Сиэтл°
69.89
Евро
59.49
Доллар

Эксперт: Мы строим рыночную экономику, а среди регионов у нас социализм

В России, по данным Счетной палаты РФ, с профицитом исполнены бюджеты только 15 регионов. Госдолг регионов на 1 февраля 2017 года составил 2323,9 млрд рублей, снизившись с начала года на 29,3 млрд рублей, или 1,2%.

06.03.2017

В России, по данным Счетной палаты РФ, с профицитом исполнены бюджеты только 15 регионов. Госдолг регионов на 1 февраля 2017 года составил 2323,9 млрд рублей, снизившись с начала года на 29,3 млрд рублей, или 1,2%.

Расходы регионов на обслуживание государственного и муниципального долга составили 12,1 млрд рублей. В структуре долговых обязательств регионов продолжает увеличиваться доля задолженности по бюджетным кредитам с 42,1% на начало года до 45% на 1 февраля 2017 года.

Как должны выстраиваться межбюджетные отношения, нужно ли чтобы регионы стали более самостоятельными, Необходимы ли межрегиональные ассоциации, и какая форма федерализма нужна России – в комментарии Руководителя Центра стратегических коммуникаций 2S, к.э.н. Дениса Никитаса:

Если сравнить жизнь регионов с жизнью малых предприятий, то сейчас ситуация скорее близка к социализму, чем капитализму. То есть в экономике мы строим рыночную экономику, а среди регионов у нас социализм. Что я имею в виду? По сути, регионы сейчас скидываются в общий котел (федеральный бюджет), откуда потом распределяются деньги по всем субъектам. Это противоречие между рынком в экономике и социализмом в административной сфере рано или поздно приведет к конфликтам. Сначала межэлитным, межкорпоративным, а потом и может межрегиональным. «Звоночки» такие уже поступали.

Есть противоречие между проводимой политикой, в том числе Агентством стратегических инициатив, по созданию инвестиционно- привлекательного климата в регионе и отсутствием конкуренции между регионами. Конкуренция если и есть, то не рыночная, а административная. Она сводится к тому, где удобнее разговаривать с администрациями, где меньше «давят», где готовы помогать и бегать с тобой по инстанциям, а где пускают на самотёк.

Когда сподвижники Ельцина придумывали Конституцию и государственное устройство, они брали, в том числе, пример с ФРГ. Но там действительно скорее Федерация. У нас же строй ближе к унитарной республике. Высшее политическое руководство провозглашает политику многополярного мира, а внутри страны у нас сейчас выстроен однополярный мир с центром в Москве. Все знают, что если хочешь добиться важных крупных решений, то нужно ехать в Москву.

При этом Москва – это не экономический центр страны, а именно финансовый и административный. Экономика (добавленная стоимость) создается в совершенно иных регионах. И это второе принципиальное противоречие, которое уже приводит и будет и дальше приводить к конфликтам интересов.

А третья крупная проблема, которая пока не разрешилась, но арест Улюкаева одна из вершин этого айсберга, – это наличие государственных корпораций и построение, по сути, государственного капитализма. Это когда крупнейший бизнес управляется государственными людьми, а иногда и напрямую чиновниками. Эти корпорации по степени влияния сопоставимы и даже крупнее многих регионов хотя бы по масштабу бюджета.

Таким образом, наличие противоречий может быть решено с помощью создания крупных макрорегионов, создания многополярной, а не однополярной России, перераспределения налоговых отчислений в пользу регионов. Регионы должны стать более самостоятельными, но при этом они должны быть абсолютны равны в своих правах. Не должно быть никаких национальных субъектов, имеющих больше прав, чем области и края. Межбюджетные отношения сейчас таковы, что быть регионом-донором сейчас просто невыгодно.

Крупнейшие регионы-доноры сейчас – Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецские автономные округа и Тюменская область. То есть две столицы и три «газонефтяных» региона. При этом все понимают, что Москва только потому, что там «прописаны» большинство крупных компаний.

Государство не только не меняет центростремительную политику, но и усугубляет ее, расширяя Москву. Это все больше вынуждает главный экономический ресурс – человека – переезжать в столицу. По данным Счетной палаты, регионы находятся в многомиллиардных долгах. Причем кому должны?! Федеральному бюджету! Это порочная практика, когда забирают налоги, а потом заставляют влезать в долги.

Но так как региональные элиты чаще всего политически слабы, а федеральному центру крайне выгодна эта ситуация сохранения региональных диспропорций, без волевого политического решения трудно ожидать кардинальных изменений.



Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.