11 244
Третьим будешь? Сверхамбициозная задача по «слому» дуополии «Боинга» и «Эрбаса» в российской авиации
11 244
Размер имеет значение! Как через регионы правительство намерено увеличить темпы экономического роста
11 244
"Обливание зеленкой" и травля работают против власти и на Навального считает политтехнолог
11 244
«Они готовы нанести вред интересам США, лишь бы навредить президенту», – политолог о безграничной ненависти к Трампу и русофобии в американской элите
11 244
Один пояс – один шанс! Политолог о возможности создания атмосферы доверия на евразийском пространстве
11 244
Против лома нет приема! Политолог о феномене «путинского большинства»
11 244
«Подобные реформы не могут давать быстрых результатов», – экономист о перспективах проведения реформ на Дальнем Востоке
11 244
«Запугать нас пытаются постоянно», – военный эксперт назвал причины проведения морских учений в Каспийском море
11 244
«Путин, уйди он от дел сегодня, все равно остался бы в истории как человек, восстановивший страну и вернувший ей роль мировой державы»
11 244
Евгений Куйвашев уже сделал свой сильный ход
Сиэтл+17.89°
0
Евро
0
Доллар

Общественные советы в России: реальный институт гражданского общества или фикция?

Накануне Владимир Путин поставил под сомнение существование общественных советов в том виде, в каком они есть. «Управляемые структуры» – сказал о них президент на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, когда министр здравоохранения Вероника Скворцова предположила, что именно общественные институты при медучреждениях смогут дать ту независимую оценку качества оказания услуг, внимание к которой акцентировал президент. Однако Владимир Путин назвал этот инструмент неэффективным. В чем дело?





28.03.17

Накануне Владимир Путин поставил под сомнение существование общественных советов в том виде, в каком они есть. «Управляемые структуры» – сказал о них президент на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, когда министр здравоохранения Вероника Скворцова предположила, что именно общественные институты при медучреждениях смогут дать ту независимую оценку качества оказания услуг, внимание к которой акцентировал президент. Однако Владимир Путин назвал этот инструмент неэффективным. В чем дело?

«Нам не нужны направления деятельности, нам нужен результат по каждому направлению», – сказал Владимир Путин.


И эта фраза может быть адресована системе в целом. Если раньше про эффективность общественных советов говорили только между собой в виде откровений, то сейчас после заявления президента можно сказать, что теперь это официальная позиция. Общественные советы (ОС) не работают. Почему? Одной из главных причин, по которой общественные советы стали абсолютно формальными и бесполезными институтами заключается в том, что часто председателями и членами этих советов являются сами чиновники. И здесь складывается парадоксальная ситуация, когда чиновники должны контролировать сами себя.


«Не имеет смысла создавать общественный совет, где заседают сами представители органов управления, по сути «слушая самих себя. Этот перекос нужно исправлять. Если мы хотим слышать реальное мнение общественности, быть открытыми к позиции экспертов, то систему общественных советов нужно совершенствовать», – говорил губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, анонсирую постановление правительства региональной власти, в котором было исправлена эта ситуация.

Таким образом, если заглянуть на сайт Новосибирской области, то можно убедиться, что действительно в состав общественного совета входят общественники, представители сельских поселений и образовательных учреждений. Насколько часто они заседают и какие решения принимают – другой вопрос.

В теории наличие общественных советов и других общественных объединений является гарантом функционирования гражданского общества, в задачи которого входит отстаивание интересов различных групп за тем, чтобы государство принимало решения, одобряемые большинством населения. Кончено, это в идеале. Но даже если вдруг в состав общественного совета попадают люди с конкретными идеями и решениями, то им тут же приходится сталкиваться с еще одной проблемой – отсутствие каких-либо реальных инструментов воздействия на власть.

«Общественные советы должны иметь право нормотворческой инициативы и право вето на решения нижестоящих органов исполнительной власти», – считает политтехнолог Олег Молчанов.

Речь о том, что у советов нет эффективных инструментов, который бы позволяли влиять на управленческий процесс. Совет может принять решение, но оно продолжает оставаться необязательным для исполнения. Более того, неугодный общественный совет может быть и распущен. Напомним, как в Свердловской области бывшим главой Регионального фонда содействия капитальному ремонту Александром Караваевым, с именем которого было связано много скандалов с сорванными сроками и исчезнувшими деньгами свердловчан, был распущен Общественный совет при Фонде. Общественники пострадали от того, что пытались честно (насколько возможно) контролировать деятельность регионального оператора. За то и пострадали. Все это могло бы и дальше остаться безнаказанным, если бы общественники сдались и не объединились в «Капнадзор», курировать который стал уже ОНФ.


Но это все региональные примеры, а как же система работает в Центре? Сейчас уже разработана модель, согласно которой каждый член общественного совета должен быть выбран из числа конкретной референтной группы, интересы которой он и представляет в госоргане. Например, в общественном совете при Минтруде есть представители бизнеса, профсоюзов, производителей и так далее. Но тема того, чем эти люди должны заниматься, кроме представительства интересов, продолжает оставаться актуальной. Согласно последней версии Открытого правительства, Общественные советы должны заниматься контролем закупок госоргана и анализом его отчетности. Эффективна ли их работа?

«Словосочетание "открыток правительство" не все министры знают. Это такая вещь в себе. Зарплату получает, но что делают – никому неизвестно», – комментирует политтехнолог Олег Молчанов.


Инициатором создания Открытого правительства, которое курировало работу общественных советов, является Дмитрий Медведев, а Михаил Абызов занимает должность министра Открытого правительства. Низкая эффективность работы общественных советов – спрос с них, т.к. это их прямая зона ответственности.

С августа 2005 года у федеральных органов исполнительной власти появилось право создавать общественные советы. Через семь лет после этого органы власти обязали создавать советы, так как без них они не имели права утверждать некоторые нормативные правовые акты. Например, федеральные целевые программы должны были проходить процедуру обсуждения в общественном совете при госоргане. Еще через шесть-семь лет – в 2013-2014 годах – разрабатывались стандарты деятельности общественных советов, расширялся перечень их функций. Теперь общественные советы могут вносить предложения, участвовать в заседаниях госорганов, рассматривать отчеты об исполнении публичных деклараций целей и задач и давать им оценки. Но это все на бумаге. Реальность говорит об обратном. Можно утверждать, что мы все-таки движемся на пути к гражданскому обществу. Но движемся очень медленно – шагом в семь лет.

А Вы довольны работой общественных советов?

КСЕНИЯ ШИРЯЕВА 







Реклама на Znak.com
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.