Среда, 28 сентября, 05:40
Валюта на 28.09: USD: 63.6921, EUR: 71.6409
Юрий КРУПНОВ
Юрий КРУПНОВ
председатель «Движения развития», г. Москва

Юрий Крупнов: Необходима форсированная индустриализация Афганистана для замещения наркоэкономики

01.04.2014

Я хотел бы подчеркнуть идею «Безопасность через развитие», которую выдвинул Директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктор Петрович Иванов, – это очень русский принцип. Мне посчастливилось окончить Университет дружбы народов, который был создан в 1962 году как раз для массовой подготовки кадров для развивающихся стран. И во время учебы и потом, анализируя ситуацию, я воочию наблюдал: «Там, где Советский Союз – там для страны есть возможность развития, есть перспектива». Данная доктрина отражает наши национальные традиции и возможности, и особенно важно ее применить по отношению к планетарным центрам наркопроизводства, которые являются ключевой проблемой для решения проблемы наркотиков вообще.

Мне кажется очень важным тезис, который является исходным и в моем рассуждении: когда мы пытаемся что-то делать по отношению к планетарному центру наркопроизводства, то уровень концентрации усилий должен быть соответствующим. Невозможно сдвинуть большую гору плечами, без дополнительных сил. Здесь такая же ситуация, никакие отдельные разрозненные меры – без системной доктрины – результата не принесут.

Мы считаем, что в конечном счете альтернативное развитие для Афганистана означает организацию форсированной индустриализации Афганистана. И подробно наше предложение представлено в докладе «Новое поколение программ альтернативного развития для ликвидации афганского наркопроизводства». Очень хотелось бы, чтобы мы вышли на совместную платформу относительно того, как организовывать индустриализацию, учитывая всю специфику международной ситуации, и с другой стороны не забывая, что помимо денежных ресурсов существует огромное количество политических, местных, экономических ресурсов, которые находятся в распоряжении наших стран.

Я стал работать над этой проблемой пять лет назад, когда в Кабуле получил очень интересный и короткий ответ от господина Кристиана Конгио, контр-атташе посольства Италии в Кабуле на свой вопрос: «Что делать с наркопроизводством, как можно реально ликвидировать наркопроизводство?». При этом нужно учитывать, что по российскому телевидению пять лет назад обсуждались, например, такие вопросы: надо как-то закрыться от Афганистана, уйти из Центральной Азии, сделать барьер, буфер, границу – и мы тогда проблему решим. Но очевидно, что при любых затратах на границу это принципиально невозможно. Более того, по телевизору я слышал авторитетного эксперта, который сказал, что нужно стрелять по Афганистану крылатыми ракетами, чтобы кардинально решить эту проблему. И вот я спрашиваю господина Конгио, как решить проблему наркопроизводства. Он полицейский, человек с погонами – и я ожидал ответа, который соответствовал бы духу полицейского. Он сказал только одно: «Через электрификацию».

И вот я спрашиваю господина Конгио, как решить проблему наркопроизводства. Он сказал только одно: «Через электрификацию».

На мой взгляд, этот ответ опытнейшего профессионала мирового уровня отражает кардинально новый подход, который необходимо применить по отношению к ситуации наркопроизводства в Афганистане. Если мы не организуем форсированную индустриализацию на базе электрификации, если мы не дадим через электрический ток возможность организовывать массовые производства – как в сельском хозяйстве, так и в городах, то мы не дадим работу тому огромному количеству молодежи, которая в Афганистане составляет до 50% населения. Мы должны создать рабочие места – для этого нужна электрификация, для этого нужна форсированная индустриализация. И мы пытаемся разрабатывать такую концепцию.

В основе концепции лежит идея, что нужно создавать Центрально-Азиатский регион и начинать его рассматривать как будущий общий важный рынок. Как рынок процветания, рынок возможностей. Тем более что на этом рынке присутствуют более 300 млн человек уже сейчас. Рядом с этим рынком огромные великие рынки Европы, рынок Китая и Северо-Восточной Азии, и соответственно, мы должны относиться к Центрально-Азиатскому региону как к региону будущих возможностей, а не только как к региону, в связи с которым говорим о дестабилизации, экстремизме и наркопроизводстве. Давая оценку этому региону, который включает и советскую бывшую Среднюю Азию, и Иран, и Пакистан, мы имеем возможность через экономические методы заново поставить вопрос о ликвидации наркопроизводства.

Отсюда возникает понятие и содержание индустриализации. Индустриализация состоит из пяти базовых вещей.

Во-первых, это новые рынки, потому что если мы не создадим новый большой рынок, который сам себя обеспечивает, то получаемая за счет новых производств продукция не будет иметь применения.

Второй момент – крайне важный – это кадры. Напомню, что Советский Союз в 70-80-е гг. подготовил для Афганистана до 200 тысяч специалистов высшего и среднего специального образования. Если бы не трагические ситуации – и развал СССР, и гражданская война 90-х гг., то этот уникальный кадровый потенциал выступил бы главным фактором индустриализации. К счастью, этот потенциал до сих пор не потерян. И в Афганистане, и в Российской Федерации, и по всему миру – эти кадры есть, они дееспособны, это колоссальный потенциал. Но, конечно, нужно интенсивно начинать готовить новые кадры по всем базовым направлениям в индустриализации.

Третий момент – это, конечно, урбанизация, увеличение численности городского населения. С одной стороны, здесь есть сложные процессы, как разрастание Кабула, если брать Афганистан. Но, с другой стороны, мы видим, что возникают амбициозные проекты нового Кабула, нового Кандагара... И это хорошее направление для того, чтобы организовывать индустриализацию.

Четвертое направление – это новые индустрии. Нужно создавать наиболее подходящие для Афганистана производства. В нашем докладе есть матрица таких новых индустрий.

И наконец, пятый важнейший момент – создание базовых инфраструктур, без которых мы не сможем новые производства и новые кадры применить в полной мере. Таких инфраструктур существует три типа: гидроэнергетика, железные дороги, горно-обогатительные инфраструктуры и добыча полезных ископаемых.


Соответственно, если обсуждать эти инфраструктуры, то мы должны понимать, что имеются колоссальные потенциальные возможности для того, чтобы увеличить электровооруженность, электрообеспеченность афганской экономики. На границе Афганистана и Таджикистана, по трансграничной реке Пяндж возможен каскад из двенадцати гидроэлектростанций, которые вместе составляют 17,5 гигаватт установленной мощности. Это проект советского союза 70-х годов, проект абсолютно просчитанный – над ним работало более 100 научно-исследовательских институтов. Данный проект может стать началом всей индустриализации, тем более что это не только электричество и не только возможность создавать мощное производство (в том числе кластер водородного топлива, кластер удобрений и др.). Но это также и новая ирригация, новое орошение северных территорий Афганистана, что позволит – с агро-технической точки зрения – замещать наркопроизводство на современные продуктивные культуры.

На базе этих инфраструктур мы вполне можем организовывать создание электрифицированных железных дорог, прежде всего, железных дорог, соединяющих Таджикистан и Туркменистан с Пакистаном через Афганистан. Этот проект также концептуально прорабатывается в данный момент.

Очень важный момент – это создание Индо-Сибирского пути, в котором заинтересована и Российская Федерация, и все государства Индийского океана, поскольку это короткий путь в Сибирь – туда, где Россия видит новые возможности для своей собственной индустриализации. Можно выделить в качестве важной точки Сухой порт, порт перегрузки, логистический центр на границе Афганистана и Пакистана, который позволяет достигать на порядок большего грузопотока в интересах наших государств.

Колоссальное значение имеет и правильная разработка всех природных ресурсов Афганистана. Напомню, Советский Союз в 70-80-х гг. вложил более 3 млрд долларов на геологоразведку этих природных ресурсов – базовые разработки есть, есть колоссальные знания о том, какие ресурсы имеются и как их разрабатывать. Это крайне недооцененный потенциал.

В итоге, если мы говорим о 15-летней перспективе, то учитывая гидроэнергетические, железнодорожные проекты, проекты разработки полезных ископаемых, речь идет о массированном инвестировании средств, которые нужно собирать по мировому сообществу. В целом это 28 млрд долларов, но основная часть этих денег придет от разработки частного бизнеса, конкретных индустрий, конкретных мероприятий.

Как ни странно, сегодня очень много споров идет о том, как поднимать и российскую новую индустриализацию. Эта картинка, которая взята в основе своей из известного аналитического агентства Stratfor, которую они так и назвали – «Русская перспектива».

Я бы с ними согласился, поскольку сегодня мы активно начинаем восстанавливать российскую роль и участие в Арктике. Соответственно, если мы смотрим из Арктики на территорию вдоль Уральского хребта, на Сибирь, где создаются новые центры новой российской индустриализации, то мы выходим на Индийский океан. Это действительно для ближайших десятилетий очень интересная возможная Русская перспектива.

В заключение я хотел бы подчеркнуть два базовых пункта с точки зрения организации. Первое – нужно аккумулировать все ресурсы соседних с Афганистаном государств. Несмотря на колоссальные противоречия, имеет огромное значение консолидация усилий Пакистана, Ирана, России, Афганистана, Таджикистана для того, чтобы все-таки посмотреть на индустриализацию в том числе из интересов своей собственной новой индустриализации – и Пакистана, и России, и Ирана, и Таджикистана. Поскольку есть интересный формат Антинаркотической четверки – Пакистан, Афганистан, Таджикистан, Россия, – если к нему добавить Иран, то был бы очень интересный формат Антинаркотической пятерки, который мог бы рассматривать проблемы альтернативного развития.

И второй момент – надо четко понимать, что нам закрыться друг от друга по разным проблемам не получится. Последние 50 лет Афганистан и Россия очень тесно связаны друг с другом. И мы с необходимостью должны говорить об общей нашей судьбе. Поэтому, если будет развиваться Россия, если будет развиваться Афганистан, это будет в интересах наших обеих стран, – и это даст колоссальный ресурс для развития всей Евразии.

 Юрий Крупнов
Председатель Движения развития,
Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития
Член Попечительского совета журнала «Регионы России»

 

 




Оставить комментарий
Партнеры