы старообрядцев (семейские, каменщики и другие), а также потомки русских старожилов: колымчане, марковцы, затундреские крестьяне… В Европейской части таковыми являются поморы, населяющие берега Белого и Баренцева морей и впадающих в них рек.

Сегодня русское старожильческое население, что на Европейском Севере России, что за Уралом, оказалось вне закона о коренных малочисленных народах. Между тем в укорененности этих людей на территории их проживания усомниться трудно: заполярный Пустозерск (НАО) основан в 1499 году, а на территории Архангельской области первые славянские переселенцы появились еще в XI-XII веках, а, возможно, и раньше. Между тем ни в Ненецком округе, ни в Архангельской, ни в Мурманской области поморы не признаны коренными малочисленными народами, на них не распространяются права и льготы, которыми обладают ненцы и саамы (в частности, в сфере рыболовства) и не являются, таким образом, субъектами национальной политики, хотя в Архангельской области действует несколько поморских общественных объединений, активно участвующих, например, в ежегодных межнациональных форумах. Правда, в Карелии предусмотрена поддержка традиционной культуры поморов (а равно заонежан и пудожан), однако и здесь их этничность не узаконена. «Поморский вопрос» могло бы решить включение поморов в федеральный Единый перечень коренных малочисленных народов. Но положительное решение вопроса тормозится.


 Байкальские поморы

Возражения, которые приходятся слышать, сводятся к тому, что поморы – часть русского народа (что совершенно верно) и потому претендовать на статус КМНС не могут. Звучат разговоры и о том, что поморские активисты раскалывают русский народ, запуская процесс партиципации единого этноса.

«Нет такой национальности – помор», – твердят противники наделения поморов правами КМНС. Между тем Конституция РФ говорит (ст.72, п.1, п/п «м») о защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных этнических общностей. Не национальностей – а именно  этнических общностей. В той же статье говорится и о защите прав национальных меньшинств (п/п «б»). Следовательно, понятия «национальное меньшинство» и «коренная этническая общность» не тождественны и, чтобы быть этнической общностью, вовсе не обязательно быть отдельной национальностью, а можно быть частью какого-либо этноса (субэтносом).

Ламы и поморы

Чиновники, политики, даже иные деятели науки, не говоря уже о простых обывателях, не понимают этих нюансов или не желают их понимать. Порой поморов отождествляют с арт-проектами вроде современных «вятичей», «кривичей», «голяди» и т.д. Иногда рассуждают о том, что поморы исчезли, без следа растворившись в русском народе, или же их вовсе не существовало никогда как самостоятельной этнической общности, а этим словом обозначаются просто любые жители любого морского побережья русского происхождения.  Утверждают также, что поморы были сословием в дореволюционной России вроде казаков или однодворцев, что тоже неверно.

Северные поморы. Кандалакша

Доказательством тому, что поморы – самобытная субэтническая общность, служат этническая самоидентификация многих жителей Севера России (в ходе последней Всероссийской переписи 3113 человека записались поморами), особенности материальной и духовной культуры, языка, традиционные занятия – рыболовство, мореходство и зверобойный промысел (увы, ныне запрещенный), свидетельства таких авторитетных исследователей Русского Севера, как Сергей Максимов, Николай Данилевский,  Петр Ефименко, писателя Бориса Шергина и многих других. С точки зрения позиционирования себя как этнической общности поморам проще, чем сибирякам (понятие «сибирские старожилы» включает добрый десяток русских субэтнических групп) или казакам, которых еще труднее объединить в некое этническое целое (у каждого казачьего войска – свои особенности, свои неповторимые черты, традиции и т.д.). Несмотря на это этничность поморов по-прежнему официально не признается. То же самое можно сказать и о сибирских старожильческих группах. Впрочем, не всех. В Якутии русскоустьинцы и походчане уравнены в правах с юкагирами и другими автохтонными народами республики. Получается, что якутские чиновники в Якутии больше заботятся о русских старожилах, чем русские чиновники в русских регионах о русских поморах – например, в Мурманской области.

Северные поморы

В завершение темы процитирую отрывок из доклада ассистента кафедры международного права и сравнительного правоведения юридического института Северного Арктического федерального университета имени М.В.Ломоносова Максима Задорина «ПОМОРСКИЙ ЗВЕРОБОЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ С ПОЗИЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ» (прочитан на конференции «Развитие Северо-Арктического региона: проблемы и решения», Архангельск, 2012 г.)

«Вопрос о признании поморов в качестве коренного малочисленного населения стоит бок о бок с правом местного населения на традиционное рыболовство и охоту на морских млекопитающих. Несмотря на то что поморское население не признано в качестве коренного малочисленного народа на территории Российской Федерации, с позиции международного права поморы вполне могут претендовать на этот статус, так как их самосознание, образ жизни, глубокое укоренение на конкретной территории, особые культурные и религиозные обычаи, равно как и язык, могут давать им право на это. Тем более что в Едином перечне коренных малочисленных народов существуют аналогичные этнические группы, которые также могут быть отнесены скорее к субэтническим и этнографическим группам, нежели к самостоятельным народам с позиции этнологов (например, кереки или нагайбаки). Но это не вопрос права, а скорее результат политической воли Правительства РФ, а также, вполне возможно, серьезных дискуссий со стороны ученых различных областей науки. К слову, даже не относя поморов к коренному малочисленному народу, было бы разумно обратиться к практике регионального законодательства. Как, например, в Якутии, где республиканская власть в своих законодательных инициативах пришла к тому, что в 2004 году распространила действие 82 федерального закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов (в соответствии с п.3 статьи 3) на русское арктическое старожильное население: русскоустьинцев и походчан. Также уместно отметить тот факт, что, даже не признавая в качестве коренного народа, государство должно учитывать их права в качестве языкового и культурного меньшинства (72 федеральный закон, статья 1; п.1 статьи 26 Конституции)».

Может быть, лучше прислушаться к молодым правоведам, чем к этнографам советской школы с их устаревшими представлениями о том, что есть «нация», «национальность», «этнос»?

Анатолий Беднов



Arctic™
  • Верите ли вы, что в ближайшие 5 лет в России могут произойти позитивные изменения а жизнь людей улучшится?

    Всего проголосовало: 151

    Смотреть все опросы

ОБЩЕСТВО

Сталкеров накажут! Что? В России слежка за людьми окажется вне закона
В России могут сократить время продажи спиртного. Какие еще «алкогольные» запреты существуют? И помогают ли они?
Мединский о том, кого можно считать «культурным человеком», а кого «тварью конченой»
Делить имущество при разводе станет проще? Как депутаты хотят облегчить неприятное дело
Налоговики хотят забирать подарки у детей за долги родителей. Раньше такого не случалось никогда. Что изменилось?
Мигрантам станет сложнее устроиться на работу. В России появятся списки запрещённых профессий для иностранцев?
Россия шишкует! Что происходит? Кедровые орехи из Сибири захватили мир
Конституционный суд разрешил изымать имущество у любого, кто не докажет его законность. А как это сделать?
IV Международный научный форум «Нюрнбергский процесс: история и современность»
Сохраняя будущее. Благотворительный аукцион, как Шанс
Еще ОБЩЕСТВО
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.