ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО
РЕГИОНЫ РФ
ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИКА
ПОЛИТИКА
ПОЛИТИКА
ПОЛИТИКА
ПОЛИТИКА
ПОЛИТИКА
Сиэтл+13.11°
67.41
Евро
57.29
Доллар

Ольга Чернокоз: Освоение Дальнего Востока – это проект ХХI века для России

С 1 февраля вступает в силу третий этап федеральной программы «Дальневосточный гектар» - теперь бесплатную землю на Дальнем Востоке  сможет получить каждый гражданин Российской Федерации



Колонка главного редактора Комментировать

01/02/16

С 1 февраля вступает в силу третий этап федеральной программы «Дальневосточный гектар» - теперь бесплатную землю на Дальнем Востоке  сможет получить каждый гражданин Российской Федерации. Безусловно, это новый важный шаг на пути реализации проекта, быть может, самого важного для России в ХХI веке,  имеющего огромное политическое и экономическое значение, поскольку включает в себя такие стратегические аспекты, как целостность страны,  преодоление демографического кризиса, ускорение развития производств и освоение огромных, до сих пор пустующих территорий. С началом третьего этапа контуры этого проекта прорисовываются все четче и яснее.


Предоставление возможности каждому россиянину получить бесплатный «дальневосточный гектар» трудно переоценить. Как показывает статистика, до сих пор заявки на приобретение земли подавали в основном жители Республики Саха (Якутия), Приморья и Сахалинской области, то есть регионов, и без того относящихся к Дальнему Востоку (кроме Якутии, из которой люди едут в более теплый край). Теперь же третий этап программы открывает перспективы десяткам, сотням тысяч российских семей нечерноземных областей, всей России  кардинально изменить свое социальное положение к лучшему. В первую очередь это касается молодых, сильных, инициативных, амбициозных людей.  Им открывается реальный путь для реализации своего потенциала.

Однако, учитывая наш менталитет, привычку к оседлости, нежелание покидать родные места, трудно предполагать, что переселение на Дальний Восток, пусть даже с бесплатным предоставлением земли, сразу приобретет массовый характер. Здесь нужна серьезная разъяснительная и организационная работа среди населения со стороны общественных организаций, патриотических клубов и объединений, государственных служб, тех же кадровых агентств, средств массовой информации. Важно, чтобы  это переселение переросло в патриотическое движение молодежи, такое же, каким оно было в период строительства крупнейших ГЭС в Сибири, Байкало-Амурской магистрали, освоения целины. Определенную работу в этом направлении ведет Агентство по  развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК ДВ), но этого явно недостаточно.

Государству необходимо озаботиться тем, чтобы это движение росло и ширилось, а не заглохло в самом зародыше. Необходимо и дальше совершенствовать и развивать программу «Дальневосточный гектар». Сейчас люди приобретают землю в основном для строительства собственных домов, ведения индивидуального сельского хозяйства, в некоторых случаях – создания небольших зон отдыха. Но не  лучше ли было бы, чтобы бесплатную землю могла получить сразу и группа людей, объединившихся в кооператив и решившая вести земледелие или животноводство в крупных масштабах,  создавать перерабатывающие производства? Есть и другие вопросы. К примеру, можно ли будет расширять свои угодья за счет бездеятельных соседей, и на каких условиях? Наконец, если переселенцы смогут наладить товарное производство, куда им сбывать свою продукцию? Возможно, придется создавать некое подобие сельхозкооперации, организации, действовавшей при советской власти?


Вопросов и проблем по программе «Дальневосточный гектар» остается еще много. К примеру, бичом этого мегарегиона являются большие расстояния между населенными пунктами, удаленность их больших городов. Значит, надо прежде всего развивать транспортную инфраструктуру. И это не только строительство автомобильных, железных дорог и веток, но и развитие так называемой «малой авиации», производство самолетов, способных садиться и взлетать с грунтовых аэродромов и площадок. Нужна обширная сеть самих таких аэродромов и должное их обслуживание.  Надо развивать и речной транспорт на малых и больших реках этого края.  Кто это будет делать – государство за счет бюджета или возможно привлечение частного капитала?

Проблем и вопросов, связанных с программой «Дальневосточный гектар», остается еще множество, и с расширением масштабов переселения их не будет меньше. Возможно, нам здесь не всегда необходимо изобретать велосипед, быть может, стоит повнимательней присмотреться к  зарубежному опыту. Тех же США ХIХ века или современного Китая. И ничего зазорного в этом нет. Умный учится на чужих ошибках. Главное, чтобы проект  ХХI века в России осуществился.

 

Ольга Чернокоз, 

член Общественного Совета Министерства по развитию Дальнего Востока,

политолог, генеральный директор медиа-холдинга «Регионы России»



Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.