Понедельник, 28 июля, 16:20
Валюта на 28.07: USD: 35.0535, EUR: 47.2206 Погода на 29.07: МСК
ЕКБ
+30…+31
+15…+16

Сильные регионы – сильная Россия



Сейчас главное – понять основную цель, к которой должна идти Россия, а не метаться, пытаясь решить разновекторные задачи

Последние несколько месяцев политическая жизнь бурлит в ожидании тотальной демократизации и, в то же время, в страхе перед ней. Связано это оказалось с принятием поправок в закон о партиях, облегчающий их регистрацию, и введение выборности губернаторов. Такое ощущение, что власть и общество долго спали, и вот сейчас политика и все, что с ней связано, стало главным предметом обсуждения активной части общества. Каждый день с телеэкранов Путин и Медведев делятся своим видением развития политических процессов внутри страны, а новоявленные партийные, общественные и иные лидеры все больше и больше распаляются от чувства собственной значимости.

Итак, зададимся вопросом, ради чего развернулась такая активность? К чему мы хотим прийти? Ряд экспертов объясняет это тем, что власть пошла на уступки обществу, которое стало активным, да и сама власть так думает. Однако такое объяснение не вселяет оптимизма – почему власть так долго ждала, а общество молчало? И вдруг все произошло?

Причина тому, на наш взгляд, безрадостна. Имеем смелость отметить, что все проблемы, которые в России так и остались неразрешенными, лежат в плоскости отсутствия системы эффективного управления государством сверху донизу, и отсутствия обратной связи между властью и обществом. Поэтому у нас все и случается вдруг…

Понять, какую проблему решаем

В решении любой задачи всегда нужно видеть цель или проблему, ради которой предпринимаются усилия. Иначе решение разновекторных задач и разноуровневых проблем, как сейчас происходит, в конечном итоге не приводит к желаемому результату. К сожалению, в России, по ощущениям, сейчас так и есть: по нескольку раз беремся за насущные проблемы, не доводим до конца, потом кидаем все силы на решение другой проблемы, которая является причиной предыдущей, и так далее. Народная мудрость: хвост вытащим – нос увязнет. Не хочется думать, что это происходит намеренно.

Любые благие начинания можно сгубить и даже испортить таким подходом. Можно прийти к выводу, что основной причиной бед России, богатой страны, с умными и талантливыми людьми, часто работающими за идею, основной проблемой является отсутствие эффективной системы управления страной. Ее так и не создали за эти годы. Постоянно происходит латание дыр и попытка решать проблемы низкого уровня на высоком, когда президент страны решает вопросы конкретной семьи, ветхого жилья и так далее.

Могут возразить – какая там эффективная система! Люди не готовы к этому! Вначале должно измениться сознание советского человека, а потом уже и система заработает. Мы не согласны с этим. Сознание конечно первично, но даже самое прекрасное и понимающее сознание, не имеющее системы координат, не реализуется в этом мире. Напротив, сознание несовершенное, поставленное в определенные прогрессивные и стимулирующие условия, способно работать по-иному, приспосабливаясь и нарабатывая нужные навыки. Это уже из области биологии и психологии. Таким образом, не стоит ждать чуда, его нужно создавать уже сейчас.

Стоит задуматься, кому невыгодно создание системы – тем, кто ловит рыбку в мутной воде, коррупционерам всех мастей, особенно недобросовестным чиновникам на местах. И они, безусловно, делают все, чтобы такой системы не возникло. Зачем им активные граждане? Потому высшая власть и слышит от них (кто, кроме них, общается с властью?) такие предложения, которые никак не помогают укреплению в России реального федерализма и через него демократии. Мнение чиновников выдается за глас регионов и муниципалитетов, то есть граждан. Их много, очень много, но граждан в стране больше. И верховная власть готова поддержать общество на этом этапе истории. Власть и общество, вопреки множеству обстоятельств, опять встретились на историческом витке начала XXI века. Будет обидно, если они опять разойдутся, как уже было раньше, и пойдут каждый по своему кругу.

О гражданском обществе и не только

Сейчас много рассуждают на тему демократии в России, о гражданском обществе и его неразвитости, о коррупции, об отсутствии политической грамотности, о необходимости что-то с этим делать. Но что?

Стоит признать, что все попытки как-то изменить ситуацию сверху ни к чему не приводят. Гражданское общество формируется, скорее, вопреки, а не благодаря усилиям власти, поскольку структуры, будто бы выражающие интересы людей, созданы под патронажем власти и при ее опеке. А усидеть на двух стульях никак нельзя – либо ты власть, либо ты общество, которым эта власть управляет. Если мы, конечно, строим демократию. У нас же налицо все признаки корпоративного государства – общественное движение «Народный фронт», который кого только ни объединяет (!), возглавляет избранный президент Владимир Путин. Вполне похвальна забота власти о гражданском обществе, но чем больше забота, тем нелепее.

Власть должна быть готова к диалогу с реальным гражданским обществом, причем на равных. А этого-то как раз и не наблюдается. «Ты, вообще, кто? Какая там еще организация? Защиты чего…? У нас уже есть такая организация – ее Иван Иванович представляет. И он регулярно ваших защищает перед губернатором. Зачем нам вторая такая же организация?» – это типичный подход чиновников к нашему гражданскому обществу и к его инициативам. Им не важно, да они и не интересуются, сколько человек стоит за этой организацией – пятьсот или три. А удобнее там, где три – договориться легче. С тремя-то людьми.

О коррупции

Да, с коррупцией в России борются не покладая рук. С недавних пор чиновники должны отчитываться о своих расходах, а не только доходах. Как говорит один чиновник, скоро желающих идти на эту благородную работу вообще не будет. При этом эффект от всех действий – ноль. Деньги из центра, идущие в регионы, странным образом где-то частично растворяются. Как было, так и есть. И все прекрасно знают, почему. Но молчат. Потому что это касается всех, сверху донизу. Надо определиться – если мы строим демократию, то без активизации гражданского общества не решить данную проблему. Если же мы согласны на авторитарное государство, то нужно принимать жесткие меры к коррупционерам, как в Китае и Сингапуре. А существовать между двух основ, наверное, выгодно многим. Но проблема не решится.

О политической грамотности

Эта тема, на наш взгляд, надумана и вывернута наоборот. Не об этом надо говорить. Никто так не политизирован, как в России. У нас люди обсуждают политику на кухнях и в барах, в отличие от европейцев и американцев, которые вспоминают про нее лишь во время выборов. Это для России плохой знак.

Развитие партийной активности в России сейчас – это скорее дань ангажированной публике, несмотря на то, что это, так или иначе, шаг вперед. Россия и россияне пока не готовы мыслить в категориях партий (и будут ли когда-нибудь?), но вполне готовы мыслить в категориях своего региона, своего муниципалитета. Именно отсюда начинается демократия, которую у нас однобоко понимают как свободу слова и теперь еще свободу партийных объединений. Гражданин, не прошедший уроков демократии в решении повседневных вопросов на местах, которые требуют не только свободы, но и ответственности, не будет готов отвечать за свои поступки, если он создаст партию. Примеров тому много – Навальный, Удальцов и прочие товарищи вряд ли представляют, что такое ответственность перед народом, и не готовы ее нести. Поэтому мы в нашей статье обратимся к вопросу реального развития демократии в России с ее основ – федерализма. Поговорим о развитии России как реальной федерации, чего за последние 20 лет так и не случилось. Без этого говорить о создании партийной системы не имеет смысла.

Федерализм – что это такое?

Сейчас власть опять занялась любимым делом – разграничением полномочий центра и регионов, чем занимается уже добрых два десятка лет. Тем не менее, воз и ныне там. Потому что подход к проблеме точечный, не учитывающий все многообразие факторов, совсем не учитывающий потребности территориальных сообществ. Будем исходить из того, что путь России к реальной федерации – единственный путь. Невозможно управлять такой территорией из центра. По Конституции РФ, Россия это федерация, на деле она как была, так и остается унитарным государством. Причин тому много – наследие советского прошлого, отсутствие экономического взаимодействия между регионами, отсутствие гражданского общества, участвующего в контроле за властью на местах.

Мы не будем говорить сейчас о том, что в России нет демократии, и потому гражданское общество не работает – об этом говорят многие, и что с этим делать никто не знает. Да, это проблема России, но зачем биться в закрытые двери, если можно пройти через открытые? Не через долгое и порой ненужное воспитание политической сознательности, а через создание такой системы управления государством, где активность граждан будет автоматически развиваться и будет востребована. Еще раз напомним о процессе разграничения полномочий центра и регионов. Результат как видим налицо – высшая власть хочет активности на местах, хочет вовлеченности граждан в процесс, а получает псевдоинициативы, псевдоидеи и псевдолидеров. Потому что реальные идеи и реальные лидеры не будут устраивать шоу на улицах города, а будут делать свое дело в рамках государственных или частных учреждений, с большим трудом обходя барьеры, выстроенные самим же государством якобы для облегчения жизни граждан и борьбы с коррупцией. Плачевный результат по Виктору Черномырдину – «хотели как лучше – получилось как всегда».

Демократизация и федерализм

В связи с новыми тенденциями развития информационного общества, усиления стран второго и третьего эшелона, несущих собственные традиции, в мире, в том числе в странах с развитой демократией, все чаще обсуждается вопрос о неких трансформациях в традиционном государственном устройстве. Россия до сих пор не приняла ни одной обсуждаемой концепции до конца. Ее уникальное положение в мире не позволяет ей присоединиться ни к одной традиционной форме устройства государства.

В быстро меняющемся мире, возможно, и не стоит торопиться перестраивать политическую систему. Имеет смысл начать демократические процессы не со строительства стабильной партийной системы, что пока не имеет под собой почвы, а с демократизации принятия решений на местах, доступности власти на местах для населения.

Реальная федерация – это не просто форма государственного устройства. Она может представлять собой одну из специфических форм демократии. Федерация же формальная не может считаться демократическим институтом, поскольку ее природа изначально недемократична. Мы предлагаем сместить акценты с чисто политической тематики на территориальную. Предлагаем формировать демократию через активность граждан в повседневной жизни, через вовлечение их в реальный процесс принятия решений и контроля над властью.

Теперь, когда в России вновь вводится институт выборов губернаторов и упрощается процесс регистрации партий, жизненно важным моментом является выработка четкой стратегии и модели развития федерации. Иначе есть опасность вновь скатиться в 90-е годы, когда центр не имел никакой позиции, кроме «берите столько суверенитета, сколько надо», а регионы управлялись на основе кастово-бюрократической системы. В 90-е годы региональные интересы превалировали над общенациональными, рядом субъектов ограничивались свободы межрегиональной торговли, капиталов, рабочей силы, информации. На данный момент федеральный центр более силен, однако мы опять не имеем четких представлений о развитии федерации, а это может привести в худшем случае к отходу назад, или, в лучшем случае к формальной демократизации на публику. Поэтому сейчас как никогда важно понять потребности разнопрофильных территориальных сообществ, которые выполняют в нормальной ситуации интеграционную роль, презентуя центру свои запросы в экономических и социальных, а также культурных потребностях.

«Мировой кризис имеет в своей основе расширение самостоятельности территориальных сообществ в решении совокупности социально-экономических и этнокультурных и прочих проблем. Основная причина происходящего – в появлении новой системы интересов», – пишет С.Д. Валентей в своей книге «Федерализм: российская история и российская реальность».

Смена парадигмы приводит к формированию внутри региональных полюсов нового качества роста. И если раннее такую функцию обеспечивал центр, то теперь он выполняет более сложную задачу: координирует социально-экономические, этнокультурные и прочие интересы, реализуемые региональными центрами.

В России главную роль столетиями играл центр управления Российской империей, затем СССР, РСФСР! Таким образом, отставая от развитых стран в осуществлении демократических преобразований, в развитии рынка, мы опережали их в обеспечении многополюсности общественных отношений. Значит, сегодня России нет необходимости следовать по пути западной демократии. Если она пойдет по этому пути, то отстанет от мирового сообщества навсегда. У России есть свой путь формирования демократии – и это федерализм!





Реклама на сайте







Анонс событий










Авторская колонка

27 июня 2014г.

Юрий Крупнов: Открытое обращение Президенту России В.В. Путину о строительстве специализированных поселений для многодетных семей – «Городков демографического будущего»

– С учётом того, что в России всего проживает более 1,1 млн семей, имеющих трёх и более детей, а ресурс наличных «свободных» земель практически уже исчерпан, приходится прогнозировать неизбежный и фактически запланированный провал указанных важнейших государственных решений в отношении многодетных семей.



26 июня 2014г.

Юрий Крупнов: Самостоятельными политиками губернаторов сделает только госплан

– Основной вопрос сейчас: будет ли предложен новый формат управления страной, а по сути, будет ли создан госплан? Иначе согласовать 85 субъектов, которые, как молекулы в броуновском движении, движутся каждый в свою сторону, исходя из особенностей личности губернатора, мэра областного города, конфликта команд, невозможно.



Опрос

На ваш взгляд, кто должен принимать украинских беженцев на российской территории?

Нужна госпрограмма по украинским переселенцам. Сами регионы не справятся, слишком много вопросов.
Нужны региональные программы для переселенцев, и кроме того, у всех беженцев есть родственники в России.
Беженцами должны заниматься общественные организации и благотворители.
Не знаю, меня это не касается.
Нужны все каналы помощи - государство, регион, все люди доброй воли - слишком большая беда.

Читайте: Украинским беженцам присматривают пристанище в ДФО

Опрос

На ваш взгляд, необходимо ли увеличение расходов на оборону?

Да, это вынужденная и крайне необходимая мера
Да, оборонный бюджет нужно увеличивать, но не в ущерб социальному
Нет. Социально ориентированный бюджет - это приоритет
Пусть правительство решает, ему виднее
Бессмысленно обсуждать, все равно на все статьи денег не хватит

Читайте: Россия будет вооружаться за счет сокращения социальных расходов


Региональная власть России:









Реклама
Информация о доставке. Оформление цветами свадеб и праздников
akaciya-nsk.ru
Описание корзина для пикник а на 4 персоны с отделением сумкойхолодильник.
podaripodarok.ru
Новости компаний

Партнеры